|
|
Оптимизация вычислительных мощностей СМБ-компаний, проходящая в последние полтора года в контексте эффективного управления ресурсами в период кризиса, толкает многие организации на пересмотр своих ИТ-стратегий. В таких условиях на первый план выходят различные виртуализационные решения на базе "облаков".
В настоящее время технологии виртуализации перестали считаться исключительно узким и малодоступным большинству заказчиков направлением развития ИТ. Практически все западные компании, имеющие собственный парк серверов, оптимизировали ИТ-инфраструктуру или продолжают это делать при помощи средств виртуализации. В России эта технология только начинает набирать популярность по классическим правилам завоевания новых рынков: от компаний крупного бизнеса к средним и малым. Основным стимулом не снижающегося интереса к виртуализации, выражающегося в сохранении финансирования таких технологий в период нестабильной рыночной ситуации, стало понимание бизнесом эффективности и экономической выгоды, достигаемых за счет применения такого рода решений. Так, в недавнем отчете Gartner по итогам опроса ИТ-директоров по теме основных бизнес- и технологических стратегий на 2010 год, виртуализация и "облачные вычисления" заняли 1 и 2 место, соответственно, возглавив топ-10 приоритетных направлений. В Gartner уверены, что в 2010 году экономика начнет выходить из рецессии, и компании сменят стратегию экономии и урезания расходов на политику создания и развития новых продуктов.
И аналитики, и вендоры полагают, что самым серьезным изменением в ИТ-отрасли в ближайшем десятилетии, которое затронет все существующие направления рынка, станет массовый переход на "облачные" сервисы. По оценкам компании Parallels, примерно треть всех затрат (порядка 1,3 млрд долл.) на ИТ будет приходиться на приложения, предоставляемые из дата-центров сервис-провайдеров, что станет кардинальным изменением в модели оказания и потребления ИТ-услуг. Об этом же говорят и западные аналитики (Gartner, IDC), когда прогнозируют скорый отказ компаний от создания и поддержки собственной ИТ-инфраструктуры в пользу "облачных" решений. Подобные изменения коснутся не только крупного бизнеса, но и средних и малых предприятий, продолжающих свое развитие в условиях кризиса (в столичном регионе количество малых компаний увеличилось до 527 тыс., что на 10% больше, чем в 2008 г. (по данным Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы), а в целом по стране - на 11,5%). Как оценивают перспективы этого рынка в Parallels, даже по пессимистичным прогнозам 20-25% этих компаний являются потенциальными потребителями ИТ-сервисов из "облаков" сервис-провайдеров, а каждый такой клиент ежегодно сможет приносить 1000-1100 долларов дохода. В целом объем рынка потребления ИТ-услуг из облаков сервис-провайдеров в России может составить, предположительно, около 215 млн долл.
В настоящее время на рынке виртуализации существует несколько точек зрения на "облака". Так, в Parallels считают, что в будущем все ИТ-услуги будут предоставляться через три разных вида "облаков". К первым будут относиться так называемые "платформенные облака" очень больших компаний (Google, Microsoft, Apple, Amazon, HP, Salesforce), являющиеся полностью проприетарными (API, программное обеспечение, операционные системы, стандартные компоненты). На рынке их число, вероятно, не превысит 10.
Под второй вид попадают "частные облака", представляющие собой в основном десятки тысяч дата-центров крупных коммерческих предприятий - провайдеров услуг для собственных задач (других отделов, филиалов внутри многотысячных компаний).
К третьим "облакам" будут относиться "публичные облака", включающие несколько сотен тысяч поставщиков услуг (телеком-компаний, хостинг- и SaaS-провайдеров). Их модель оказания услуг не является проприетарной.
В Microsoft, со своей стороны, также рассматривают несколько видов "облаков". Во-вторых, "частные" (трансформация ИТ-службы организации в сервис (модель "ИТ-как-сервис"), где экономия будет зависеть от выбранных технологий (ОС, решения для управления, виртуализации), а также от качества бизнес-процессов и степени оптимизации и уровня зрелости ЦОД. Во-вторых, "публичные" - предоставляемые несколькими компаниями для существенного сокращения расходов на поддержку, сопровождение, инфраструктуру, а также создание и адаптацию приложений к "облачной" среде для других компаний. И, в-третьих, "гибридные" - сочетающие в себе лучшие программные разработки на клиенте и сервере и "облачные" сервисы (в терминологии Microsoft значится как Software + Services). Как отмечают представители корпорации, при таком подходе разработчику, который будет создавать приложения под "облако", не придется переучиваться, то есть навыки также остаются симметричными.
"Под термином Cloud Computing объединяются различные решения и технологические подходы, в том числе законченные и давно эксплуатируемые. Так, SaaS можно считать уже прижившимся компонентом в виде хостинга определенных приложений (CRM, антивирус, средство коллективной работы и др.), и дальнейшее его развитие видится в расширении перечня предоставляемых сервисов, - отмечает Владимир Мешалкин, начальник отдела серверов и систем хранения компании "АМТ-Груп". - Говоря о перспективах модели IaaS (Infrastructure-as-a-Service) на российском рынке, судя по интересу заказчиков к ее юридическим и экономическим аспектам, стоит ожидать достаточно высокого спроса при появлении комплексных предложений с обкатанной схемой биллинга. Некоторые компании уже прорабатывают планы перевода своих инфраструктур в частные облака".
ИТ-аутсорсинг здесь по-прежнему ограничен рядом сложностей, отмечает эксперт - рисками при передаче обслуживания своих данных сторонней организации, значительными затратами, связанными с неизбежным переходом на легальное ПО, недостаточной плотностью высокоскоростных соединений с интернетом. "Однако частные облака, хоть и не полностью, решают эти проблемы, например, капитальные затраты переводятся в операционные, тем самым снижается единовременная финансовая нагрузка. Публичные облака могут стать интересным решением для частников и малого бизнеса, где, в отличие от корпоративного сегмента, не так ярко выражена проблема интеграции имеющихся сервисов с "облачными", - комментирует Владимир Мешалкин.
"Мы убеждены, что для компаний малого и среднего бизнеса (по классификации к ним относятся предприятия от 1 до 1 тыс. человек в штате, но средний размер - 3-10 чел. в зависимости от страны) облака станут основным источником получения ИТ-услуг к 2020 году. За последние 10 лет требования СМБ к ИТ в основном остались прежними. Все, что сегодня нужно малым предприятиям – это даже не инфраструктура, а использование определенных приложений (корпоративная почта, обмен сообщениями, безопасность, бухгалтерские программы, CRM, собственные сайты). Совершенно точно компании СМБ не будут покупать серверную инфраструктуру и большинство их десктоп-приложений будет размещено в "облаках". Мы считаем, что для среднего и малого бизнеса платформенные "облака" не смогут стать доминирующим поставщиком в обозримом будущем из-за многочисленности приложений, требующихся СМБ", - говорит Андрей Роговой, региональный директор по России и странам СНГ компании Parallels. При этом эксперт указывает, что из примерно 1,3 трлн долл. на всем ИТ–рынке на долю, выделенную малым бизнесом в этом году на облачные вычисления, приходилось порядка 15 млрд долларов. В 2020 году рынок облачных вычислений для этой категории потребителей, по его оценкам, составит уже более 1,5 трлн долл.
Современные сервис- и хостинг-провайдеры при помощи технологий виртуализации могут предоставлять СМБ-компаниям ИТ-инфраструктуру из своего "облака". С точки зрения бизнеса нет никакой разницы, какой сервер - виртуальный или физический, - используется в данный момент, поскольку средние и малые предприятия нуждаются в конкретных сервисах, обеспечивающих отлаженное функционирование их бизнеса без существенных инвестиций в развертывание собственной ИТ-инфраструктуры.
В Parallels приводят примерный расчет содержания собственной инфраструктуры для 5 человек, согласно которому она обойдется ежегодно в 2 тыс. долл., а разовые инвестиции в ее развертывание составят 7,5 тыс. долл. (включая приобретение лицензий на Microsoft Exchange и Windows Server за 2 тыс. долларов, серверов – за 3 тыс. долларов, их обслуживание – 200 долларов, и услуги системного администратора, которые ежегодно составляют 1800 долларов). В случае же обращения за услугами к сервис-провайдеру затраты на решение этой задачи не превысят 600 долл. в год, отмечают в Parallels.
По словам Сергея Халяпина, руководителя системных инженеров российского представительства компании Citrix Systems, у крупных "облачных провайдеров" - Google или Amazon - аренда конкретных приложений или инфраструктуры может быть недорогой, но ключевой вопрос перехода на "облака" заключается в определении уровня обслуживания, необходимого той или иной компании СМБ-сектора. В качестве примера эксперт приводит несколько случаев недоступности "почты" Gmail (как бесплатных, так и платных аккаунтов) в течение прошлого года, что не позволяет считать, что крупная компания автоматически обеспечит более высокое качество обслуживания. С другой стороны, по мнению г-на Халяпина, "мелкий" провайдер более заинтересован в обслуживании небольшого клиента, чем крупный датацентр, и сможет предоставить индивидуальное обслуживание своим заказчикам. "В любом случае для решения о переводе своих сервисов во "внешние облака" в первую очередь необходимо просчитать свои текущие затраты на содержание и сопровождение ИТ-инфраструктуры. При этом необходимо учесть все факторы - лицензии, аппаратное обеспечение, электроэнергию (в том числе и затраты на кондиционирование серверных комнат, если они есть), расходы на обслуживание и многое другое. Затем необходимо определить максимально допустимое для организации время недоступности сервисов и их восстановления, т.е. определить требования SLA. После этого, имея на руках "свои" исходные данные, можно будет выбирать "облачного" провайдера", - советует специалист.
Соответственно, для определения сроков возврата инвестиций потребуется провести сравнительный анализ тех затрат, которые есть в настоящий момент у конкретной СМБ-компании (с используемыми этой компанией приложениями), со стоимостью тех предложений, которые в настоящий момент доступны на рынке, учитывая SLA. Антон Антич, глава представительства компании VMware в России и СНГ, называет средние показатели при использовании во внутренних облаках на базе технологий его компании равные 6-9 месяцам для полной окупаемости проекта при снижении общей стоимости владения инфраструктурой на 50-75%. Спикер отмечает, что если речь идет о ROI для компании СМБ-сектора, которая вместо внутренней инфраструктуры или параллельно с ней предпочитает покупать необходимые ИТ-ресурсы в "облаке", то экономический эффект, в первую очередь, заключается в избавлении от крупных капитальных затрат в пользу относительно небольших операционных издержек, что, с точки зрения денежных потоков в условиях дорогих кредитов для СМБ, безусловно, является очень привлекательным.
Дмитрий Мартынов, советник по платформенной стратегии департамента стратегических технологий Microsoft в России, полагает, что сроки выхода на окупаемость "облачных" проектов во многом зависят от сценариев использования таких технологий: "Например, мобильные сотрудники явно почувствуют позитивный эффект, что отразится на прибыли компании и, в конечном счете, на ROI. При этом, если мобильным сотрудникам не всегда доступен интернет, то желательно иметь способ работать автономно и синхронизировать данные при подключении, то есть модель SaaS, которая часто ассоциируется с "облаком", в чистом виде не всегда и не везде применима. Это значит, что организациям потребуется ПО, которое обеспечивает разные сценарии работы". Эксперт приводит в качестве еще одного примера перспективы перевода в "облако" критичных для бизнеса приложений, для которых нужно проанализировать ряд условий - например, надежность интернет-каналов, доверие к провайдеру, требования к конфиденциальности. По его словам, говорить о том, что переход к облаку автоматически повышает ROI не совсем верно, однако с развитием технологий и инфраструктуры, уверен он, компании и их клиенты увидят развитие "облачных" сервисов и структура расчета ROI будет другой, так как будет меняться технологический портфель организаций, состоящий из сочетания облачных сервисов и локального ПО.
"В складывающейся модели потребления информационных технологий виртуализация уже не самоцель", - говорит Андрей Роговой, - "Сервис-провайдеры давно оптимизировали свою серверную инфраструктуру при помощи нашего ПО, сделав виртуализацию совсем невидимой для своих клиентов и конечных пользователей. Сейчас на первый план выходит автоматизация бизнес-процессов (централизованное управление виртуальной инфраструктурой, клиентская поддержка, биллинг, управление счетами, обработка заказов и т.п.) для создания бесперебойного туннеля предоставления сервисов "вовне" клиентам".
По оценке Дмитрия Мартынова, рынок облачных сервисов в России находится на начальном этапе развития, но его компания видит в нем большой потенциал. Антон Антич полагает, что в перспективе ближайших 5-10 лет компании малого бизнеса полностью перейдут на модель потребления ИТ-услуг из "облака", что решает огромное количество задач. Эксперт замечает, что при этом средние и крупные компании будут использовать смешанное решение из внутренних решений и внешних поставщиков: "Поэтому перспективы самые радужные и очевидно, что следующий большой тренд в ИТ после виртуализации - это как раз долго ожидаемый переход ИТ к модели "коммунальных услуг" на базе облачных сервисов - десктопы из облака, приложения, вычислительные мощности и тому подобное".
Сергей Халяпин уверен, что "облачные" вычисления для СМБ-сектора в России, как и в мире в целом, займут свою нишу. Он подчеркивает, что какого-то единого, подходящего для всех решения создано не будет, поэтому найдутся как заказчики, которые полностью переведут свои инфраструктурные сервисы в "облако", так и те, кто это сделает лишь для части некритичных сервисов, или те, кто категорически откажется это делать. "При условии, что в России появятся компании, которые будут более активно продвигать в массы эту бизнес-идею, количество заинтересовавшихся и применяющих для своих нужд компаний СМБ-сектора будет в ближайшей перспективе только расти", - подытожил эксперт.
Владимир Мешалкин обращает внимание на то, что из года в год спрос на технологии виртуализации неизменно повышается. "Сегодня фактически любой проект расширения или модернизации серверной инфраструктуры в той или иной степени использует возможности консолидации, повышения надежности и упрощения администрирования, заложенные в продуктах виртуализации разных производителей, - считает специалист "АМТ Груп". - Даже если изначально виртуализация и не планировалась, то осознавая выгоды, руководители принимают положительное решение. Компании, ориентированные только на решения Microsoft и не выдвигающие повышенных требований к надежности и балансировке нагрузки вполне счастливы с технологией Hyper-V, доставшейся им вместе с Windows Server. Более серьезный бизнес, использующий гетерогенные среды и выдвигающий определенные требования к уровню сервиса, предпочитает использовать решение vSphere от VMware. В среде малого бизнеса и простейших инфраструктур получают все более широкое распространения бесплатные гипервизоры ESXi и все тот же Hyper-V. Подтверждая прошлогодние прогнозы относительно рынка виртуализации рабочих мест, отмечается возрастающий спрос на перевод или создание инфраструктуры рабочих станций в ЦОД. Этому способствует технологическая зрелость решений XenDesktop и XenApp от Citrix и выход новой версии View от VMware. При этом инфраструктуру все еще размещают в собственных центрах обработки данных, не привлекая арендные мощности".
Помимо бума облачных слуг и SaaS Андрей Роговой ожидает очень большого всплеска десктопной виртуализации: "Возможно, десктопная виртуализация будет развиваться даже активнее, чем VDI-решения (инфраструктура виртуальных ПК). В ближайшее время остро встанет задача необходимости обеспечения "сожительства" большого количества разных ОС, а также унаследованных приложений на одном ПК пользователя, чтобы не тратить огромные средства на их изменения, апдейты и миграцию, особенно в свете актуальности миграции с Windows ХР и перехода на Linux, который становится все более популярным в корпоративном секторе". По его мнению, все эти тенденции позволяют говорить о том, что в ближайшее время практически у каждого пользователя на его ПК будет установлено ПО виртуализации, тем самым эта технология окончательно перейдет из разряда "сложных инноваций" в массовый продукт потребления.
Михаил Демидов
CNews: Насколько быстрое распространение получит концепция Cloud computing, по вашим прогнозам – в мире и в России?
Сергей Кузнецов: Мне кажется, на данный момент Cloud computing – это, прежде всего, определенный тренд, и сложно сказать, какая составляющая в нем превалирует маркетинговая или технологическая. Связано это, наверное, с тем, что не все до конца понимают, что скрывается за понятием Cloud и не везде, в том числе в России, его статус четко определен. В то же время, практически любой дата-центр наших партнеров, на основе которого они оказывают услуги заказчикам, по сути, представляет собой Cloud. Это дает все основания говорить о том, что Cloud computing в России не просто существует, а реально работает. Более того, способствует развитию бизнеса наших заказчиков.