|
|
К настоящему времени в России реализовано достаточно много проектов создания ситуационных центров - как на государственном уровне, так и на уровне крупных предприятий. Они могут быть весьма эффективны, если задействовать все их возможности, которые, к сожалению, не всегда оказываются востребованы в полной мере.
Один из крупнейших ситуационных центров регионального уровня построен в Санкт-Петербурге в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия". Решение о его создании было принято правительством города в декабре 2005 года, а уже 13 мая 2006 года состоялось официальное открытие. Он входит в систему ситуационных центров органов власти Российской Федерации, и его работа осуществляется в рамках соглашения об информационном взаимодействии правительства Санкт-Петербурга с ФСО и МВД России.
Основной целью создания ситуационного центра Санкт-Петербурга является информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений губернатором и правительством города. Ситуационный центр интегрирует информационные ресурсы органов исполнительной власти города и федеральных ведомств. В плановом режиме он должен обеспечивать предоставление информационно-аналитических материалов губернатору и правительству Санкт-Петербурга. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в ситуационном центре может собираться оперативный штаб для принятия неотложных решений. Наконец, при проведении крупномасштабных мероприятий в Санкт-Петербурге с помощью ситуационного центра должно осуществляться информационное обеспечение городских штабов и взаимодействие различных ведомств.
Ситуационный центр Санкт-Петербурга оснащен геоинформационной системой, которая представляет собой масштабируемую детализированную электронную карту города, содержащую множество тематических слоев, дополненных достоверной семантической информацией; информационно-аналитической системой "Семантический архив", которая обеспечивает автоматизированный сбор, накопление и обработку текстовой информации по заданным аспектам жизнедеятельности города; информационными системами обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Система отображения видеоинформации ситуационного центра представляет собой видеостену из шести проекционных кубов и обеспечивает представление информации для коллективного просмотра. Система видеоконференцсвязи позволяет оперативно проводить переговоры губернатора и членов правительства Санкт-Петербурга с президентом Российской Федерации, членами правительства, руководителями администрации президента, субъектов Федерации, министерств и ведомств, крупных корпораций.
На техническое оснащение ситуационного центра Санкт-Петербурга было израсходовано около 30 млн рублей. В настоящее время на закупку и обновление программного обеспечения, заработную плату операторов, аналитиков и других специалистов центра ежегодно расходуются значительные средства, но, к сожалению, основная его работа заключается в мониторинге записей камер видеонаблюдения, установленных в ключевых местах города, осуществляемом в сотрудничестве с соответствующим центром ГУВД в рамках городской программы "Безопасный город". В довольно редких случаях городской ситуационный центр используется для проведения переговоров с важными иностранными делегациями или расширенных совещаний губернатора с участием приглашенных экспертов. В повседневной управленческой практике ситуационный центр не используется. По оценкам специалистов, он служит, скорее, показателем "продвинутости" и технической обеспеченности управленческой структуры, чем реальным инструментом принятия решений.
Начало созданию ситуационного центра Московского метрополитена было положено в 1998-1999 гг., когда метрополитен был оснащен мультисервисной сетью, которая даже вошла в учебники Cisco как одна из крупнейших в мире. На этом этапе сеть была предназначена, прежде всего, для автоматизации продажи билетов, но в дальнейшем стала базой для построения и других ИТ-сервисов.
30 апреля 2005 г. в Московском метрополитене был создан ситуационный центр, позволяющий проводить мониторинг его деятельности и координировать работу всех служб в экстренных ситуациях. Программно-аппаратный комплекс, установленный в ситуационном центре, дал возможность операторам устанавливать двустороннюю голосовую связь со станциями, контролировать обстановку с помощью системы видеонаблюдения и организовывать видеоконференцсвязь со службами метрополитена и других ведомств.
Ситуационный центр Московского метрополитена позволяет координировать работу всех служб в экстренных ситуациях
Существовавшая ранее в метрополитене система видеонаблюдения была модернизирована - 2500 камер, установленных на станциях, были интегрированы с мультисервисной сетью. Появилась возможность передавать изображение с этих камер на мониторы операторов ситуационного центра и на панели видеостены. Кроме того, на перронах и в вестибюлях каждой станции Московского метрополитена было смонтировано от одной до трех колонн, оснащенных видеокамерами, позволяющих каждому пассажиру, находящемуся на станции, связаться с ситуационным центром и сообщить о нарушении правопорядка, получить справочную информацию или высказать свои пожелания по улучшению обслуживания.
Идентифицировав проблему, оператор при необходимости привлекает к ее решению службу безопасности, ремонтные службы, руководство метрополитена. Вызов также может быть перенаправлен в ситуационный центр московского УВД. Для принятия решения можно организовать аудиовидеоконференцию между различными службами метрополитена и других ведомств.
Сегодня в метрополитене выполняется проект по созданию системы видеонаблюдения в вагонах поездов – на настоящий момент видеокамерами оборудованы поезда Кольцевой и Сокольнической линий. Кроме того, создана система определения положения поездов на линиях с их графическим изображением на схемах линий.
Ситуационный центр Управления внутренних дел г. Ростова-на-Дону, объединяющий информационные ресурсы всех организаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности города, был сдан в эксплуатацию в июне 2007 года.
По состоянию на конец 2009 г. в рамках реализации программы "Безопасный город" в Ростове-на-Дону было установлено 650 камер наружного наблюдения. Кроме того, на улицах города появились 32 обзорные арки для автоматической фиксации нарушений ПДД, установлено 20 пунктов экстренной связи "Гражданин-милиция", обеспечено подключение к высотной системе наблюдения на базе аэростата, организован вывод видеоинформации с использованием спутника. Все это оборудование постепенно интегрируется в ситуационном центре городского УВД.
Еще более 1000 камер будут установлены в городе в ближайшее время, в том числе и в спальных районах города. Например, система "Жилой дом" предполагает ведение видеоконтроля в режиме реального времени во дворах, на детских площадках и даже в подъездах. Кроме того, предполагается увеличить количество камер, интегрированных в систему "Безопасный город", благодаря приведению частных систем видеоконтроля к единым техническим стандартам.
Уменьшение преступности в Ростове-на-Дону руководство УВД считает в том числе результатом работы ситуационного центра
Ситуационный центр Ростова-на-Дону не только аккумулирует всю собираемую информацию, но и объединяет несколько различных систем. Он позволяет в автоматическом режиме либо по запросу оператора моментально получать всю информацию по заинтересовавшему объекту и быстро реагировать на происходящие события.
За 9 месяцев 2009 года число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 22%, число тяжких и особо тяжких — на 33%, количество "уличных" разбоев снизилось на 14%, на 2,4% снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах. Руководство УВД города считает эти значения не только показателем слаженной работы правоохранительных органов города, но и результатом внедрения автоматизированных систем контроля обстановки в городе.
Наталья Рудычева / CNews Analytics
CNews: Насколько, исходя из вашего опыта, распространены ситуационные центры на региональном уровне? Заинтересованы ли в их создании министерства, в особенности, имеющие разветвленную региональную сеть подведомственных организаций? Соответствует ли их уровень технической оснащенности потребностям руководителей?
Виктор Абрамов: О распространенности СЦ на региональном уровне сказать что-то определенное достаточно сложно. Мы были во многих регионах и далеко не везде их видели. Но наши региональные партнеры утверждают, что волна интереса растет. Региональные органы управления понимают необходимость ситуационных центров, и мы надеемся, что завтра они начнут спрашивать, а послезавтра – требовать наличия такого рода систем, которые обеспечивали бы им адекватное управление регионом, муниципальным образованием или корпорацией, ведомством.