|
|
Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен Экономность пищепрома идет во благо отечественных разработчиков ПОЗатраты на аппаратное обеспечение продолжают составлять не менее 50% всех расходов российского пищепрома на ИТ. Техническое оснащение сохраняет в отрасли приоритет над программным. Выбирая недорогое ПО, отечественный пищепром закупает преимущественно продукты отечественной разработки. Затраты на ИТ предприятий пищевой промышленности за последние 4 года то увеличивались, то снижались. Один из взлетов информатизации отрасль переживала в 2002 году, когда затраты на аппаратное обеспечение приближались к 12 млрд. руб. Из самого объема расходов следует, что вероятнее всего для проведения первого этапа информатизации предприятия взяли крупные кредиты. В пищевой промышленности, как и в других секторах экономики, происходили и происходят слияния и поглощения. Многие пищевые предприятия с целью получения устойчивого и долгосрочного финансирования присоединялись к развитым на тот момент сырьевым, торговым и банковским холдингам. Именно материнские компании и могли быть главными донорами ИТ-проектов 2002 года. По каким-то причинам за существенными затратами на аппаратное обеспечение не последовало роста затрат на ИТ-консалтинг, ИТ-обучение и программное обеспечение. Они оставались на сравнительно низком уровне, не превышая в совокупности 2 млрд. руб. Это означает, что в 2002 году ряд предприятий отрасли остановились на обновлении своей компьютерной техники, закупке новых на тот момент серверов, проведении внутрикорпоративных сетей. Очевидно, откладывать это на более поздний срок было уже нельзя из-за опасности потери бизнеса. Характерной чертой процесса было то, что он проходил без значительных затрат на ИТ-аудит и ИТ-консалтинг. План обновления аппаратного обеспечения разрабатывался, очевидно, не внешними ИТ-консультантами, а силами внутренних ИТ-отделов. *Рассчитано по данным Росстата
Однако уже в 2003 году происходит резкий спад расходов на аппаратное обеспечение. Это говорит о том, что первая группа наиболее передовых предприятий завершила обновление своей компьютерной техники и перешла к следующему этапу информатизации — началу поиска подходящих информационных систем. В 2004 году происходит новый всплеск расходов на аппаратное обеспечение, обусловленный присоединением к процессу информатизации второго эшелона пищевых предприятий. В 2003-2004 гг. предприятия, сделавшие в 2002 году крупные закупки аппаратного обеспечения, начинают предъявлять больший спрос на программное обеспечение, позволяющее автоматизировать некоторые наиболее важные бизнес-процессы. В первую очередь информационные системы внедряются в бухгалтерии и адаптируются под нужды бухгалтерского учета. Параллельно — или во вторую очередь — автоматизируется внутрикорпоративный документооборот, затем складской учет и т.д. Как правило, напоследок остается адаптация и внедрение модуля управленческого учета. Причина здесь коренится в том, что для построения управленческого учета требуется интеграция в единую информационную систему всех бизнес-процессов. После очередного всплеска в 2004 году закупок аппаратного обеспечения следующая группа предприятий подключается к закупкам программного обеспечения и выходит на рынок информационных систем. Как и в 2002 году, план обновления компьютерных мощностей формируется силами внутренних ИТ-отделов. Вообще надо отметить, что компании пищевой промышленности явно не склонны активно пользоваться услугами внешних ИТ-консультантов и тратить большие деньги на обучение своих сотрудников работе с информационными системами. Т.е. ИТ-консалтинг становится не отдельной услугой, а частью проекта внедрения информационной системы. Что касается обучения, то на практике оно представляет собой одну-две обзорные лекции представителей фирмы-разработчика и набор отпечатанных материалов по функциям системы для индивидуального пользования по мере необходимости. Поскольку представители компании-разработчика периодически появляются на предприятии в рамках регулярного технического обслуживания внедренных модулей, а также в случае возникновения сбоев в работе системы, в это время им обычно и задаются накопившиеся вопросы. Если взглянуть на структуру ИТ-затрат отечественного пищепрома в 2006 г., то видно, что несмотря на снижение затрат на аппаратное обеспечение до уровня чуть выше 1 млрд руб., они тем не менее составляют 50% всех расходов предприятий на ИТ. За этим кроется устойчивая стратегия предприятий на отдание приоритета техническому оснащению над программным. Иными словами, стратегию можно кратко сформулировать так: "технику купим подороже, а программное обеспечение установим подешевле". В этой связи пищепром создает хорошую потребительскую нишу для отечественных разработчиков недорогих решений. Стратегия оправдана, поскольку пищевые предприятия представляют собой обособленные производственные комплексы, а не разветвленные холдинги, как в добывающей отрасли. Даже входя в те или иные холдинги, пищевые предприятия сохраняют определенную производственную и информационную самостоятельность. Не имея амбиций вывода своих акций на мировые финансовые рынки, они не связаны требованиями предоставления отчетности по МСФО, а следовательно, менее зажаты требованиями к информационным системам. Учитывая, что отечественные ERP-системы на сегодняшний день вполне способны покрывать задачи средних и даже отдельных крупных предприятий, есть все основания закупать именно эти продукты. Евгения Левина |