|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: В чем вы видите специфику сегодняшней ИТ-инфраструктуры российских компаний? Как она изменилась за последнее время, на ваш взгляд? Каковы причины этих изменений?
Вячеслав Ковалев: Прежде всего, специфика определяется высокими требованиями к гибкости и масштабируемости ИТ-инфраструктур, исходящими со стороны подразделений заказчиков, отвечающих за бизнес. Особенно это заметно в динамичных и быстроразвивающихся компаниях, а также там, где бизнес организации и ее ИТ-инфраструктура «слиты» в единое целое. Здесь адаптация ИТ-инфраструктуры к потребностям бизнеса должна происходить очень быстро и, как правило, без привлечения дополнительных инвестиций. Масштабируемость решений позволяет ИТ-подразделениям наращивать вычислительную мощность ЦОД и адекватно реагировать на внешние запросы по выделению резервов имеющейся мощности под задачи бизнеса.
CNews: В какой степени, по вашим оценкам, востребована аппаратная и программная виртуализация российскими предприятиями сегодня? Какие основные задачи решает с ее помощью бизнес?
Вячеслав Ковалев: Потребность в аппаратной и программной виртуализации достаточно высока. За последние два года число инфраструктурных проектов выросло не менее чем на 80%, притом, что рост интереса к возможностям виртуализации, как программной, так и аппаратной, еще выше. Сегодня это связано в том числе с тяжелым финансовым положением многих компаний, заставляющим прибегать к сокращению инвестиций в ИТ и поиску более эффективных решений по использованию имеющегося оборудования. Зачастую применявшийся ранее принцип выделения сервера под каждую службу становится непозволительной роскошью. Иными словами, процесс замены статической модели ЦОД на динамическую идет полным ходом.
CNews: Насколько виртуализация способна действительно сократить ИТ-затраты заказчика? За счет чего эта технология оптимизирует ИТ-инфраструктуру предприятия?
Вячеслав Ковалев: Сегодня наши заказчики все чаще говорят о необходимости снижения совокупной стоимости владения ИТ. Предполагается, что использование технологии виртуализации совершит настоящее чудо – обеспечит сокращение расходов на несколько порядков. Однако все здесь довольно индивидуально. Для каждого нашего клиента мы всегда делаем предметный анализ – в какой степени применительно к конкретной ситуации возможно использовать виртуализацию. В то же время в большинстве случаев основная задача, решаемая с помощью этой технологии (снижение ИТ-затрат), вполне достижима. Например, совершенно реально добиться снижения эксплуатационных затрат на ИТ по таким показателям как аренда помещений, техническое обслуживание, модификация сервисов, администрирование.
Назвать же какую-то определенную величину снижения затрат весьма непросто, поскольку очевидный эффект от внедрения технологии виртуализации проявляется лишь на этапе последующей эксплуатации всего комплекса. Тем не менее, виртуальная среда позволяет получить ту оптимизацию инфраструктуры, которая до этого была труднореализуема. Это становится возможным благодаря наличию абстрагирования между «железом» и операционной системой и, соответственно, конкретной прикладной задачей. Так, перенос приложений с одного сервера на другой возможен без их остановки. Благодаря виртуализации стало реальностью быстрое и оперативное перераспределение вычислительных ресурсов сервера или запуск на сервере нескольких сервисов за короткое время (в часы и минуты, а не за дни и недели, как это было ранее). В среднем использование виртуализации в серверном оборудовании может увеличить его эффективность с 20 до 90%. Например, несколько приложений, требующих запуска на короткое время в различные промежутки, могут быть успешно установлены на один сервер под управлением выделенных виртуальных машин. В этом случае компания выигрывает на экономии средств, запланированных для закупки дополнительного «железа», предназначенного для каждого отдельного приложения. Плюс – экономия на электроэнергии, охлаждении оборудования, необходимости выделения дополнительных помещений. Аналогично выглядит ситуация и в отношении систем хранения данных. Наконец, виртуализация позволяет сделать решение в целом более защищенным от различных сбоев.
За счет чего происходит оптимизация ИТ-инфраструктуры при использовании виртуализации? Прежде всего, за счет отсутствия жесткой связки между программным и аппаратным обеспечением. Абстрагируя физическое оборудование, выделяя под конкретные задачи его логическую копию с необходимыми параметрами, виртуализация позволяет получить значительный выигрыш. Логическое распределение вычислительных ресурсов серверного оборудования между конкретными задачами в рамках одного ЦОД привносит в него такое свойство как динамичность. В любой момент администратор может получить целостную картину о загрузке всего оборудования и перераспределить прикладные задачи между наименее загруженными серверами и системами хранения данных.
CNews: Какие компании с точки зрения размеров и отраслевой принадлежности чаще всего обращаются к виртуализации? Насколько активно внедряется данная технология в госсекторе?
Вячеслав Ковалев: По нашим данным, виртуализация в наибольшей степени востребована в компаниях энергетического и транспортного сектора, следом идут государственные структуры и банки. Хотя я бы не стал говорить, что эта технология имеет отраслевую специфику и применима только в вышеназванных секторах. Напротив, природа виртуализации позволяет успешно использовать ее в любом сегменте экономики, ведь с точки зрения ИТ вопрос эффективного использования оборудования является первоочередным, пожалуй, для каждой компании. Четкой же статистики о размерах организаций, проявляющих интерес к виртуализации, пока нет. Если говорить о тех проектах, которые ведет наша компания, то они реализуются как в небольших, так и в довольно крупных фирмах, являющихся ведущими игроками своего рынка.
CNews: На какой стадии сегодня находится процесс внедрения в бизнес-процессы компаний GRID-технологий? Каковы тенденции развития данного направления?
Вячеслав Ковалев: GRID-технологии применительно к решению бизнес-задач только начинают набирать обороты и на данный момент находятся на первичном этапе массового использования. До недавнего времени они были востребованы ограниченно и в основном в узкоспециализированных приложениях, научных исследованиях, задачах моделирования. Основная причина – высокая стоимость решения в целом, складывающаяся из затрат на организацию большого количества высокоскоростных межузловых соединений, адаптацию прикладных задач, инженерную инфраструктуру, обслуживание и т.д. Вторая причина – длительные сроки внедрения и собственно узость применения. По сути, проект, связанный с GRID, представляет собой штучный продукт, создаваемый для решения ограниченного набора задач. Именно это и не устраивает крупные компании с динамичными, постоянно изменяющимися бизнес-процессами. Зачастую им выгоднее сразу закупить мощный сервер, который можно было бы загрузить отлаженным коммерческим прикладным ПО и привязать к своим задачам. Назвать такие решения дешевыми также нельзя, но их главное преимущество – скорость внедрения – перевешивает все основные недостатки.
Однако ситуация постепенно выправляется. Со стороны крупных производителей инфраструктурного программного обеспечения появились предложения, позволяющие максимально задействовать возможности GRID, реализовать потенциал одновременно как на уровне прикладных задач, так и на уровне систем управления базами данных (СУБД). В этой связи можно ожидать, что вскоре GRID составит реальную конкуренцию вертикально-масштабируемым серверным решениям, востребованным в основном в крупных дата-центрах. Надеюсь, что рост интереса к технологии GRID будет расти в силу большого потенциала, который она в себе содержит.
CNews: Какие наиболее крупные и интересные инфраструктурные проекты были реализованы вашей компанией?
Вячеслав Ковалев: Приведу несколько подобных проектов. Во-первых, проект, выполненный нами в Шереметьево-Карго, где с использованием продукта VMWare были успешно реализованы возможности виртуализации на blade-серверах компании НР. Другой пример сложного и интересного проекта – построение макета модуля кластера высокой производительности (0.96 TFlops) с дальнейшим ростом пиковой производительности до 80x1012 операций в секунду при проведении научно-технических расчетов над вещественными числами двойной точности. Эти работы велись в рамках НИОКР. Кластер был построен в Российской академии наук также на базе blade-серверов НР.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию инфраструктурного направления?
Вячеслав Ковалев: К концу года мы планируем пополнить портфель наших решений продуктами, ориентированными на мониторинг инфраструктуры всего программно-аппаратного комплекса, сконцентрированного в современном ЦОД. Это позволит нашим заказчикам всегда контролировать ситуацию, быстро решать проблемы, возникающие с оборудованием или ПО, полностью автоматизировать управление ИТ-услугами, сетью, приложениями, серверами и хранилищами данных.
CNews: Насколько скажется кризис на ИТ-затратах российский предприятий, по вашим прогнозам? Затормозит ли он текущий процесс модернизации ИТ-инфраструктур?
Вячеслав Ковалев: Не думаю, что возникший кризис сильно отразится на наших предприятиях и скажется на их ИТ-затратах. Очевидно, что произойдет частичная и, скорее всего, незначительная коррекция бюджетов на следующий год. В этой связи мне вспоминается 1998 год, по масштабам кризиса более болезненный для нашей страны, чем сегодняшний. Но и тогда компании вкладывали значительные средства в модернизацию ИТ-инфраструктур, чтобы обеспечить дальнейшее развитие своего бизнеса. При этом степень интеграции бизнеса и ИТ-инфраструктур в то время была значительно ниже. Сейчас же ситуация иная – резкое сокращение затрат на ИТ в стратегическом плане может негативно сказаться на развитии бизнеса всей компании, и, я уверен, что руководители компаний это прекрасно понимают
CNews: Спасибо.