|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
Долгое время химпром довольно пассивно вел себя на рынке ИТ, однако в последние годы в отрасли наметились явные изменения в вопросе информатизации. Тем не менее, пока не очевидно, сохранится ли тенденция роста спроса на ИТ или произойдет откат назад, к спаду и "провалам" ИТ-потребления.
До сих пор отечественные химические предприятия не входили в число наиболее активных заказчиков ИТ. Индекс ИТ-емкости в российской химической отрасли являлся одним из самых низких, причем не только среди основных отраслей промышленности, но и в целом по экономике. Российский химпром в целом довольно пассивно вел себя на рынке ИТ, а крупные ИТ-проекты оставались уделом одиночек. Тем не менее, в последние годы в информатизации химической промышленности наметились явные изменения.
Так, если в 2004 году прирост ИТ-затрат в химпроме составил +16,7%, то в 2005 году — уже +51,5%, а в 2006-м году ИТ-затраты химических предприятий возросли еще в 1,47 раза. Основной вопрос заключается в том, насколько долго будет сохраняться наметившийся подъем интереса отрасли к ИТ - будет ли у этих тенденций продолжение (сценарий №1) или в ближайшие годы следует ожидать отката назад к спросу на ИТ, характеризующемуся "провалами" ИТ-потребления на фоне довольно низких темпов роста в 5-8% в год в номинальном выражении (сценарий №2)?
Информатизация отрасли: факторы влияния
Источник: CNews Analytics, 2007
В первую очередь отметим, что ожидание сегодня от спроса на ИТ слишком высоких темпов роста в 30% и более в год неоправданно в связи с особенностями наступившей фазы развития российской экономики, которые начинают делать ее похожей на экономики Запада. Особенности этой фазы — длительная экономическая стабильность и долгосрочная прогнозируемость развития наряду с достаточно высоким уровнем потребления высоких технологий, модой на них, но одновременно и "пресыщение" ими.
Длительная экономическая стабильность приводит к постепенному росту внутреннего спроса как со стороны населения на промышленную продукцию ввиду роста реальных денежных доходов, так и со стороны предприятий на продукцию друг друга (потребление дополнительных ресурсов, материалов, энергии, оборудования, технологий и т.д.). Последнее особенно важно для предприятий, не выпускающих конечную потребительскую продукцию, а ориентированных на "производство средств производства" (химпром здесь в одном ряду с металлургией, энергетикой и добывающей промышленностью). Например, увеличение спроса населения на косметическую и фармацевтическую продукцию приводит к росту производственных потребностей в этих отраслях, что автоматически влечет за собой и рост химического производства. Действительно, статистика показывает, что реальные объемы производства устойчиво растут от года к году, как следствие, предприятия получают дополнительные свободные средства для инвестиций в развитие — в том числе в ИТ. Кроме того, экономическая стабильность позволяет компаниям начать ориентироваться на долгосрочные цели, что в свою очередь, привлекает их внимание к соответствующим организационным и техническим средствам, в которых, опять же, ИТ играют далеко не последнюю роль. Это фактор, стимулирующий спрос на ИТ. И кстати все, что мы имеем сегодня позитивного в России, обязано своим появлением именно длительному (по крайней мере, уже лет десяти) периоду экономической стабилизации.
Однако следует учитывать и другой фактор, де-стимулирующий спрос на традиционные виды ИТ именно в стабильных "здоровых" экономиках. Речь идет о естественном снижении значения информационных технологий в системе ключевых компетенций предприятия, по мере того, как инвестиции в ИТ приобретают массовый характер. Поэтому номинальный рост спроса на ИТ в 20-30% для "зрелых" экономик является уже чрезмерным. Для более же резких изменений необходимы "особые" причины. В химической промышленности они на сегодняшний день, казалось бы, появляются.
Вышеперечисленные факторы говорят в пользу сценария №1 (консервативного) развития спроса на ИТ - в том числе и в химической промышленности, в которой наиболее крупные игроки уже давно провели основной этап информатизации своих производств, а развитие прочих предприятий отрасли сдерживается по причинам, в общем-то, традиционным. Отметим, как минимум, три основные.
Первая — несмотря на то, что отечественный химпром является экспортно-ориентированным, на внешнем рынке представлены только единичные игроки. Вход на мировой рынок субконтрактов новых российских игроков (что могло бы привести к спросу на ИТ с их стороны в связи с необходимостью привести производства в соответствие с западными стандартами) сдерживается, причем по причинам, не зависящим от конкурентоспособности предприятий и их оснащения высокими технологиями. Факторы в данном случае чисто внешнеполитические — введение в отношении российских химических и нефте-химических компаний антидемпинговых и иных дискриминационных мер в США, Евросоюзе, Китае, Индии, ряде стран Восточной Европы и Латинской Америки — по опубликованным данным в текущий период действует 16 дискриминационных мер в 8 странах мира.
