|
|
Обозрение
ИТ-инфраструктура предприятия 2007Обозрение подготовлено
Софтверные гиганты и интернет-компании могут существенно перекроить рынок корпоративной телефонии в свою пользу. Впрочем, и сами производители телекоммуникационного оборудования все больше становятся создателями программных решений, а не поставщиками «железа».
Победа IP-телефонии над традиционной состоялась еще 2 года назад, когда поставки IP-линий в мире превысили объемы продаж традиционных TDM-портов (4,3 млн против 4,2 млн). С тех пор перевес в пользу IP-систем стал еще более заметен. По оценке Synergy Research, в прошлом году 58% расходов на корпоративную связь пришлось на долю IP-телефонии. По данным Infonetics Research в 1-м квартале 2007 года продажи «чистых» систем IP PBX в мире увеличились на 3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 76% — по сравнению с 1-м кварталом 2006 года. Другой источник — Dell'Oro Group — отмечает рост объема поставок IP-линий за тот же период на 40%.
Динамика мирового рынка корпоративных коммуникаций, 1996-2006
Источник: Cisco Systems, 2007
После продолжавшегося в течение 5-и последних кварталов спада аналитики Infonetics Research зафиксировали небольшой, но неожиданный рост в сегменте традиционных телефонных станций TDM PBX в денежном выражении. Однако эксперты Dell'Oro Group считают, что доходы от поставок традиционных PBX снизились по итогам отчетного периода, как и шесть кварталов ранее. В Infonetics Research сомневаются, что этот рост продолжится в дальнейшем — по мнению компании, график продаж таких систем опять поползет вниз. По прогнозам в перспективе до 2010 года поставки традиционных телефонных систем будут стремительно падать — в среднем на 45% в расчете на 1 год.
Несмотря на то, что после удвоения рынка в 2005 году рост рынка VoIP-услуг несколько снизился, он все еще остается хорошим. По данным Infonetics Research в 2006 году объем продаж вырос на 66% до $15,8 млрд., и рынок, как ожидается, к 2010 году вырастет еще как минимум в 3 раза. При этом 29% всех доходов было получено от бизнес-пользователей, а остальные 71% — от частных пользователей и сегмента SOHO.
В целом корпоративную телефонию ждут большие перемены. Microsoft выводит на рынок свои решения для унифицированных коммуникаций, и его участники с нетерпением ждут результатов. Напомним, что релиз новых продуктов компании (Office Communications Server 2007, Office Communicator 2007 и Microsoft Live Meeting), которые являются частью единого пакета компании, предназначенного для голосовой связи, видеоконференций и обмена мгновенными сообщениями через интернет, состоится 16 октября 2007 г. Будут ли в связи с этим заказчики отдавать большее предпочтение «чистым» IP-системам, так что расстановка сил скажется в их пользу? Эксперты сомневаются, что это произойдет в ближайшем будущем, считая при этом, что большее влияние на рынок окажет возможная консолидация вендоров — Inter-Tel и Mitel, покупка Avaya и пр.
Как бы то ни было, а рынок корпоративной телефонии будет развиваться в дальнейшем достаточно динамично. Прогноз на следующий год — двузначный в процентах рост продаж, а к 2010 году объем рынка, как ожидается, достигнет $11,9 млрд. Пока же, в 1-м квартале 2007 года, продажи систем PBX/KTS выросли на 1% по сравнению с предыдущим кварталом и на 8% — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По-прежнему доминируют гибридные системы PBX (63% всех продаж), а их рост продаж прогнозируется на 72% к 2010 году. Динамичнее всего рынок развивался в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а показатели в Европе и Северной Америке были достаточно слабыми. Тройка лидеров в сегменте IP PBX по объему продаж, согласно Infonetics Research — Avaya, Cisco и Siemens. При этом Cisco удерживает абсолютное лидерство в сегменте IP телефонов (как стационарных, так и программных), занимая почти половину всего мирового рынка по числу поставленных устройств. Согласно Dell'Oro Group расклад лидеров несколько иной — на долю трех вендоров — Avaya, Cisco и Nortel — пришлось более половины доходов, полученных от продаж IP-линий. Но в целом аналитики единодушны в одном — мировое лидерство принадлежит Avaya, которая по данным отчета Synergy, сохранила лидирующую позицию в области IP-телефонии. Во 2 квартале 2007 года ее доля на мировом рынке составила 25,4%. Avaya сохранила лидерство и на рынке корпоративной телефонии в целом — почти 19% во 2 квартале 2007 года, что более чем на 2% превышает показатели ее ближайшего конкурента. По данным IntelliCom Analytics на североамериканском рынке корпоративных коммуникаций по итогам 1-го квартала 2007 г. лидируют Avaya (20,9% рынка по объему продаж), Cisco (20,2%) и Nortel (12,1%).
Рынок корпоративных коммуникаций: Северная Америка, 1 кв. 2007
Источник: IntelliCom Analytics, 2007
Специалисты Dell'Oro подчеркивают, что IP-телефония и IP-линии помогают крупным компаниям создавать основу для самых современных приложений, например, систем унифицированного общения. В то время как корпорации пользуются преимуществами конвергенции голосовых сетей и сетей передачи данных, вендоры ищут дополнительные возможности для того, чтобы предложить программное обеспечение и услуги в качестве одной из частей своего портфолио, отвечающего спросу.
Постепенно корпоративная VoIP-связь становится популярной и в России, где заказчики до сих пор предпочитают традиционные системы телефонии. Как следует из исследования «МФИ Софт», в настоящее время среди операторов связи России, СНГ и Балтии услуга предоставления голосовой связи по IP корпоративным клиентам стала настолько же распространена, насколько и традиционная карточная телефония, и оптовая торговля VoIP-трафиком. При этом по сравнению с результатами аналогичного опроса 2006 года рост в сегменте VoIP-услуг по подключению конечных пользователей составил около 20%.
С другой стороны, исследование показало, что на данный момент голосовые VAS-сервисы (IVR, объявления, голосования и пр.) не получили широкого распространения на российском рынке: пока подобные услуги оказывают лишь 11% опрошенных операторов. Вместе с тем, около трети респондентов заявили о намерении начать предоставление голосовых VAS-сервисов в течение ближайшего года, что свидетельствует о привлекательности данного сегмента для российского операторского бизнеса. Среди наиболее востребованных функций программного коммутатора V класса SIPrise Centrex — перевод и переадресация вызовов, конференцсвязь, настраиваемый IVR, голосовая почта, а также предоставление части емкости системы в аренду (virtual IP-PBX).
Впрочем, российские крупные и средние компании предпочитают строить собственные сети, а не пользоваться услугами операторов. Среди крупных проектов в сегменте корпоративной телефонии, реализованных в последнее время в России — создание системы IP-телефонии более чем в 100 офисах «Росгосстраха», в компаниях «Сибнефть–Тюменьнефтепродукт» и «Сургутгазпром» (оборудование Cisco Systems), построение системы телефонной связи в «Славнефти» на базе Nortel Meridian 1, телефонизация удаленных офисов МРСК (Nortel), модернизация и расширение телефонной сети IKEA Nortel), создание системы корпоративной телефонии на объектах Росавтодора (Avaya) и др.
Несмотря на мнение ряда аналитиков о том, что выход новых продуктов Microsoft не окажет существенного влияния на рынок корпоративной телефонии (по крайней мере, в ближайшей перспективе), этот фактор часто недооценивается. Угроза для поставщиков систем корпоративной телефонии в виде специализированного коммуникационного программного обеспечения вполне реальна. Ведь есть мнения, например, что Live Communications Server (LCS) компании Microsoft обеспечивает более быструю установку соединения, чем стандартная телефонная станция. Некоторые аналитики даже не исключают, что со временем софтверному гиганту удастся вытеснить коммуникационные системы своих партнеров по разработкам (12 ведущих мировых производителей телекоммуникационного оборудования, занимающих около 90% рынка).
Другим серьезным игроком на рынке корпоративных коммуникаций может вполне стать Google, конкуренцию которому в дальнейшем могут составить и другие интернет-компании (Skype, Yahoo!, AOL и др.). Аналитики Gartner, к примеру, уверены, что такие IP-сервисы, как Skype, найдут свой путь на корпоративный рынок — как для удобства организации совместной работы и запуска мультимедийных приложений, так и для снижения расходов на связь.
И конечно, наиболее перспективным направлением является поддержка унифицированных коммуникаций на мобильном устройстве. В Сети появилась информация о том, что Google занимается разработкой операционной системы для мобильных платформ, а также о создании мобильного терминала, оптимизированного для сервисов Google. Кроме того, Google завершил сделку по покупке телефонной компании GrandCentral, главная услуга которой — «один телефонный номер для всех ваших телефонов на всю жизнь». Все это наводит на мысль, что возможно в недалеком будущем корпоративный телекоммуникационный ландшафт будет существенно перестроен, и альтернативные сервис-провайдеры типа Google займут в нем значимую роль. Пока же основным недостатком популярных интернет-сервисов является их недостаточная защищенность, что является серьезным препятствием для более глубокого их проникновения на корпоративный рынок телефонии.
Виталий Солонин / CNews Analytics