|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
Отрасль пищевой промышленности, инвестируя в ИТ по остаточному принципу, периодически склонна к "выбросам" ИТ-затрат. В этой связи можно говорить о двух возможных сценариях развития. Равновесный, наиболее вероятный, предполагает темпы роста спроса на ИТ на уровне 10-15% и отсутствие крупных внедрений; интенсивный — на уровне 25-30% с последующим (максимум в период 2-3 года) возвращением к равновесным темпам. Базовым мотивом здесь может стать потребность в контроле продукции на соответствие стандартам качества.
Пищевая промышленность, как легкая, металлургическая и добывающая, составляет эшелон ресурсо- и капиталоемких отраслей. Пищевые комбинаты имеют очень низкие индексы ИТ-емкости в сравнении с усредненными показателями как по промышленности, так и в целом по экономике. Показателем того, что большинство предприятий отрасли инвестируют в ИТ по остаточному принципу, являются отстающие от ВДС темпы роста спроса на ИТ. Начиная с 2004 года, отставание в темпах роста затрат на ИТ от темпов роста прибыли пищевых комбинатов составляет 10-20%. Наряду с этим, проявляет тенденцию к сокращению и доля отрасли в общих ИТ-затратах в экономике — с 2,5% в 2003 году до 1,54% в 2006 году.
Информатизация пищевой промышленности: факторы влияния
Фактор | Направление действия фактора | |
Стимулирование спроса на ИТ | Де-стимулирование спроса на ИТ | |
Общие факторы | 1. Экономическая стабильность, рост внутреннего спроса на промышленную продукцию, появление возможностей долгосрочного планирования 2. ИТ становятся "производственной нормой", сформировалась мода на ИТ |
1. ИТ становятся гомогенизирующим фактором, их значение как ключевых компетенций предприятий снижается 2. Капиталоемкость и ресурсоемкость производств, второстепенность ИТ в процессах создания добавленной стоимости |
Факторы, специфические для отрасли | 1. Высокая чувствительность к системам контроля качества и экологичности производства 2. Короткий жизненный цикл продукции, интенсивные процессы рыночной самоорганизации 3. Прямые контракты с крупными розничными сетями на поставку продукции или ее производство приводят к необходимости интеграции с ИС торговых сетей |
1. Предприятия пищевой промышленности, как правило, являются обособленными, не имеют разветвленной холдинговой структуры 2. Как правило, не придерживаются стратегии выхода на внешние рынки, производства не критичны к западным ИТ-стандартам |
Источник: CNews Analytics, 2007
Однако в информатизации пищевой промышленности не все настолько очевидно и гладко — периодически отрасль склонна к "выбросам" ИТ-затрат, как например в 2004 году, когда расходы в отрасли на ИТ выросли в 3,4 раза (+240,4%).
Данный сценарий предполагает установление среднесрочных темпов спроса на ИТ на уровне 10-15% в номинальном выражении (с учетом инфляционного роста) и отсутствие крупных внедрений в отрасли. Данный сценарий является наиболее вероятным, поскольку в настоящий период нет явных внешних причин, которые способствовали форсированию ИТ-затрат помимо их некоего минимального "естественного" уровня, который в пищевой промышленности невысок ввиду уже упоминавшегося ресурсоемкого характера отрасли.
В первую очередь отметим, что, как и в других отраслях промышленности, ожидание сегодня от спроса на ИТ слишком высоких темпов роста в 30% и более в год неоправданно в связи с особенностями наступившей фазы развития российской экономики, которые начинают делать ее похожей на экономики Запада. Это длительная экономическая стабильность и долгосрочная прогнозируемость развития наряду с достаточно высоким уровнем потребления высоких технологий, модой на них, но одновременно и "пресыщение" ими.
Длительная экономическая стабильность приводит к постепенному росту внутреннего спроса на продукцию ввиду роста реальных денежных доходов населения. В пищевой промышленности этот спрос особенно велик ввиду быстрой оборачиваемости продукции. Кроме того, экономическая стабильность позволяет предприятиям начать ориентироваться на долгосрочные цели, что в свою очередь, привлекает их внимание к соответствующим организационным и техническим средствам, в которых опять же, ИТ играют далеко не последнюю роль. Это фактор, стимулирующий спрос на ИТ.
Однако следует учитывать наличие и другого фактора противоположной направленности — де-стимулирующего спрос на традиционные виды ИТ именно в стабильных "здоровых" экономиках. Речь идет о естественном снижении значения информационных технологий в системе ключевых компетенций предприятия, по мере того, как инвестиции ИТ приобретают массовый характер.
Определенное время сдерживать данный фактор может сформировавшаяся "мода" на высокие технологии, когда их внедряют не потому, что есть существенные потребности (например, в усовершенствовании уже внедренных ранее и работающих ИС), но потому что принято иметь в инвестиционном бюджете предприятия такую "модную", "позиционирующую" статью расходов. Однако как только любой вид технологий перестает играть роль главной ключевой компетенции, спрос на него начинает остывать. Поэтому номинальный рост спроса на ИТ в 20-30% для "зрелых" экономик является уже чрезмерным. Для более же резких изменений спроса на ИТ необходимы "особые" причины. В пищевой промышленности, для которой ИТ непосредственно исключены, как и для любой другой ресурсоемкой отрасли из главного цикла создания добавленной стоимости, этот фактор преодолевается особенно быстро и спрос на высокие технологии быстро насыщается.
Кроме того, пищевые предприятия представляют собой, как правило, обособленные производственные комплексы, а не разветвленные холдинги, которым ИКТ требуются для координации деятельности в реальном времени. Даже входя в те или иные холдинги, пищевые предприятия сохраняют определенную производственную и информационную самостоятельность. Не имея амбиций вывода своих акций на мировые финансовые рынки, они не связаны требованиями предоставления отчетности по МСФО, и следовательно, менее связаны требованиями к ИС. Дорогостоящих внедрений пищевые комбинаты также, как правило, не проводят — учитывая, что отечественные ERP-системы на сегодняшний день вполне способны покрывать задачи уединенных средних и даже крупных предприятий, есть все основания приглашать именно отечественных разработчиков.
Тем не менее, темпы роста спроса на ИТ в пищевой промышленности уже два года держатся на довольно приличном уровне 20%. Нельзя полностью отрицать и возможность (впрочем, по всей видимости, достаточно кратковременную) некоторой интенсификации процессов информатизации в пищепроме. Аргументы в эту пользу также имеются.
Интенсивный сценарий предполагает возможность среднесрочного повышения роста спроса на ИТ со стороны пищевых комбинатов до уровня 25-30% с последующим (максимум в период 2-3 года) возвращением к равновесным темпам, не превышающим инфляцию. Здесь действуют как традиционные, так и некоторые недавно сформировавшиеся факторы.
О традиционных (базовых) мотивах внедрения ИТ в пищевой промышленности уже не раз говорилось. Они сохраняют свое действие. Во-первых, это высокая чувствительность предприятий к контролю качества продукции, которое в случае продовольственных товаров определяется покупателем мгновенно. Это создает потребность в аппаратно-программных средствах, позволяющих осуществлять контроль продукции на соответствие стандартам качества. Здесь надо сказать, что хотя отечественные производители ориентируются в основном на внутренний рынок, они имеют дело с довольно избалованными западными стандартами покупателем, так как пищевой рынок — один из немногих в России, которые довольно плотно осваиваются крупнейшими иностранными корпорациями. Конкуренция здесь как нигде высока и планку качества приходится держать изо всех сил. Фактически, не имя выхода на мировой рынок, отечественные производители продовольственных товаров сталкиваются с жесткой мировой конкуренцией на своей территории.
Во-вторых, современный рынок продовольственных товаров отличается насыщенностью и высокой диверсифицированностью ассортимента. Жизненный цикл товаров на продовольственном рынке очень короток, а значит - процессы рыночной самоорганизации протекают очень быстро. Обойтись в таких условиях без современных ERP-систем невозможно. Императив гибкости — второе, что заставляет предприятия автоматизировать управление производством.
Однако есть и новые факторы, стимулирующие спрос на ИТ в пищевой промышленности. Среди них можно назвать как минимум два — развитие прямых отношений с крупными торговыми сетями и сертификация производства по стандартам серии ISO 9000. В последнее время информатизацию пищевых предприятий подстегивает развитие прямых отношений с крупными торговыми сетями, которые осваивают новую маркетинговую стратегию производства продукции под собственными брендами (например, сахара, круп, безалкогольных напитков, колбас и т.д.). Это предполагает прямые контракты с теми или иными пищевыми комбинатами, производящими подобную продукцию под заказ. Такая система отношений, безусловно, выгодна пищевым комбинатам, но, очевидно, требует оптимизации и автоматизации этого нового типа бизнес-процессов. Внедрение на пищевых предприятиях модулей ИС, нацеленных на розничные сервисы, является естественным развитием отношений в цепочке "пищевой комбинат — торговая сеть". Затраты на ИТ в данном случае могут возрастать также в связи с расширением филиальной сети торговых компаний-партнеров.
Другой стимул внедрения ИТ в пищевом бизнесе — сертификация производства по стандартам ISO 9000, 9001, которые содержат требования к такой организации менеджмента производства, при которой обеспечивается предсказуемый и стабильно высокий уровень качества. Сертификация на соответствие требованиям указанных стандартов является мощным средством повышения конкурентоспособности предприятия на рынках других стран, а также важным условием при заключении контрактов с российскими и иностранными компаниями. Кроме того, внедрение интегрированной системы менеджмента (ИСМ) позволяет существенно сократить финансовые и прочие издержки производства. Внедрение ISO — естественный этап развития отечественной пищевой индустрии.
При этом связь между сертификацией производства по стандартам ISO 9000 и информатизацией является прямой. Большинство процедур, являющихся элементами качества в ИСМ полностью или частично поддерживаются ERP, CRM и SCM, например закупки продукции, идентификация продукции и прослеживаемость, управление процессами, управление несоответствующей продукцией, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка, регистрация данных о качестве и т.д. Соответствующие ИТ-потребности вполне могут стать основой новой волны спроса на ИТ в пищевой промышленности.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics