|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Насколько совершенны на сегодняшний день ИТ-инфраструктуры российских предприятий, на ваш взгляд? Какие изменения произошли здесь за последний год? Помогут ли современные ИТ-инфраструктуры компаниям смягчить последствия финансового кризиса?
Александр Гольцов: В течение последнего года российские предприятия продолжали планомерно развивать свои ИТ-инфраструктуры. Как и всегда, особую активность здесь проявляли компании, относящиеся к банковскому и нефтегазовому сектору, а также операторы связи. Обусловлено это их политикой в области определения ИТ-стратегии и подходами к информатизации. В частности, нефтегазовые компании традиционно являются флагманами в области потребления новейших высоких технологий, поскольку, по сути, имеют статус «национального достояния». Специфика бизнеса банков и операторов связи определяет тесную связку информационных технологий с бизнес-процессами компаний, так как наличие консолидированной ИТ-инфраструктуры и высокий уровень автоматизации в значительной степени влияют на привлекательность организации для клиентов и инвесторов. В будущем лидерство в области потребления ИТ останется за нефтегазовым сектором и телекоммуникационными компаниями.
Если говорить про общий уровень информатизации российской промышленности, то он, к сожалению, довольно низкий, хотя в ряде случаев это вполне обосновано. Например там, где ИТ не участвуют напрямую в формировании прибыли, на них предпочитают тратиться не комплексно, а разово, и решать задачи не системно, а точечно, по мере их возникновения. Такой подход имеет право на существование, если это обусловлено бизнесом.
Однако ряд отраслей и отдельные компании, на которые давно равняется рынок, имеют хороший уровень подготовленности к необходимой для них в будущем модернизации. Полагаю, что текущая ситуация в нашей стране и стремление укрепиться, сохранить позиции и прибыль обязательно подтолкнет предприятия к построению грамотных и эффективных во всех отношениях ИТ-инфраструктур. Надеюсь, что будущий год даст нам примеры таких проектов, развивающихся по правилам стратегии бизнеса и управления изменениями.
CNews: Как трансформировалась структура спроса российского бизнеса на те или иные услуги, связанные с построением ИТ-инфраструктуры?
Александр Гольцов: Еще осталось много нерешенных задач в области повышения эффективности информационных систем и приведения функционала ИТ-инфраструктур к соответствию поставленным бизнес-задачам. В условиях мирового финансового кризиса информационные системы становятся важнейшим инструментом для решения задач по сохранению бизнеса, увеличению производительности труда и улучшению управляемости, гибкости реагирования компании на запросы клиентов. ИТ будут сближаться с основным бизнесом, одновременно будет развиваться инфраструктура, приспосабливаясь к новым условиям.
Необходимость внедрения определенных решений зависит от зрелости ИТ на конкретном предприятии. Компании, построившие зрелую инфраструктуру, постепенно подходят к пониманию следующей ступени развития, например, приступают к внедрению интеллектуальной системы управления сервисами, позволяющей снизить издержки на поддержку бизнеса.
В целом наиболее востребованными в современных условиях будут два наиболее перспективных концептуальных направления. Во-первых, будет активно развиваться все то, что связанно с оптимизацией и повышением степени утилизации ресурсов. Так, еще большее распространение получат решения на основе технологии виртуализации, и до кризиса активно завоевывавшие рынок. Подобные решения способны на основе имеющейся инфраструктуры реализовывать дополнительные возможности, изыскивать ресурсы для новых задач, улучшать управление, качественно повышать скорость развертывания новых сервисов.
Во-вторых, будет расти спрос на комплексные средства управления, предоставляющие возможность сконцентрироваться на действительно важных событиях за счет резкого сокращения объема поступающей информации, тем самым, упрощая общую структуру системы поддержки бизнеса. Современная система управления – это большое комплексное решение, охватывающее процессы эксплуатации всех подсистем: управление инфраструктурой, включая инженерные системы; анализ и поиск неисправностей; управление изменениями; автоматизация рутинных процессов эксплуатации; системы учета, статистики и анализа потребления всех видов ресурсов. Подобный комплекс – это интеллектуальная многоуровневая система, связывающая бизнес-процессы, информационные бизнес-сервисы и ИТ-инфраструктуру в целостную управляемую среду.
CNews: В какой степени и по какой причине изменились за последний год спрос на аутсорсинговые услуги в данном сегменте?
