|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
Как и другие капиталоемкие отрасли, где ИТ не включены в процесс создания прибыли, пищепром характеризуют разовые крупные ИТ-затраты, за которыми, как правило, следует сокращение ИТ-бюджета до минимального уровня, необходимого для поддержания в рабочем состоянии внедренной ИС. Отрасль уже решила основные стратегические задачи ИТ-модернизации в 2002-2004 гг. Соответственно, умеренный рост, перемежаемый "провалами" ИТ-затрат, является вполне реалистичным сценарием развития на среднесрочную перспективу.
Пищевая промышленность относится к разряду капиталоемких отраслей. К ним также также можно причислить, например, легкую, металлургическую, добывающую промышленность. Капиталоемкие отрасли характеризуются тем, что здесь высокие технологии как таковые "исключены" из процесса создания прибыли. Это отнюдь не означает, что ИТ в этих секторах не имеют значения. Естественно, нет – экономия издержек управления, оптимизация бизнес-процессов, улучшение эффективности работы с клиентами и поставщиками – все это вещи, которые без современных информационных систем работают с большими пробуксовками.
Однако, если, скажем, для электронной, космической промышленности или компьютеростроения потребление и совершенствование ИТ является неизменной составляющей роста технологического уровня производства, то в таких отраслях, как пищепром, ИТ выведены из главного технологического цикла и являются лишь вспомогательным средством, повышающим удобство и эффективность управленческой деятельности. Для таких предприятий крупные ИТ-затраты являются "разовой" процедурой, за которой, как правило, следует сокращение ИТ-бюджета до минимального уровня, необходимого для поддержания в рабочем состоянии внедренной ИС. В процессах информатизации пищевой промышленности эта логика проявляется особенно отчетливо.
Динамика ИТ-затрат в пищевой промышленности
Источник: CNews Analytics, 2007
После "выброса" ИТ-затрат в 2004 году, когда расходы на ИТ в отрасли выросли в 3,4 раза (+240,4%), пищепром вступил в типичную для него фазу умеренного роста, гораздо менее интенсивную по сравнению с другими отраслями. Например, только к концу текущего года можно ожидать восстановление уровня ИТ-затрат 2003 года (порядка 3 млрд руб.), когда отрасль решала базовые проблемы информатизации и активно инвестировала в ИТ. Уровень же 2004 года (более чем в 10 млрд руб.), скорее всего останется непревзойденным еще долгие годы.
В ближайшее время рост затрат вряд ли превысит 15-20%. Это обусловлено прежде всего тем, что с одной стороны, сектор в 2002-2004 гг. уже решил основные стратегические задачи ИТ-модернизации, с другой стороны, с тем, что пищепром, как уже говорилось вначале, - типичная ресурсоемкая отрасль, для которой ИТ не дают прямого вклада в конкурентоспособность. Поэтому умеренный рост, перемежаемый "провалами" ИТ-затрат, является вполне реалистичным сценарием развития на среднесрочную перспективу.
В отрасли несколько более интенсивно начинают использоваться телекоммуникационные возможности. В 2004 году предприятия пищевой промышленности увеличили затраты на связь на 74%. В 2005 году, правда, последовало сокращение телекоммуникационных затрат (-29%), хотя в целом взятый в предыдущий год уровень интенсивности использования телекоммуникационной инфраструктуры не сильно упал, при этом 2006-й год вновь принес рост затрат на связь на 13%.
Тем не менее, о значительном потенциале телекоммуникационных средств с точки зрения вклада в эффективность бизнеса пищевых предприятий говорить нет оснований. Пищевые комбинаты не имеют разветвленной холдинговой структуры и достаточно автономны с точки зрения конечного производства, поэтому резкого роста затрат на услуги связи от них ожидать не приходится. Так же как не стоит связывать отмеченные колебания этого вида затрат со снижением деловой активности в отрасли, что для холдинговых "сетевых" отраслей означало бы именно это.
Доля ИТ-затрат пищевой промышленности в общих ИТ-затратах в экономике
Источник: CNews Analytics, 2007
Дополнительным показателем того, что отрасль инвестирует в ИТ по остаточному принципу, являются отстающие от ВДС темпы роста спроса на ИТ. Начиная с 2004 года, отставание в темпах роста затрат на ИТ от темпов роста прибыли пищевых комбинатов составляет 10-20%. Наряду с этим, проявляет тенденцию к сокращению и доля отрасли в общих ИТ-затратах в экономике. Даже если исключить 2004 год (год "выброса"), то можно видеть, что этот показатель уменьшился с 2,5% в 2003 году до 1,54% в 2006 году.
Тем не менее, нельзя говорить о полном отсутствии потребностей в ИТ у пищевых предприятий. Во-первых, компании отрасли высокочувствительны к контролю качества продукции, которое в случае продовольственных товаров определяется покупателем мгновенно. Это создает потребность в аппаратно-программных средствах, позволяющих осуществлять контроль продукции на соответствие стандартам качества. Здесь надо сказать, что хотя отечественные производители ориентируются в основном на внутренний рынок, они имеют дело с довольно избалованными западными стандартами покупателем, так как пищевой рынок – один из немногих в России, которые довольно плотно осваиваются крупнейшими иностранными корпорациями. Конкуренция здесь как нигде высока и планку качества приходится держать изо всех сил. Фактически, не имя выхода на мировой рынок, отечественные производители продовольственных товаров сталкиваются с жесткой мировой конкуренцией на своей территории.
Короткий временной лаг между приобретением пищевой продукции и распознаванием ее качества приводит к невозможности для производителей адаптироваться к рынку за счет созданной в прошлом репутации. В этом смысле пищевые предприятия вынуждены крайне внимательно относиться к системам контроля качества и каждый раз доказывать покупателю достоинство своей марки.
Во-вторых, современный рынок продовольственных товаров отличается насыщенностью и широким разнообразием ассортимента. Жизненный цикл товаров на продовольственном рынке очень короток, а значит, процессы рыночной самоорганизации протекают очень быстро. Обойтись в таких условиях без современных ERP- и CSM-систем невозможно. Императив гибкости – второе, что заставляет предприятия пищевой промышленности автоматизировать управление производством.
Но есть факторы, занижающие для пищевых производств мотивы к инвестированию в ИТ. Пищевые предприятия представляют собой обособленные производственные комплексы. Даже входя в те или иные холдинги, они сохраняют значительную производственную и информационную самостоятельность. Не имея амбиций вывода своих акций на мировые финансовые рынки, они не связаны требованиями предоставления отчетности по МСФО, а следовательно, менее ограничены требованиями к информационным системам.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics