|
|
Рынок "облачных" вычислений сегодня только формируется, хотя сюда уже пришли почти все ИТ-гиганты, осознав потенциал этой концепции. Прогнозируется, что она серьезно изменит существующие ИТ-ландшафты, с одной стороны, и напрямую будет влиять на бизнес, с другой.
Многие компании по привычке придерживаются стратегии "подождать и посмотреть", когда дело касается инноваций, которые предположительно могут изменить бизнес. С точки зрения ИТ-инфраструктуры, подобные изменения традиционно подразумевают снижение издержек, повышение скорости процессов, появление новых способов для решения бизнес-задач, с тем чтобы в итоге получить стратегическое преимущество. Чем кардинальнее предполагаемое изменение, тем оно должно быть выгоднее с точки зрения стратегии компании.
Кривая роста количества пользователей "облачных" сервисов, 2007-2009
Источник: Google, 2009
К таким существенным изменениям можно безусловно отнести "облачные вычисления". Поставщиками этого нового вида сервисов являются Amazon, Salesforce, Google и ряд других компаний из списка Fortune 500, а потребителями - тысячи пользователей по всему миру, количество которых постоянно растет.
На данный момент все еще сохраняется целый ряд неразрешенных проблем, которые мешают распространению "облачных" вычислений и, в частности, применению данной технологии для критических бизнес-задач. В первую очередь это проблема обеспечения безопасности данных, которые используются в "облаке", проблема зависимости и вынужденной "привязки" к провайдеру, наконец, проблема надежности самой технологии.
Плюсы и минусы "облачных" вычислений, 2009
Источник: Zdnet.com, 2009
В качестве контраргумента всегда приводится внушительный список преимуществ "облаков". Это и доступ к новым возможностям масштабирования, и экономия за счет быстрого наращивания мощностей, и более эффективное использование систем, и упрощение инфраструктуры, и возможность гибкого развертывания решений. Помимо этого, переход к "облакам" позволяет использовать и многие другие новые технологии, например, нереляционные базы данных, новые языки программирования и прочий инструментарий.
Создание новых видов продуктов и услуг. "Облачные" вычисления позволят создавать те продукты и услуги, реализации которых раньше препятствовали технологические или экономические ограничения. Как, например, в свое время появление высокоскоростного интернета дало начало таким сервисам, как YouTube. В данном случае "облака" создают конкурентное преимущество для бизнеса, но, увы, не для одного, другими словами, нарастает своего рода "гонка вооружений", так как конкуренты могут пойти тем же путем, внедряя в тех же целях доказавшие свою эффективность решения.
Новые возможности для аутсорсинга и взаимодействия с поставщиками. Схему традиционного ИТ-аутсорсинга можно описать примерно так: то, что раньше делалось внутри компании, теперь делается где-то еще. Недостатком такой модели является сложность внесения изменений. В отличие от традиционного аутсорсинга "облака" оставляют здесь некоторую возможность для маневров: контракты с "облачными" провайдерами часто носят краткосрочный – "пробный" - характер, соответственно, относительно просто переключаться между поставщиками, если предоставляемый сервис чем-то не устраивает.
Использование возможностей Web 2.0. С появлением Web 2.0 сетевые технологии значительно продвинулись вперед. "Облака" открывают предприятию доступ ко множеству ресурсов сети: социальным сетям, нереляционным БД, SaaS. При этом все решения берутся из "облака".
SOA и другие ИT-модели. "Облачные" технологии, так или иначе, связаны с SOA. Существовавшие ранее подходы к организации SOA, как правило, были тяжеловесны и трудоемки. Возможный путь упрощения организации сервисной архитектуры - применение WOA (Web-Oriented Architecture). Этот подход хорошо сочетается с использованием "облачных" вычислений, полностью ориентированных на веб-технологии и позволяющих строить сервисы на любом уровне предприятия. Это может стать отправной точкой для ухода от традиционной модели SOA к инновационной.
Появление новых поставщиков услуг и изменение в расстановке "сил". С одной стороны, крупнейшие провайдеры на рынке ИТ-услуг активно развивают свои "облачные" предложения, а с другой, здесь появляется множество новых игроков. Те же Amazon и Google раньше не занимались сервисами для корпоративного сектора так плотно. Кроме того, появляется множество "облачных" стартапов, и хотя последние вряд ли смогут существенно потеснить лидеров, определенные коррективы в позиции игроков на этом рынке могут быть внесены. Тем более что новичков здесь будет только добавляться: уже понятно, что "облачные" вычисления серьезно изменят существующий ИТ-ландшафт и будут все активнее распространяться в ближайшие несколько лет.
Большая вовлеченность бизнеса. Поскольку в значительной мере "облачные" решения поставляются "как услуга", здесь может вообще не потребоваться помощь ИТ-отдела. Бизнес-пользователи смогут сами "внедрять" эти продукты и работать с ними.
Повышение доверия бизнеса к инновациям и экспериментам. При сокращении технических и экономических барьеров на пути создания новых способов "улучшения" бизнеса (на всех уровнях – продаж, маркетинга, работы с клиентами, ИТ и пр.) "облака" дают больше возможностей для их тестирования и апробации. Это, конечно, не слишком затормозит бюрократическую машину, однако значительно ускорит темпы внедрения инноваций на предприятии – сам процесс станет более предсказуемым и простыми.
Неповоротливым "консерваторам" будет сложно конкурировать с более быстрыми "новаторами". Отказ от "облачных" вычислений, конечно, не разорит компанию, не слишком склонную к внедрению инноваций, однако со временем скажется на ее конкурентоспособности. Особенно на фоне тех, кто, напротив, пытается повысить свои конкурентные преимущества за счет ИТ.
Многим консервативным компаниям приведенные выше доводы, вероятно, не покажутся достаточно убедительными для перехода к "облакам", тем более что этот рынок пока находится на стадии формирования. Даже такие гиганты, как HP и IBM, еще не развернулись здесь на полную мощность. Однако постепенно освоение "облачных" вычислений, обещают аналитики, сослужит компании-"новатору" хорошую службу, создав задел на будущее. В котором "облака", по всем прогнозам, серьезно изменят существующие сегодня ИТ- и бизнес-ландшафты.
Антон Булусов
CNews: Как изменились в 2009 г. подходы к построению и развитию ИТ-инфраструктур в России – на фоне изменившейся экономической ситуации?
Заметно активнее стал интерес к консалтингу в области ИТ-инфрастуктуры. Большинство российских ИТ-директоров привыкло рассматривать свою епархию как ресурс (сетевой, вычислительный и т.п.). Раньше этот подход устраивал и топ-менеджмент, но сегодня, когда необходим быстрый и измеримый результат, без фактических доказательств получаемой от внедрения экономической выгоды бюджет на проект не выделяется. Ресурсный подход уже не «работает», поскольку разрывает связь между пользой для дела и ресурсом. Перейти от ресурсного подхода к сервисному можно, только выстроив связь между ИТ-услугой и бизнес-результатом.
Значимость сервисного подхода была очень заметна в 2009 году. Бизнесу необходимо было доказать наличие взаимосвязи между повышением эффективности бизнеса и использованием ИТ. Судя по тому, как пострадали ИТ-бюджеты компаний, доказать справедливость этого утверждения смогли не все.