Александр Гольцов: В России аутсорсинг не получил серьезного развития, существенного прорыва пока не наблюдается ни в одном из сегментов. Причин тут несколько. Во-первых, предприятия не хотят быть зависимыми от третьей стороны как финансово, так и концептуально, к компаниям-исполнителям, к сожалению, нет доверия. Во-вторых, несмотря на то, что кризис мог бы привести к некоторому всплеску интереса к аутсорсингу, перед бизнесом сразу возникают вопросы безопасности, зоны ответственности и т.д. Внешний специалист полезен на этапе строительства, а на этапе эксплуатации системы гораздо практичнее иметь собственного обученного и сертифицированного инженера.
На аутсорсинг могут передать второстепенные процессы. Например, некоторые операторы связи могут доверить аутсорсерам мониторинг сети, внесение изменений в ее конфигурацию, и не более того. Но они никогда не отдадут на аутсорсинг системы, на которых построен бизнес, системы, в которых хранится информация о клиентах (тут же возникает печально известная проблема утечки информации). С другой стороны, крупные системные интеграторы, ведущие клиента, обычно решают все вопросы комплексно, и клиенту нет необходимости привлекать дополнительных подрядчиков.
CNews: Как вы оцениваете текущее состояние спроса на системы хранения данных? Какого уровня решения пользуются здесь наибольшим спросом на отечественном рынке?
Александр Гольцов: Системы хранения данных являются одним из ключевых элементов современной ИТ-инфраструктуры, и в последнее время на них наблюдается устойчивый спрос. Полагаю, кризис не сильно повлияет на развитие данного направления, так как увеличение объема хранимой информации является закономерной тенденцией. Если сравнивать Россию с Западом, то можно увидеть существенное отличие в уровне потребления ИТ секторами экономики. Например, в странах Запада одними из основных потребителей систем хранения являются страховые и медицинские компании, тесно связанные между собой. Истории болезни, каталоги рентгеновских или томографических снимков – это гигантский объем информации. В России картина иная – спрос на системы хранения определяет все те же флагманы – операторы связи, нефтегазовый сектор, банки.
Основная цель пользователей формулируется просто: обеспечить бизнес необходимыми сервисами хранения данных соответствующего качества при минимальных затратах. Предприятия будут стараться оптимизировать свои расходы на ИТ, будут искать продукты и решения, позволяющие максимально эффективно использовать существующую ИТ-инфраструктуру, дополняя ее самыми современными технологиями хранения. Среди важнейших технологий заказчиками будут востребованы средства автоматизации администрирования, включая технологии виртуализации хранения. Также будут решаться задачи по интеграции оборудования и решений от различных производителей.
В то же время весьма позитивным фактором является то, что самые сложные и дорогие технологии, такие как виртуализация или поддержка гетерогенных сред, сегодня становятся доступнее. В настоящее время наблюдается тенденция перехода дорогих технологий из класса hi-end в более демократичные подклассы, что делает возможным построение высокотехнологичных и эффективных решений для широкого круга потребителей.
CNews: Какие инфраструктурные проекты были реализованы вашей компанией за последнее время – из числа наиболее крупных и интересных?
Александр Гольцов: Таких проектов у нас довольно много, что свидетельствует о значительной экспертизе нашей компании в данном сегменте. Например, не так давно мы осуществляли работы по построению центров обработки данных для ряда крупных корпоративных клиентов из финансового сектора. Так, в «Национальном банке «Траст», являющимся одним из крупнейших коммерческих банков России (отделения банка расположены в 58 регионах и 160 городах РФ), специалистами «Энвижн Груп» были внедрены решения для обеспечения непрерывности бизнеса, построена инженерная инфраструктура, а также внедрены современные аппаратные и программные средства хранения данных. В результате заказчик получил в свое распоряжение современную консолидированную систему хранения данных с необходимой емкостью, производительностью и высоким уровнем отказоустойчивости. Целостная единая система управления позволила упростить администрирование, повысить эффективность использования ресурсов и сократить затраты на хранение и управление данными.
Весьма интересным был проект по построению катастрофоустойчивого распределенного решения для нефтяной компании «Лукойл». В ходе данного проекта были поставлены и внедрены высокопроизводительные системы хранения высшего класса, организованы синхронная и асинхронная репликации по специально созданным каналам связи, интегрирована система распределенного резервного копирования. Из других наших клиентов, решавших схожие по значению задачи, отмечу такие не менее известные компании как страховая группа «Согаз», телекоммуникационный оператор «Казахтелеком», а также целый ряд государственных структур.
CNews: Спасибо.