|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Спад деловой активности, как в мировом масштабе, так и в России, привел к сокращению расходов на информационные технологии. Один из самых любопытных сценариев разворачивается сейчас на рынке принтеров и многофункциональных устройств (МФУ). Любопытно, что этот сегмент "хоронили" уже не раз, а он снова возрождался.
Последние несколько лет рынок принтеров и МФУ как в мире, так и в России, демонстрировал умеренный рост, периодически сменяющийся циклами спада в определенных сегментах. Покупатели становятся довольно разборчивыми в выборе устройств на основе той или иной технологии и довольно быстро "мигрируют" из одного сегмента в другой. Например, пользователи могут читать и сохранять информацию в цифровом виде (системы электронного документооборота), могут воспользоваться услугами аутсорсинга и печатать фотографии в принт-киоске и т.д. Как видно, альтернатив достаточно много.
Вся история сегмента МФУ и принтеров с самого момента его появления и до наших дней подчиняется той или иной, иногда вообще случайной, комбинации драйверов и ингибиторов, многие из которых не связаны с информационными технологиями: например, мода на цвет или форму. Этим он кардинально отличается от других направлений ИТ – скажем, от информационной безопасности или систем хранения данных, где вектор развития представляется в виде прямой линии. При этом, как на любом развитом и устоявшемся рынке, здесь очень многое зависит от величины рекламных бюджетов и от действий маркетологов.
Участники рынка делят данный сегмент на две части – МФУ и принтерную составляющую. Отличаются они, по сути, только дополнительной функциональностью у первой группы - например, наличием встроенного сканера. Однако этот момент, похоже, и стал решающим для динамики продаж этих устройств в России.
Продажи принтеров и МФУ в России, 2005-2007гг, млн шт.
Источники: OKI Printing Solutions, IDC, 2008
Илья Сиротин, глава представительства OKI Europe в России и СНГ, ссылаясь на данные исследований IDC, утверждают, что по итогам 2007г. впервые в России сегмент МФУ практически сравнялся с принтерным. Ситуация такова, что в штуках продажи принтеров опережают МФУ на 13%, но при этом в финансовом выражении ситуация стала прямо противоположной: МФУ уже выигрывают в деньгах у своих визави 19%. В свою очередь аналитик IDC Алина Селиверстова отмечает, что по итогам 3-х кварталов 2008г. доля МФУ значительно превышает принтеры, как в штучном, так и в денежном выражении (на 38,8% и 56,8% соответственно).
Продажи принтеров и МФУ в России, 1- 3 кв. 2008г, млн шт.
Источники: OKI Printing Solutions, IDC, 2008
Рынок принтеров в целом демонстрирует последние четыре года понижающуюся динамику. По итогам 2006г. спад составил 16%. В 2007 он подрос на 3% в силу различных причин. А предсказанное заранее аналитиками падение в первом квартале 2008г. не заставило себя ждать. Но это было запланированное отступление.
Чего никто не мог ожидать, так это такого резкого спада поставок по итогам 9-ти месяцев 2008г. по отношению к этому же периоду времени 2007г. – примерно минус 47%. По мнению экспертов OKI и IDC, принтерному сегменту нужно приготовиться, как минимум, к 30-ти процентному спаду по итогам этого года.
С МФУ не так все печально. За 2006 и 2007гг. сегмент вырос на 31% и 55% соответственно. Если же рассматривать поквартальное сравнение 2008 и 2007гг., то начало года отметилось практически экспоненциальным ростом, второй совсем немного превзошел прошлогодние показатели, а уже в третьем стало очевидно, что кризис начался.
Алина Селиверстова утверждает, что "несмотря на негативный фон новостей, в 3 квартале объем поставок МФУ все же вырос почти на 7%. Но, в 4 квартале, безусловно, ожидается спад. При этом очевидно, что сегмент принтеров будет падать "быстрее", чем МФУ".
Хотя остались и островки стабильности. Например, Илья Новохатский, пиар-директор компании "Эльдорадо", крупнейшей розничной сети электроники России, утверждает, что пока в компании не наблюдают снижения продаж в сегменте принтеров и МФУ. По итогам года здесь даже ожидают рост на 20%. Можно прогнозировать некоторый отток покупателей из дорогого сегмента в сторону более экономичных устройств с оптимальным соотношением функциональности, цены и качества. Одно должно компенсировать другое, считает эксперт.
По данным ITResearch, в первом полугодии 2008г. развитие рынка периферийных устройств замедлилось, показав вдвое меньшие темпы роста продаж, чем годом раньше. Общий объем проданных принтеров, настольных МФУ и планшетных сканеров составил 2,64 млн шт., что на 4,6% больше, чем в первой половине 2007г. (в тот период показатель роста был около 10%). Можно было предположить, что одним из факторов, неблагоприятно повлиявших на конъюнктуру, стала неопределенность политики закупок в корпоративном секторе потребителей (особенно в государственных организациях) в предвыборный период, и что накопившийся в начале года "отложенный" спрос будет удовлетворен во второй половине года. Однако в складывающихся в настоящее время финансово-экономических условиях это вряд ли будет возможно, считают аналитики ITResearch.
Важно помнить, что методики ITResearch и IDC различны в вопросе "что считать". ITResearch считает поставки от дистрибуторов в канал, а IDC - отгрузки вендоров дистрибуторам.
Александр Голощапов, старший аналитик IDC, оценивает степень влияния предвыборного затишья на динамику рынка как "несколько спорную". По его словам, "все же имеется серьезная разница с ситуацией в 2004г. В 4 квартале 2007 мы зафиксировали рекордный за все время наблюдений объем поставок – около 1,7 млн устройств. А это был именно период "между выборами". Сказался и общий рост экономики страны, и плановое расходование бюджетов национальных проектов. Хотя, в остальном, выборы, конечно, негативно повлияли на динамику рынка".
Аналитики ITResearch отмечают, что помимо уже ставшего привычным падения спроса на планшетные сканеры, струйные и матричные принтеры, в первом полугодии 2008г. произошло существенное (почти на 8%) снижение продаж лазерных принтеров. И, что особенно заметно, ослабление спроса в сегменте лазерных МФУ (в том числе и из-за уменьшения активности закупок по тендерам). Однако, вероятно из-за разницы в методиках, IDC 1 в полугодии 2008г все же зафиксировал хоть и небольшой, но рост в лазерном сегменте, произошедший за счет влияния МФУ.
На фоне продолжавшегося в первых двух кварталах бума продаж многофункциональных струйников замедление темпов роста в сегменте лазерных МФУ выглядит почти как стагнация. В результате лазерный и струйный сегменты рынка с точки зрения динамики как бы поменялась местами: первый, после длительного периода двухзначных темпов роста, увеличился количественно только на 2,3%, а во втором, где темпы роста в последние годы держались на уровне 2–3%, они возросли до 15%. Такая высокая динамика рынка струйных устройств, отмечают в ITResearch, не наблюдалась с начала 2000-х годов. Это указывает на то, что в отличие от прошлых лет в первом полугодии активность закупок в потребительском секторе оказалась выше, чем в организациях (обычно массовый покупатель активизируется в конце года).
Что касается 2007г., представители OKI оценивают его, как рекордный с точки зрения роста российского рынка цветных лазерных МФУ – 220%. Тем не менее, пока струйные МФУ опережают лазерные по поставкам в штуках (56% против 44% за 2007г. и 53% против 47% за девять месяцев 2008г.)
Динамика продаж принтеров по сегментам (в шт.), 2005 – 2008гг.
* - Предварительные данные на основе 9 месяцев 2008г.
Источники: OKI Printing Solutions, IDC, 2008
Что касается монохромных лазерных принтеров, то они сейчас занимают около дух третей всего сегмента принтеров в шт. (по итогам 2007г. - более 70%), а падение их продаж и определило спад во всем сегменте. Что касается всплеска в 2007г., то он, по мнению аналитиков, был обусловлен крупными тендерами в государственном вертикальном рынке и значительными поставками корпоративным клиентам. В целом же понижающийся тренд совпадает с общемировой тенденцией.
