|
|
Несмотря на мрачные предсказания аналитиков, в конце 2008 г. - первой половине 2009 г. рынок СОА не продемонстрировал признаков стагнации. Даже в условиях экономического спада он медленно, но верно продолжает развиваться. К 2015 году ожидается, что его объем достигнет 10 млрд долл.
На протяжении всего 2009 г. на рынке ПО не утихали дебаты о судьбе сервис-ориентированных архитектур. Начало этим спорам положило программное заявление "SOA is dead", сделанное аналитиками Burton Group. Другими словами, "мертвым" был объявлен подход, в своем развитии на рынке едва достигший "отрочества". Изучив проекты внедрения SOA в 20 компаниях, Burton Group обнаружила, что только четыре из них можно считать успешными.
На возможность скорого и быстрого падения рынка СОА косвенно указывали и другие признаки. Так, по оценкам AMR Research, в среднем на реализацию СОА заказчики тратили в 2007 г. 1,4 млн долл. Очевидно, что спустя год на фоне обостряющегося экономического кризиса о подобных ИТ-бюджетах большинству компаний можно было забыть.
Несмотря на мрачные ожидания ряда аналитиков, в конце 2008 г. - первой половине 2009 г. рынок СОА так и не продемонстрировал признаков подтверждения подобных прогнозов. В ноябре 2008 г. IDC опросила 109 крупных компаний и зафиксировала, что 40% респондентов внедряют СОА, а еще 30% либо планируют, либо находятся на пилотной стадии проекта. Эти данные достаточно хорошо согласовывались с прогнозом AMR Research, которая считала, что к 2012 г. 77% компаний будут внедрять СОА. Как выяснилось, оценки AMR были слишком консервативны в том, что касается периода освоения этой методологии заказчиками.
Во втором квартале 2009 г. был опубликован отчет Forrester Research, согласно которому 75% из опрошенных аналитиками крупных компаний использовали или намеревались использовать СОА к концу 2009 года. Для сегмента среднего бизнеса этот показатель составляет 55-60%. Даже в малом бизнесе от 10 до 25% компаний использовали СОА уже на момент проведения опроса, и еще 10-13% планировали внедрить до конца 2009 г.
Позиции СОА наиболее сильны в сегменте крупных предприятий*, 2008
*Руководители предприятий и компаний СМБ из США и Европы отвечали на вопрос "Какое утверждение соответствует вашим планам или актуальному использованию СОА?", N - количество респондентов
Источник: Forrester Research, 2009
Учитывая, что СОА как подход и коммерческое предложение сформировался относительно недавно, приведенные Forrester цифры актуального освоения СОА в США и Европе свидетельствуют скорее об успехе подхода, чем о его смерти. Данные опроса Forrester, в противоположность исследованию Burton Group, свидетельствуют о значительной степени удовлетворенности заказчиков внедренными решениями.
Так, в среднем 25% заказчиков говорят, что все либо почти все ожидаемые от проекта выгоды были достигнуты. Еще 30-40% опрошенных признают, что выгоды от внедрения СОА оказались меньше ожидаемых, но тем не менее компания видит значительную пользу от СОА и планирует расширять использование этой архитектуры. В среднем 60% текущих заказчиков СОА планируют развивать эти проекты.
Пользователи СОА удовлетворены и планируют расширять проекты*, 2008
*Руководители компаний, использующих СОА, из США и Европы отвечали на вопрос "Какое утверждение отражает уровень удовлетворенности вашей компании СОА?", N - количество респондентов
Источник: Forrester Research, 2009
Если верить этим оценкам, для поставщиков СОА-решений явно найдется фронт работ на ближайшее время. Весной 2008 г. Research and Markets оценила объем мирового рынка СОА в 2 млрд долл. и спрогнозировала его рост до 9 млрд долл. к 2014 г. Через год, в апреле 2009 г., компания Wintergreen Research выпустила отчет, согласно которому рынок СОА достиг 3,3 млрд долл. -- обнадеживающие данные, свидетельствующие о том, что несмотря на экономический спад, рынок СОА медленно, но верно продолжает развиваться. Wintergreen ожидает дальнейшего роста продаж СОА-решений на уровне 17% ежегодно; таким образом, по оценкам этой аналитической фирмы, к 2015 г. объем данного рынка должен составить 10 млрд долл.
Что в действительности является сейчас "рынком СОА"? В исследованиях Research and Markets и Wintergreen Research под СОА понимается в первую очередь промежуточное ПО. Так, в июньском отчете Worldwide Midmarket SOA Middleware компания Wintergreen приводит данные о том, что IBM занимает 66% этого рынка, а на долю ближайших конкурентов - Oracle (с решениями приобретенной BEA) и Sun (которая также скоро войдет в состав Oracle) - приходится лишь 18%. Агрегированные (без разбивки по сегментам) данные Wintergreen по рынку СОА-платформ и компонентов также показывают лидерство IBM с большим отрывом: Blue Giant занимает 64%, в то время как ни один из еще 12 поставщиков, работающих на этом рынке, не дотянул до 8%.
Однако такой подход к оценке рынка СОА многие могут счесть чересчур узким. СОА - это не набор ИТ-решений и систем; в первую очередь это подход к организации бизнеса и лишь во вторую - специфическая для этого подхода разработка приложений. В действительности методология СОА сейчас так или иначе реализуется во множестве самых разных решений, и в силу этой разнородности точно оценить рынок СОА представляется затруднительным. С точки зрения СОА можно оценивать и промежуточное ПО, и интерфейсы, и платформы разработки, и серверы приложений, и многое другое. В частности, такую расширенную трактовку СОА использует в своих исследованиях AMR Research, которая в июле 2008 г. оценила объем рынка СОА в 28 млрд долл. и спрогнозировала его рост до 52 млрд долл. к 2012 г. - как видим, цифры на порядок отличаются от данных Wintergreen и Research and Markets.
Какими бы ни были количественные оценки рынка СОА, на данный момент не вызывают сомнения две вещи. Во-первых, ведущими игроками на этом рынке останутся компании с сильной практикой бизнес-консалтинга, как, например, IBM или тандемы ИТ-корпораций и больших консалтинговых фирм. Во-вторых, в ближайшее время СОА подвергнется испытанию на прочность в борьбе (или сотрудничестве) с облачными вычислениями, которые хоть и не являются "прорывными" с технологической точки зрения, в экономическом плане представляют собой переворот в ИТ-бизнесе. Предстоящие годы рецессии заставят большинство заказчиков искать труднодостижимый баланс между требованиями производительности и жесткой экономией, и только облачные вычисления смогут в ближайшее время предложить более-менее приемлемый выход. В одной из недавних дискуссий в Wall Street Journal авторы указывают на то, что продажи "онлайн-ПО" (термин, выбранный ими для облачных вычислений) сегодня составляют только 9,5 млрд долл. при общем общем объеме рынка ПО в 284 млрд долл. Однако рост этого сегмента составляет 40% в год по сравнению с 3,4% общего роста софтверного рынка. Именно в облачные вычисления пойдут в ближайшие годы бюджеты многих заказчиков, и крупные поставщики ПО уже сегодня готовятся к этим переменам.
Любовь Аронова