|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
В целом эксперты оптимистично оценивают будущий спрос новых энергетических компаний на ИТ. Однако, важно и то, насколько эти потребности будут осознаваться новыми собственниками, какое место займут в системе приоритетов управления. Кроме того, необходимо учитывать административно-бюрократический характер проводимой реформы. Эти размышления наводят на более пессимистичный сценарий развития спроса на ИТ в «обновленной» российской энергетической отрасли.
В прошлом году CNews Analytics рассматривались возможности трех основных сценариев развития спроса на ИТ в энергетике. Первый сценарий — резкое наращивание расходов на ИТ, когда темпы роста ИТ-затрат будут увеличены в разы. С учетом масштабов реформ, с одной стороны, и ресурсных ограничений, с другой, он казался возможным только в случае отвлечения средств от другого конкурирующего направления в общей политике модернизации технологической инфраструктуры энергетики — процессов обновления основных фондов.
Второй сценарий (обратный) предполагал, что выбор будет сделан в пользу обновления основных фондов, а ИТ-проекты притормозятся. Обновление основных фондов — очень дорогостоящая задача, поэтому ожидалось, что при таком политическом выборе ИТ-инвестиции рискуют резко сократиться.
Наконец, был рассмотрен промежуточный сценарий, если РАО ЕЭС будет проводить комплексную инвестиционную политику — тратя понемногу (либо поэтапно) в обоих обозначенных направлениях. Тогда темпы информатизации будут весьма скромными, хотя и прогнозируемыми.
Фактор | Направление действия фактора | |
Стимулирование спроса на ИТ | Де-стимулирование спроса на ИТ | |
Общие факторы | 1. Экономическая стабильность, рост внутреннего спроса на промышленную продукцию, в том числе — на энергоресурсы, появление возможностей долгосрочного планирования 2. ИТ становятся «производственной нормой», сформировалась мода на ИТ |
Важной конкурирующей (отнимающей средства) статьей по отношению к ИТ-инвестициям являются инвестиции в модернизацию основных фондов |
Факторы, специфические для отрасли | 1. Стратегический статус отрасли, единый контроль над ключевыми процессами информатизации и их централизованное программное финансирование. 2. Появление новых собственников (региональных ОГК и ТГК), перед которыми встает задача повышения прибыльности и капитализации активов, обеспечения контроля над ними 3. ИТ являются базовым элементом всех этапов производственно-управленческого процесса предприятий энергетики — генерации, распределения, контроля и мониторинга, обеспечения безопасности и отказоустойчивости и т.д. |
1. Псевдорыночный характер новых энергетических компаний, привычка к работе по административной схеме, возможное недостаточное понимание ими рыночных функций ИТ 2. Опасность пост-реформенной структурной инерции, невозможность новых энергетических компаний действовать самостоятельно ввиду нерешенности бюрократических вопросов |
По целому ряду факторов — от экономических до политических — именно первый сценарий рассматривался как наиболее перспективный. Сегодня мы имеем ещё одну дополнительную временную точку, позволяющую уточнить прошлогодние прогнозы. В 2004, 2005 и 2006 гг. прирост ИТ-затрат в отрасли составил, соответственно, +50%, +76% и +13%. Таким образом, с одной стороны, взятый ранее уровень ИТ-расходов в 2006 году был удержан и воспроизведен, но с другой стороны, темпы роста резко сократились.
Это наводит на ещё один дополнительный ракурс рассмотрения проблемы — ведь не исключено, что «программная» составляющая ИТ-инвестиций в отрасли может начать в среднесрочной перспективе свертываться, а основная работа по модернизации производств постепенно начнет перекладываться на новообразованные «рыночные» генерирующие компании. Такой поворот полностью логичен с точки зрения рыночного по сути замысла реформы (иначе, зачем было дробить единую энергосистему на самостоятельные коммерческие предприятия?), хотя и несколько противоречит принципам технологической безопасности. Тем не менее, такой вариант необходимо учесть в сценариях. Всё будет зависеть от ответа на вопрос — как будут вести себя в сфере высокотехнологичной политики новые коммерческие энергетические компании?
Сначала позитивный взгляд на проблему. Он предполагает, что даже при полном делегировании ответственности за ИТ-модернизацию производств новообразованным структурам, ИТ-расходы будут наращиваться, пока потребности в них ни будут в полной мере удовлетворены. Аргументы в пользу этого, несомненно, существуют и довольно весомы. Вот только некоторые из них, широко обсуждаемые в экспертном сообществе.
Во-первых, с точки зрения здравого смысла должна продолжиться политика создания единой ИТ-инфраструктуры новой энергетики. ИТ-расходы будут существенны, поскольку чем сложнее организация холдинга (а теперь региональные АО-энерго делятся на почти автономные коммерческие структуры по видам деятельности — генерация, сети, сбыт и ремонт), тем сложнее совершенствовать систему их информационного взаимодействия между собой и управляющей компанией, тем сложнее проводить единую политику безопасности и, тем логичнее планировать и внедрять ИС консолидировано.
Во-вторых, новообразованные компании должны будут начать решать принципиально новые для них рыночные задачи повышения прибыльности и капитализации своих активов, и в данном случае ИТ вновь сыграют определяющую роль. В частности, для выхода на территориальные и оптовые рынки электроэнергии, новым компаниям необходимо создать систему учёта поставок электроэнергии, обеспечить информационно-технологическую поддержку финансовых расчетов, в режиме реального времени получать информацию о выработке электроэнергии по каждой точке учёта, обеспечивать сбор и хранение результатов измерений и т.д. Эти задачи могут поддерживаться комплексными ИТ-решениями.
В-третьих, по мнению экспертов, ИТ для новых энергетических компаний начнут играть роль «страхующего пояса» изношенных основных фондов, доставшихся новым компаниям от их прародительницы РАО ЕЭС. ИТ могут помочь новым компаниям оценивать и перераспределять нагрузки, прогнозировать риски, оценивать угрозы, предотвращать техногенные катастрофы как локального, так и регионального характера.
Наконец, в-четвертых, в связи с резким ростом количества решаемых новыми энергетическими компаниями задач, эксперты предсказывают в скором времени значительное увеличение финансирования внутренних ИТ-служб, их кадровое и технологическое усиление, или даже вывод ИТ-подразделений в самостоятельные дочерние структуры.
Таким образом, в целом эксперты достаточно оптимистично оценивают будущий спрос новых энергетических компаний на ИТ. Однако, кроме потребностей, важно также оценивать и тот факт, насколько они осознаются новыми собственниками новых компаний и, если осознаются, какое место занимают в системе приоритетов управления. Кроме того, необходимо учитывать административно-бюрократический характер проводимой реформы, имеющий свои особенности. Эти размышления наводят на более пессимистичный сценарий развития спроса на ИТ в «обновленной» российской энергетической отрасли.
Прежде всего, рассматривая перспективы сворачивания интенсивной политики ИТ-расходов, следует помнить о не менее — а может, и более — насущной для новых энергетических компаний проблеме изношенности мощностей. ИТ могут помочь управлять соответствующими рисками, но устранить необходимо всё же саму причину. Поэтому, как мы уже отмечали, отвлечение перенос акцентов в инвестиционной политике новых энергетических компаний с ИТ-инвестиций на капитальные инвестиции вполне обоснован. Тем более что руководства новых компаний столкнутся практически сразу со значительными ресурсными ограничениями, которых они ранее не испытывали, находясь «под крылом» РАО ЕЭС, и в политике расходов должны будут принимать очень непростые решения.
Второй аргумент в пользу сценария сдерживания расходов на ИТ лежит в совершенно иной плоскости. Важно учитывать «псевдорыночный» характер новых энергетических компаний. Фактически это приватизированные «штабы клерков» бывшего РАО ЕЭС, привыкшие к работе по административной схеме. Перевод этих компаний на рыночный формат работы — отдельная большая проблема, под которой могут оказаться похоронены многие модернизационные прожекты. Кроме того, с их стороны возможно просто-напросто недостаточное понимание рыночных функций ИТ, ощущение (в чём-то не лишённое оснований) их второстепенности на фоне более важных проблем.
Третий аргумент в пользу возможного сдерживания ИТ-расходов в энергетике — это угроза структурной инерции. Новорожденные «дочки» региональных АО-энерго пока мало на что способны — и, скорее всего, их всех будут какое-то время доводить «сверху» до нужного формата, удовлетворяющего высших государственных чиновников. Здесь есть своя логика — так проще всего выдержать принцип единства организационных схем и технических стандартов — ключевое, что будет связывать теперь коммерчески самостоятельные кусочки бывшей энергосистемы. Однако существует и опасность затягивания и бюрократизации этого процесса.
Если фактическое решение о делегировании новым энергетическим компаниям полномочий по развитию производств и управлению ими «наверху» будет принято, но при этом процесс окончательного оформления их статуса как полноправных новых собственников затянется, что вполне типично для российской практики, то все переложенные на плечи новорожденных компаний программы и проекты окажутся подвешенными в пустоте, начнут «пробуксовывать». При этом далеко не факт, что новым собственникам удастся быстро справиться с такого рода структурной инерцией, когда для начала самостоятельной деятельности будет не хватать то одних, то других бюрократических «запятых».
Владимир Карачаровский / CNews Analytics