Что касается, например, США, то ценовые войны таких монстров, как HP и Samsung привели к тому, что стоимость подобных устройств в рознице опустилась до 60 долларов. Такая ситуация сделала продажи в этом сегменте заведомо убыточными для вендоров. В России аналогичные модели можно встретить в октябре за 90-100 долларов.
Матричные модели показали спад ровно на те самые 6-10%, о которых предупреждали аналитики. Их расчет был основан на определении емкости тех сегментов, где отказаться от них невозможно – печать на паспортах, на защищенных или многослойных носителях (под копирку) и т.д. В расчет также принимался этап жизненного цикла прикладного ПО, настроенного на вывод данных посредством матричного принтера, а также привычка к универсальности применения и простоте. В остальном же их постепенно заменяет "лазер" или вытесняют безбумажные системы – например, системы электронного документооборота или электронные билеты на транспорте.
При этом надо отметить, что струйные цветные принтеры в России значительно превзошли по количеству проданных устройств лазерные аналоги. Александр Голощапов отмечает, что здесь надо учитывать структуру потребителей и их мотивы. В первом случае имелся массовый спрос, который главным образом, обеспечивался домашними пользователями. В корпоративном сегменте у нас в стране по ряду причин "бизнес-струйники" не прижились практически вообще. Цветные же лазерные устройства долгое время были очень дороги, дополняет эксперт. Единственное применение им находилось в бизнесе и госструктурах. Однако и там лазерная цветная печать до последних пор была нерентабельна, а потому мало востребована (если конечно, технологический цикл компаний не требует этого).
В последнее время мощная ценовая эрозия практически во всех сегментах рынка hardcopy подтолкнула пользователей к смене приоритетов. Например, компания Xerox уже предлагает цветные лазерные принтеры по стоимости менее 300 долларов, можно встретить и иные модели за 260 долларов. Это действительно серьезный ценовой удар по струйным моделям. Дополнительным драйвером процесса выступает и то, что охват бумаги и иных расходных материалов для цветной лазерной печати гораздо шире.
Ko Хасэгава, глава московского представительства Konica Minolta, соглашается с мнением аналитиков: "У нас увеличились продажи некоторых продуктов. Среди причин я выделю две тенденции. Первая – спрос на полноцветные продукты, другая – рост популярности производительных систем печати. Спрос на лазерные цветные устройства растет, в том время как продажи монохромных продуктов снижаются. Раньше полноцветные устройства покупались для нужд копировальных/печатных салонов и творческого сектора. А сейчас они постепенно становятся популярными среди обычных офисов. Спрос на устройства производительной печати вырос достаточно внезапно - это следствие спроса печатной индустрии на цифровую печать и увеличение объемов печати в крупных организациях. Если говорить о продажах нашей компании в целом, то за девять месяцев 2009г. мы существенно увеличили продажи по сравнению с предыдущим годом. Но, к сожалению, в октябре негативное влияние рынка и спад экономики коснулся и нашей отрасли".
"Справедливости ради, есть и обратная тенденция - отмечает Олег Бондарев, директор по работе с партнерами OKI. - Все-таки совокупная стоимость печати на принтерах меньше, чем на МФУ. И у определенной группы пользователей возникает желание перехода на связку принтер плюс сканер. Но это чисто экономический подход. А там где важно удобство и минимум занимаемого места, например, на reception в отелях, это неприемлемо. Но на сегодня это пока более характерно для черно-белого сегмента".
Естественно, что некоторые сегменты рынка hardcopy, например, "тяжелую" офисную технику, не логично смешивать с моделями из массовых сегментов и измерять все в штуках. Кроме того, в условиях кризиса несколько меняются приоритеты покупателей. Поэтому качественному анализу рынка будут посвящены следующие материалы CNews Analytics.
В итоге необходимо указать то, что в целом рынок периферии в третьем и четвертом квартале 2008г. вошел новую фазу своего развития. Причиной тому и кризис, и неизбежные изменения в логистике и дистрибуции с одной стороны, а также удешевление устройств и технологические новинки с другой стороны. Осталось слово за пользователем.
Вадим Ференец / CNews Analytics