Вторая причина — второстепенная (по крайней мере, на данный момент) роль в российском химическом комплексе предприятий глубокой переработки. В настоящее время в среднем более 50% затрат химической отрасли составляют расходы на сырье и материалы. При этом основными заказчиками крупных и сложных ИТ, в частности КИС с развитыми производственными и клиентскими модулями, являются именно перерабатывающие предприятия.
Третья причина - заполнение перспективных внутренних рыночных ниш импортируемой химической продукцией и "выдавливание" российских предприятий в низкотехнологичные ниши, в частности, ниши продукции низкого уровня переработки или чисто сырьевые, работа в которых не требует по большому счету высокотехнологичного переоснащения производств.
Однако рост спроса на ИТ в последние два года не просто очевиден, но колоссален — как уже отмечалось, на уровне 50% в год. Это означает, что в отрасли сегодня существуют те самые "особые" условия, заставляющие предприятия инвестировать в ИТ сверх обычного устоявшегося уровня. Совокупность таких условий делает вполне вероятным и второй среднесрочный сценарий развития спроса на ИТ в химической промышленности — интенсивный (сценарий №2).
Одним из главных факторов, работающих на второй сценарий, является общее оживление промышленности в России. Повышение внутреннего спроса на продукцию целого комплекса отраслей приводит к росту объема заказов химического комплекса. Примеров много. Так, автомобильная промышленность нуждается в увеличении производства резинотехнических изделий и пластмасс, спрос на которые еще более подстегивается планируемым переводом основных импортных сборочных производств на режим "промышленной сборки", предусматривающий 30-50%-ную локализацию производства. Авиакосмическая промышленность предъявляет спрос на продукцию тонкой химии, конструкционные материалы и изделия спецметаллургии. Переживающая бум легкая промышленность увеличивает спрос на химволокна. Бум строительной индустрии приводит к росту спроса на полимерные, синтетические, декоративно-отделочные материалы. Расширяется потребность в продукции химпрома в фармацевтической индустрии. Немалую роль здесь сыграли национальные проекты, такие как "Доступное жилье" и "Здоровье". Все это приводит к общему оживлению и расширению химических производств и, как следствие, формированию потребностей химпредприятий в ИТ (в связи с расширением и производств и повышением их качества), вкупе с появлением дополнительных средств для соответствующих инвестиций.
Вторым немаловажным фактором, стимулирующим повышенный спрос на ИТ в химической промышленности, является новая волна реструктуризаций. Среди ключевых проектов, получивших широкое освещение, можно отметить как минимум следующие: создание Каспийского газо-химического комплекса, развитие газо-химического комплекса в Томске, строительство производства полипропилена на "Тобольскнефтехиме". Новооборазованные структуры создадут новую волну заказов на ИТ. Достигнуть эффекта от масштаба на гигантских предприятиях и при этом не потерять управляемость компаниями — их сверхзадача, немалая часть в решении которой ложится на ИТ. Возникнет огромная составляющая базовых затрат на ИТ, охватывающих весь цикл от ИТ-аудита до конечных внедрений. Наиболее важным для управленцев станет создание единой системы менеджмента на всех объектах управления, что, в свою очередь, приведет к увеличению расходов компаний на КИС и сопровождающие услуги по системной интеграции.
Третьим фактором в пользу интенсивного сценария является сопряженное развитие сырьевых, нефте-химических и химических компаний. Сегодня можно говорить о начавшейся тенденции интеграции нефте-газодобывающих компаний или отдельных их производств с химическими и нефте-химическими предприятиями. В качестве примеров опыта таких совместных производств можно привести "Татнефть", "Сибур", "Лукойл" и др. Образование интегрированных производств наряду с новыми потребностями в ИТ приносит и дополнительные инвестиционные средства на эти цели.
Четвертым фактором, приводящим к росту спроса на ИТ в химической отрасли, является ее высокая чувствительность к системам контроля качества, системам промышленной и экологической безопасности, мерам технического регулирования, системам норм и оценок соответствия — то есть ко всем тем вспомогательным производственным процедурам, которые напрямую поддерживаются современными ERP-системами.
Наконец, нельзя недооценивать формирование новых ИТ-потребностей у старых ИТ-заказчиков — больших химических и нефтехимических холдингов, которые в связи с увеличением объема работ сталкиваются с проблемами разрастающегося объема необходимой для обработки информации, чрезмерного увеличения нагрузок на аппаратную платформу, перегрузок серверных мощностей и др., сказывающихся на основные показателях бизнеса. Многие крупные предприятия сегодня совершенствуют и расширяют ранее сформированную ИТ-инфраструктуру.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics