|
|
Обозрение
ИТ-инфраструктура предприятия 2007Обозрение подготовлено
В рыночном "океане" систем хранения данных помимо "китов", "акул" существует и "хищная мелочь" — многочисленные стартапы. Судьба их различна. Кто-то активно развивается и впоследствии дорастает до гиганта, другие же становятся "жертвами" - их поглощают крупные корпорации.
Интересным явлением на нынешнем рынке систем хранения является присутствие многочисленных молодых компаний, так называемых стартапов, которые создаются, как правило, с целью продвижения технологических новинок. По большей части это компании одного продукта. Одной из желанных целей стартапа является либо продажа себя мощному игроку рынка, который покупает таким образом молодую сплоченную компанию и разработанный ими инновационный продукт, либо заключение OEM-соглашения по уже рассмотренному выше принципу. Таким образом, кто-то из "грандов" получает готовый и передовой продукт, не тратя на его создание излишних усилий, средств и времени, а стартап — финансовую возможность продолжать разработки и совершенствование. Обычно это идет на пользу и тем и другим. В ряде случаев в отдельную компанию-стартап выделяется инженерное подразделение более крупной компании, занимающееся перспективными технологиями, с тем, чтобы дать ей больше свободы для развития нового продукта.
В качестве примера описанного выше процесса в области хранения данных можно привести заключение в прошлом году OEM-соглашения между Hitachi Data Systems и молодой, но чрезвычайно амбициозной компанией BlueArc, разработчиком сверхскоростного NAS решения Titan, которое теперь укрепило позиции HDS на быстро развивающемся рынке NAS.
Впрочем, иногда бывает так, что стартап решает развиваться своими силами, как поступил когда-то в конце 90-х Network Appliance, ставший сегодня одним из лидеров рынка и потеснивший многих гораздо более именитых вендоров. Теперь и сам NetApp покупает стартапы, например, производителя технологии host-based репликации TopIO или разработчика одной из самых совершенных на рынке системы шифрования данных — Decru, разработки которых сегодня включаются в предложения компании своим заказчикам.
На активно растущем рынке Network Attached Storages — NAS — систем файлового доступа, широко востребованного в спектре задач от офисной работы, до высокопроизводительных вычислительных систем, активно развиваются такие компании как Panasas и BlueArc.
Технология Thin Provisioning — экономичного выделения пространства хранения — главная карта молодой американской компании 3PAR. Технология thin provisioning — "экономное выделения места" на хранилище — это сегодня одна из самых передовых и интересных технологий в области систем хранения данных. Вслед за 3PAR технологию thin provisioning внедряют сегодня в своих системах такие "гранды" рынка, как NetApp (в линейке "унифицированных систем" FAS), EMC (Celerra NS) и HDS (Tagmastore USP).
Чрезвычайно перспективная технология экономии пространства хранения с помощью "дедупликации" — хранения только уникальных блоков данных и "сокращения" всех остальных - повторяющихся и только избыточно занимающих место на диске — "конек" компании Data Domain. Дедупликация может дать огромную эффективность за счет экономии объемов, например, при хранении резервных копий, архивных баз данных, или объемных некомпрессированных изображений (например медицинской графики или геоинформационных систем).
Для российского рынка системы хранения от стартап-компаний — большая редкость: обычно они появляются только в том случае, если клиент ясно понимает, на что идет, покупая продукт (пусть и самый передовой), сервис на который оказывается в весьма ограниченном объеме и, как правило, "только на территории США".
Для оценки рынка систем хранения данных принято деление его на сегменты, условно называемые High-End, Mid-Range и Entry-Level, исходя из функциональности и набора возможностей самих СХД. Так, к классу High-End относятся системы, которые могут работать с компьютерами класса мейнфрейм и обеспечивают высочайший уровень надежности и производительности, характерный для вычислительных систем такого класса. Обычно это"монолитные" системы, представляющие собой законченное, оптимизированное решение. Характерными примерами систем класса High-End являются EMC DMX или Hitachi Data Systems (HDS) Tagmastore USP.
К многочисленному классу Mid-Range принято относить модульные, расширяемые системы. Они обычно представляют собой управляющий модуль-контроллер и многочисленные полки расширения с дисками. Эти системы, как правило, не имеют возможности работать с мэйнфреймами, с их специфическими интерфейсами и методами организации информации, и, прежде всего, ориентированы на так называемые Open Systems: Windows, UNIX и Linux-системы (в противоположность "закрытым" мэйнфреймам). Классические примеры Mid-Range систем - IBM DS4xxx и EMC CLARiiON CX3.
К классу Entry-Level причисляют простые и ограниченные по функциональности дисковые системы с самыми базовыми возможностями. Строгого функционального отделения от Mid-Range тут нет: иногда старшие Entry-level мало отличаются по производительности и возможностям от самых младших Mid-Range. Наиболее характерные представители класса Entry-Level - системы HP MSA, HDS WMS100 и Xyratex F54xx.
Как и в прежние годы, основными игроками рынка систем хранения данных являются компании "большая четверка": EMC, HP, IBM и NetApp. По объемам продаж в миллионах долларов и объемам поставок в терабайтах они значительно превосходят всех своих конкурентов на мировом рынке. Со своим огромным финансовым и инженерным потенциалом эти компании имеют возможность разрабатывать и продавать весь спектр систем хранения данных: от самых мощных и производительных класса High-End до небольших класса Entry-Level.
Исключением в данной группе является компания HP, не имеющая собственного "флагмана" и традиционно поставляющая под своим брэндом HP XP одну из лучших систем хранения High-End класса на рынке — HDS USP. У компании же NetApp ее старшая система, FAS6000, позиционируемая по уровню производительности как "квази-High-End", является классической "модульной" системой и ориентирована только на Open Systems, не имея возможности работы с мейнфреймами.
Производители "второго эшелона", как правило, специализируются на системах Mid-Range. В нашу эпоху повальной глобализации никого уже не удивляет тот факт, что зачастую физическим производителем продукции, продающейся под громким брендом, является какая-нибудь компания с малоизвестным именем, но зато с большим опытом инженерной разработки и производства. К наиболее известным производителям систем хранения данных, продающихся от имени других известных брендов, относится компания LSI, которая несколько лет работала под новым именем Engenio, но сейчас вновь носит имя LSI. LSI принадлежит разработка систем Mid-Range, продающихся одним из лидеров рынка, компанией IBM (серия DS4xxx), а также SUN StorEdge 6xxx.
Почему же LSI не продает свои весьма удачные системы самостоятельно, а заключает OEM-соглашения с крупными брендами? Такова выбранная ими модель бизнеса. Ведь создать устройство и наладить его производство - это еще не все. Необходимо организовать продажи, или прямые, или через партнерскую сеть (которую обычно тоже надо создать), проводить маркетинговую деятельность, рекламу, заниматься продвижением своего бренда, организовывать собственную сервисную службу по всему миру, наконец. Все это недешево и требует не меньших специальных знаний в этих областях.
Впрочем, отсутствие продаж под собственны брендом (как и продажа устройств не собственной разработки) не является каким-то особенным минусом. Напротив, это способ предложить лучшую цену за счет того, что компания-специалист в области разработки и производства (например LSI) не тратит деньги на маркетинг, а сильная компания с глобальным сервисом осуществляет продажу и поддержку, не тратя силы на эксперименты, а получая готовый, высококачественный продукт для продажи от специалистов в отрасли.
Исключением можно назвать компанию Hitachi Data Systems (HDS) - OEM-поставщика своих систем High-End класса (HDS Tagmastore USP) для компаний SUN (под именем StorEdge 99xx) и HP (XP12xxx), а также успешного производителя и продавца отличных Mid-Range систем под своим собственным именем. Несмотря на ее значительный и заслуженный успех на российском рынке, в общемировом классе ее, согласно маркетинговому анализу IDC, принято относить все же к компаниям второго эшелона.
Однако не только безымянные компании, не имеющие своих мощностей по продаже или маркетингу, занимаются OEM-поставками. Так, один из лидеров рынка — компания EMC — также продает свои хорошо зарекомендовавшие себя Mid-Range системы серии CLARiiON как OEM через каналы компаний Dell и Fujitsu-Siemens, а IBM в прошлом году заключил партнерское соглашение с Network Appliance, продавая их в рамках соглашения как IBM N-series. Таким образом, взаимопроникновение компаний в таком наукоемком и быстро развивающемся бизнесе, как производство систем хранения данных, есть скорее правило, нежели исключение. Быстро меняющийся и растущий рынок зачастую требует от компаний-вендоров все новые разработки, а причина сложной схемы взаимоотношений между участниками рынка, "конкурентами-партнерами", - это прежде всего удовлетворение потребностей своих клиентов. Иногда такие компании, традиционно занимающиеся OEM-ом, начинают осваивать быстро развивающиеся рынки. Так, например, на рынок России пришли под своими марками довольно авторитетные и известные в OEM-мире компании Xyratex, Infortrend и DotHill.
Все будущие новинки и "прорывы" в отрасли всегда приходят от стартапов. Однако судьбы "молодых хищников", стремящихся "отщипнуть" свой сегмент огромного рынка у неповоротливых гигантских корпораций "верхнего сегмента", различны. Кто-то из них находит свой успех, а кто-то становится жертвой неэффективного менеджмента, недостатка средств для разработки или просто непонимания рынка, который они, быть может, слишком опередили сегодня.
Роман Хмелевский