|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
Энергетические компании демонстрируют завышенную долю расходов на ИТ-услуги и программные средства (28,2% и 22,3%, против 22,4% и 17,8%, соответственно, по экономике в целом). Это подтверждает, что основная фаза ИТ-модернизации отрасли сейчас в самом разгаре.
В структуре потребления ИКТ энергетическими компаниями просматривается завышенная доля расходов на ИТ-услуги и программные средства (28,2% и 22,3%, тогда как по экономике в целом соответствующие показатели — 22,4% и 17,8%). Это еще одно подтверждение того, что основная фаза ИТ-модернизации отрасли находится в самом разгаре, причем реализуется «ИТ-сценарий» модернизации (который ранее мы противопоставляли сценарию модернизации основных фондов).
«ИТ-сценарий» состоит в том, что средства преимущественно тратятся на ИТ-модернизацию, при этом несколько сдерживается коренное перевооружение основных фондов предприятий электроэнергетики. В этом есть своя логика. Действительно, идущие процессы организационной реструктуризации в отрасли логично сопровождать инфраструктурными ИТ-решениями в новообразованных структурах. Можно даже сказать — одно без другого вообще бессмысленно.
Структура ИТ-затрат в энергетике, 2007
Источник: CNews Analytics, 2007
Противоположный сценарий — перенос акцентов в инвестиционной политике РАО ЕЭС на капитальные инвестиции с отвлечением средств от прочих статей расходов, в том числе и от ИТ — сдерживается виду необходимости в этом случае слишком больших финансовых вливаний и невозможности получить быстрый результат. Вряд ли замена основных фондов станет задачей среднесрочного периода. Скорее всего, отрасль сначала насытят всякого рода «нематериальными активами» вроде дорогих ИС, а обновление основных фондов отложат или будут производить постепенно в текущем режиме. Возможно и другое объяснение, состоящее в том, что основные работы по базовому технологическому перевооружению энергетических компаний уже проведены в 2002-2003 гг.
Цифры подтверждают этот вывод. Действительно, прирост общего объема инвестиций в основные фонды в электроэнергетике в 2006 году составил 14%, в том числе затраты на АО даже сократились (на 39%). И, напротив, прирост расходов на ИТ-услуги составил 40,1%, на ПО — 91,3%! То же подтверждает и структурная динамика ИТ-затрат.
Затраты на ИТ-услуги: внешние и внутренние
Источник: CNews Analytics, 2007
Очевидно резкое снижение доли АО в общих ИТ-затратах в 2006 году. Доля расходов на эту статью сократилась с 55,4% до 29,6%, тогда как в 2002-2003 гг. доля АО, наоборот, была завышенной — 55-65%.
Следующий важный процесс — одновременный рост расходов на ИТ-услуги и ПО — также заметен с 2004 года. Так, в 2004 году совокупная доля затрат на ПО и ИТ-услуги составляла 38,5%, в 2005 году — 36,4%, в 2006 году — 50,8%(!). Активная фаза ИТ-модернизации, таким образом, налицо. Причем речь как мы уже говорили, не идет о подготовительной работе, когда ИТ-улсгуи в основном подразумевают ИТ-аудит и ИТ-консалтинг. Факт одновременного роста затрат по обеим этим статям говорит об активной фазе практических внедрений, в соответствие с уже созданной ИТ-концепцией, на формирование которой пришелся более ранний период.
Ещё один примечательный момент — высокие доли расходов отрасли на развитие внутренних ИТ-служб, еще более подскочившие в 2006 году (8-9% — в 2004-2005 гг., 19,7% — в 2006 году). Энергетические компании делают выбор в пользу создания мощных и полнофункциональных внутренних ИТ-подразделений, которые осуществляли бы все основные функции, которые коммерческие предприятия, напротив, выносят за границы фирмы. К ним относятся, например, аутсорсинг оборудования и инфраструктуры, аутсорсинг управления системами и сетями, аутсорсинг ИТ-персонала, услуги по организации отказоустойчивых решений, в основе которой аудит информационных систем предприятия, создание резервного офиса для сотрудников заказчика на технологической площадке дата-центра. Этот экономический (коммерческий) фактор в случае энергетики не действует.
Вряд ли, например, рост внутренних ИТ-затрат обусловлен — дефицитом на российском рынке квалифицированных ИТ-специалистов, который приводит к резкому росту стоимости услуг ИТ-компаний и заставляет ИТ-заказчиков искать способы снижения связанных с этим издержек. Приоритет в пользу преимущественного развития внутренних ИТ-служб, а не аутсорсинга, обусловлен иными соображениями — для энергетических компаний императив гибкости и инновационности существенно менее важен, чем императив надежности и технологической безопасности.
Во-первых, как всякая стратегическая отрасль, энергетика должна быть максимально автономной — как экономически, так и технологически и не зависеть от ценовой политики компаний-аутсорсеров или технических сбоев в их работе. Увлечение аутсорсингом в данном случае не рекомендуется. Во-вторых, ИТ-отделы в энергетике, в отличие от ИТ-отделов на предприятиях любой другой отрасли, гораздо более широки по своему функционалу, и требования к ним значительно выше — фактически на плечах ИТ-специалиста лежит сердцевинная составляющая работы отрасли — само управление энергопотоками. Наконец, в–третьих, укрепление ИТ-служб проводится по всем новообразованным АО-энерго — дробление отрасли привело к увеличению коммерчески самостоятельных субъектов внутри неё и, как следствие, привело к пропорциональному росту расходов на финансирование внутренних ИТ-служб, что связано с увеличением их числа и функциональных компетенций каждой из них.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics