|
|
Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен Новые вызовы — новые ответы: интеллектуальный капитал через информационные технологииВ условиях гибкого производства, построенного на активном сетевом взаимодействии в нестабильной внешней среде, координация структурных подразделений предприятия все менее может быть обеспечена традиционными средствами. Именно с этим связаны возрастающие расходы на ИТ как на необходимое условие конкурентоспособности. Фактической основой рыночной оценки компаний становятся не только материальные факторы, но и интеллектуальный капитал, включающий человеческий, структурный и клиентский капитал. Экономический успех предприятия больше не может быть достигнут за счет наращивания объемов выпуска одних и тех же товаров и услуг. Для того, чтобы хотя бы оставаться на плаву, необходимо непрерывно изыскивать новые пути создания новой стоимости. Сегодня конкурентное преимущество создается не столько за счет удешевления производства, сколько за счет производства исключительных продуктов (услуг), за счет способности предприятия генерировать инновационные потоки своей продукции. Это требует подчас огромных затрат. Если компании удается предложить рынку "исключительный" продукт, она становится своего рода временным монополистом, получающим сверхприбыль, которая окупает все затраты и позволяет захватить рыночную нишу. Цель организаций в новой экономике — создание инновационной стоимости и получение за счет этого статуса временной монополии. Предприятия, создающие умеренную (основанную на копировании чужих идей) и отрицательную (занимающиеся производством традиционных товаров и услуг) инновационную стоимость, жестко вытесняются с рынка. Непосредственным инструментом создания инновационной стоимости является наращивание интеллектуального капитала компании. За последние 20 лет существенно расширился разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в их балансовых отчетах, и оценкой этой стоимости со стороны инвесторов. В балансовой отчетности среднестатистической американской компании не находило отражения около 40% ее рыночной стоимости. Фактической основой рыночной оценки компаний становятся не только материальные факторы, но и интеллектуальный капитал, который включает человеческий, структурный и клиентский капитал. И если первый неотчуждаем от его носителя — работника, то структурный и клиентский капитал, напротив, является важнейшим стратегическим ресурсом компании. При этом к процессу наращивания и структурного, и клиентского капитала имеют непосредственное отношение информационные технологии. Структурный капитал — это способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении. В условиях современного рынка структурный капитал предприятий связывается с принципиально иной формой взаимосвязи компонентов производственно-технологического процесса, нежели в условиях массовых индустриальных рынков. Во-первых, в условиях высокодинамичной конкурентной экономики предприятия все чаще обращаются к идее выноса за свои пределы "центров затрат" и концентрации усилий на "центрах прибыли" — профильных бизнес-процессах. Передача же внешним специалистам организации вспомогательных бизнес-процессов позволяет сделать их высокотехнологичными, соответствующими последним веяниям времени. В мировой практике сокращение числа направлений, которые предприятие стремится контролировать, является тенденцией уже по крайней мере 20-30 лет. Так, в США среднестатистическая компания имеет стандартный отраслевой индекс (Standard Industry Code) = 2. За последние четверть века он снизился в 2 раза. Это означает, что за это время среднестатистическое американское предприятие сбросило вес вдвое, передав половину своих бизнес-процессов на аутсорсинг. Компании встают на путь "отшлифовывания" ключевых видов деятельности. Характеристика времени — отточенный и узкоспециализированный бизнес. Но это повышает требования к мониторингу, информационной увязке отданных на аутсорсинг процессов. Во-вторых, успешность рыночной адаптации предприятия зависит от того, насколько эффективно оно может управлять своей внутренней структурой. Конкурентная среда современной экономики непрерывно меняется под воздействием инноваций. Высокие и неожиданные темпы ее изменений усложняют условия, при которых фирма может добиться успеха. До сих пор можно было отчетливо выделить две конкурирующих управленческих парадигмы: фордизм и тойотизм. В начале XX века возник и стал основой управления производством фордизм — тип организации производства, в котором доминировали так называемые крупномасштабные (КМ) технологии. КМ-технологии позволяли обеспечить массовое производство однотипной продукции и, тем самым, осуществлять экономию от масштаба (economies of scale). Производство было основано на стандартизации и алгоритмизации действий работника, а управление сводилось к рационализации трудовых движений. Такой способ организации производства был "прозрачен" и не требовал сложных систем управления. Однако эффективным он оставался лишь до тех пор, пока существовал "стандартизированный" потребитель, пока рынок характеризовался стабильными, выравненными и унифицированными потребностями населения. До середины XX века это условие идеально выполнялось — доминировало массовое потребление. В СССР этот тип организации производства практиковался повсеместно вплоть до 90-х гг. XX века. С середины 1950-х гг. рынки начали претерпевать определенные изменения. КМ-технологии создали так называемый насыщенный рынок, на котором массовое потребление уступило место индивидуализированному. Этот тип рынков требовал производства, рассчитанного на удовлетворение гетерогенных и быстро меняющихся потребительских предпочтений. Соответствующая изменившимся условиям система организации производства воплотилась в концепции, известной как тойотизм и основанной на переходе к сетевым структурам производства. В основе тойотизма лежала система т.н. "бережливого производства" (leanmanufacturing), где принцип экономии от масштаба был заменен принципом гибкого производства и экономией на разнообразии (economies of scope). Цель гибкого производства состояла не в способности наращивания выпуска однотипной продукции, а в приспособленности к выпуску мелких и средних серий уникальных продуктов, рассчитанных на индивидуализированного потребителя, под фактический (а не прогнозируемый) спрос. Таким образом, новая система организации была ориентирована на сокращение цикла выполнения заказа, минимизацию складских остатков и излишков готовой продукции. Сравнение традиционной и постиндустриальной структуры организации и управления
Поскольку гибкое производство ориентировано не на прогноз состояния рынка, а на реальные информационные потоки, реализация его предельных возможностей требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных и бизнес-процессами предприятия. Это означает, что гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей информации. Для этого нужна система операции с данными, способная быстро рассчитать количество сырья и материалов для удовлетворения собранных заказов, предоставить возможности сценарного анализа альтернатив производственных решений. Поэтому ключевым моментом развития предприятий в современных экономиках является информационное обеспечение внутренних бизнес-процессов, взаимодействий предприятия с поставщиками, то есть — внедрение современных систем комплексного управления предприятием — ERP-систем и систем управления цепочками поставок SCM. Вместо индивидуальных автономных систем управления в рамках отдельных организаций на передний план выходят системы, управляющие межкорпоративными связями, способные отслеживать и стандартизировать действия агентов по всей цепи взаимодействий. Это ведет к значительному снижению транзакционных издержек и повышению гибкости предприятия. Таким образом, в условиях гибкого производства, построенного на активном сетевом взаимодействии в нестабильной внешней среде, взаимодействие структурных подразделений предприятия и их координация все менее могут быть обеспечены традиционными средствами. Именно с этим связаны возрастающие расходы фирм на информационные технологии, которые становятся необходимым условием конкурентоспособности. Индивидуализация спроса, его динамизм создают для предприятий необходимость наращивания также еще одной формы капитала — клиентского. Клиентский капитал организации — ее способность обеспечить принцип положительной обратной связи с потребителем. Как подмечают Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, "потенциальные покупатели и будущие служащие будут молить о продуктах, услугах, стратегиях и организациях, которые бы находили отклик в их душах… У людей есть сильная потребность в искусстве и поэзии. Это то, чего промышленность пока не понимает". Иначе говоря, компаниям сегодня необходима способность обрабатывать в реальном времени эмоциональные и культурные потребности людей, извлекать так называемый "экономический эффект задушевности" (economies of soul). Это и предполагает задействование клиентского капитала компании — смещение акцентов с производства обычных товаров и услуг на производство сложных социальных комплексов "продукт + потребитель + предпочтения", максимальное вовлечение потребителя в процесс создания продукта, обеспечение возможности улавливать индивидуализированные вкусы клиентов, и немедленно воплощать их в продукции. Сегодня понятно, что данная задача неразрешима без привлечения информационных технологий, без создания специализированных баз данных клиентов, без систем мониторинга и обработки информации о состоянии рынка в реальном времени, без обеспечения мгновенной обратной связи с потребителем. Поэтому ядром клиентского капитала компании становится не просто стратегия работы с клиентом, но и ее информационное обеспечение, реализуемое сегодня в форме CRM-систем. Владимир Карачаровский / CNewsAnalytics Кирилл Куницын: Промышленные предприятия увеличивают расходы на ИТ-сервисыНа вопросы CNews ответил Кирилл Куницын, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками промышленного сектора компании «Открытые технологии». CNews: Какие новые тенденции появились за последний год на рынке информатизации российской промышленности? Можно ли говорить о сохранении ранее сложившейся здесь позитивной динамики? Кирилл Куницын: В 2006 году заметно обострилась конкуренция между промышленными компаниями — как в мире, так и в России. В такой ситуации отечественные предприятия для успешного соперничества с зарубежными лидерами выбирают путь снижения затрат. Одним из возможных вариантов противостояния «развитому капитализму» стало объединение российских организаций в холдинги. Понятно, что инженерные разработки мирового уровня требуют серьезных временных и человеческих затрат. Каждый отдельно взятый завод не располагает необходимыми ресурсами. Объединение же позволит таким компаниям эффективнее использовать совместные ресурсы холдинга, повысить качество работы и увеличить конкурентоспособность Для успешного функционирования промышленных холдингов, подразделения которых зачастую находятся в разных регионах страны, необходима развитая ИТ-инфраструктура, позволяющая региональным предприятиям вести совместную работу. В связи с этой тенденцией на рынке автоматизации промышленных предприятий повысился интерес к средствам коллективного взаимодействия, позволяющим конструкторским бюро различных заводов работать как подразделениям единого предприятия: начиная от традиционной телефонии и заканчивая IP-телефонией и порталами для совместной работы. Наблюдается и другая тенденция. В течение последнего года ИТ-службы стали в большей степени ориентироваться на оказание сервисных услуг. Кроме того, все большее количество промышленных компаний выделяют ИТ-службы в отдельные подразделения и выводят их — как непрофильные активы — за рамки организации. Таким образом, получается, что головная компания «покупает» услуги у собственного ИТ-подразделения. С одной стороны, это позволяет четко отслеживать затраты на информационные технологии (в идеале — эти затраты всегда должны быть обоснованы с точки зрения основного бизнеса). С другой стороны — появляется риск, что ИТ-служба станет более пассивной, в меньшей степени заинтересованной в продвижении инновационных проектов (по сравнению с хорошей внутренней ИТ-службой). |