|
|
Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен Сценарии информатизация пищепромаПосле скачков расходов на закупку аппаратного обеспечения в 2002 и 2004 гг., процессы информатизации предприятий пищевой промышленности протекали довольно устойчиво. Совокупные расходы на ИТ в 2005 году составили немногим более 2 млрд. руб. Сохранится ли нынешняя стабильность? Что ждет отрасль в дальнейшем: очередной взлет расходов на ИТ или стагнация и замораживание информатизации на нынешнем уровне? Главное, от чего зависят дальнейшие инвестиционные возможности пищевой промышленности — это спрос на производимые продукты и, соответственно, финансовые средства, которыми будут располагать предприятия. Объем спроса на продукцию российской пищевой индустрии напрямую связан с количеством импорта. Он же, в свою очередь, связан с курсом национальной валюты, а тот — с ценами на нефть. Таким образом, мы видим, что дальнейшее состояние информатизации пищевой промышленности связано с мировыми ценами на нефть и с политическими решениями руководства страны по использованию стабилизационного фонда. Но это не единственный аспект. Важен также фактор протекционизма государства в отношении поддержки отечественного производителя и использования санитарных норм как инструмента внешней политики. В случае запрета поставок из других стран ряда пищевых продуктов, не соответствующих санитарным нормам (например, вино, рис), отечественные производители получают определенные рыночные преимущества. Правда, помня о том, как работают наши СЭС и какими путями получаются положительные заключения (ведь ввозились же более 10 лет и вино, и рис без всяких проблем со стороны надзорных органов) в случае применения аналогично жестких санитарных требований к отечественной продукции, еще большой вопрос - не столкнемся ли мы с дефицитом основных пищевых продуктов. Таким образом, предположительно два существенных экономических фактора, влияющих на финансовое благосостояние российских пищевых предприятий — курс рубля и масштаб протекционизма. Третьим фактором стоит назвать мотивацию руководства компаний проводить информационную модернизацию. Мотивация менеджеров далеко не последний фактор в конкурентной среде. Именно из-за падения мотивации зачастую проваливаются протекционистские проекты, и именно мотивация менеджеров заставляет предприятия искать оптимальные решения при нехватке финансовых средств. Сценарий протекционизма Рассмотрим первый сценарий. Принимается политическое решение применять жесткие требования к иностранной продукции и поддерживать курс рубля на нынешнем уровне. Такая политика приведет к появлению вакантных ниш на пищевых рынках, которые заполнят отечественные производители. Тем самым они повысят свои обороты и прибыль. Возможности финансировать дорогостоящие проекты возрастут, и мы можем ожидать появления ряда крупных заказов на ИТ со стороны пищевых предприятий. Учитывая, что парк серверов и компьютеров был обновлен в 2002 и 2004 гг., мы, видимо, станем свидетелями изменения структуры расходов на ИТ. Резко возрастут расходы на программное обеспечение и ИТ-консалтинг. Расходы на аппаратное обеспечение также увеличат темпы роста, но будут отставать от темпов расходов на ПО. Но это оптимистический взгляд на возможные последствия протекционизма. На самом деле протекционизм совершенно не обязательно стимулирует развитие предприятий (в том числе и информационное). Напротив, часто протекционистская политика дает совершенно обратный эффект — у руководства компаний возникает ощущение, что при наличии политической поддержки можно особенно ничего не предпринимать в отношении развития и получать свой доход без лишних усилий. Тогда исход будет совершенно иным. После ухода с рынка зарубежных конкурентов получим не рост, а снижение расходов на информатизацию. Причем как расходов на аппаратное, так и на программное обеспечение. Предположим, что протекционизм сопровождается решением «Центробанка» не препятствовать укреплению курса рубля. Тогда удешевление импорта сбалансирует принятые протекционистские (санитарные) меры, и в страну придет недорогая, но более качественная пищевая продукция и отечественные пищевые компании столкнуться с еще более жесткой конкуренцией, чем раньше. Финансовые ресурсы пищевых компаний даже сократятся, но стимулы к развитию и вложению в ИТ возрастут. В этом случае возможно как снижение расходов на ИТ, если нехватка финансовых средств будет острой, так и наоборот их рост, если объем финансовых средств останется на нынешнем уровне. Мотивированные растущей конкуренцией, менеджеры компаний начнут перераспределять имеющиеся средства в сторону увеличения ИТ-бюджетов. Основным стимулом к информатизации станет возможность более качественного управления затратами и, как следствие, возможность снижения себестоимости продукции. Развитие «по старинке» По второму сценарию, допустим, руководство страны отказывается от давления на иностранного производителя. Ситуация возвращается в прежнее состояние. Если при этом укрепления рубля происходить не будет, то предприятия пищевой промышленности продолжат придерживаться нынешней политики внедрения программных решений отечественной разработки. Начатые ранее проекты будут доведены до конца. В течение ближайших нескольких лет в процесс внедрения еще будут вовлекаться новые пищевые компании, но совокупные расходы на ИТ, скорее всего, не превысят 3 млрд руб., хотя их структура, возможно, будет перераспределяться в сторону роста доли программного обеспечения и ИТ-консалтинга. По завершении процесса информатизации будет наблюдаться стагнация расходов, а ИТ-компании будут выполнять регулярные обновления в рамках технического обслуживания. Если начнет происходить укрепление рубля, то пищевые компании столкнутся с притоком относительно низкокачественной, но дешевой импортной продукции. Конкуренция будет обостряться, что может привести к острому дефициту финансовых ресурсов и даже стагнации некоторых более-менее успешных производств. ИТ-бюджеты будут сокращаться в силу объективной нехватки средств. Многие начатые ИТ-проекты могут быть заморожены в нынешнем состоянии, но некоторые будут все же доведены до конца. Евгения Левина |