|
|
Бесплатные антивирусы показали наилучшую динамику на российском рынке — как в домашнем, так и в корпоративном секторе. Лидер рынка при этом остался прежним — свою позицию удержала "Лаборатория Касперского", хотя она и не пользуется сегодня наибольшей лояльностью пользователей.
Согласно данным нового исследования компании "Ромир" (проведенного по заказу компании Eset), самым популярным в России остается "Антивирус Касперского". Его доля среди антивирусов, установленных на каком-либо из домашних компьютеров (в случае, если у пользователя их несколько), составила 35%. По сравнению с предыдущим опросом "Ромира" (за февраль этого года), доля "Антивируса Касперского" осталась неизменной (за исключением сегмента пользователей, у которых антивирус установлен на единственном или основном ПК — там доля "ЛК" снизилась на 4%). При этом доля Eset NOD32 составила 32% (+4%), у Avast — 20% (+6%), у Dr.Web — 17% (+5%), у Norton Antivirus от Symantec — 8% (+2%).
Исследователи "Ромира" также оценили степень лояльности пользователей к марке используемого антивируса (считается как разница между процентом пользователей, которые довольны используемым продуктом и готовы рекомендовать его своим знакомым, и теми, кто им недоволен). "Разница в лояльности к основным лидерам антивирусного рынка не является статистически значимой, — отмечают в "Ромире". — Но в целом у пользователей антивируса NOD32 наиболее высокий уровень лояльности — 60%". Второе место занимает Avast (58%), третье — "Антивирус Касперского" (56)%. При этом пользователи "Антивируса Касперского" чаще говорят о его надежности (56%), а пользователи Eset NOD 32 — о том, что их антивирусная программа не тормозит работу компьютера (12%). Наиболее низкий уровень лояльности оказался у Norton Antivirus (27%).
На рынке отчет "Ромир" не вызвал энтузиазма. В "Лаборатории Касперского" отмечают расхождения в цифрах по сравнению с данными глобального исследования компании "Комкон". Так, по оценкам "Комкона", доля продуктов "ЛК" в России составляет 40%, Eset — 23% (вместо 35% и 32% соответственно). "По ощущению, основанному на нашей информации по ритейловым сетям, ситуация, скорее, ближе к цифрам, полученным компанией "Комкон", — рассказал CNews Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского". — Разумно объяснить такую разницу можно лишь различиями в методиках исследований и размером выборок". Действительно, выборка в исследовании "Ромира" — 1769 интернет-пользователей старше 16 лет, а в "Комконе" утверждают, что полученные данные репрезентативны для 62,5 млн человек, или 23 млн домохозяйств России (все взрослое население в городах с более 100 тыс. жителей и даже дети 10–15 лет).
Антивирусы, инсталлированные на российских ПК, 2009
Отчет "Ромир", декабрь 2009 (домашние/рабочие ПК), % | Отчет "Ромир", февраль 2009 (домашние/рабочие ПК), % | Отчет "Комкон", декабрь 2009 (домашние ПК), % | |
Антивирус Касперского | 35/38 | 35/38 | 40 |
Nod32 (Eset) | 32/26 | 28/20 | 23 |
Avast | 20/13 | 14/7 | 11 |
DrWeb | 17/12 | 12/11 | 17 |
Norton Antivirus (Symantec) | 6/6 | 4/6 | 4 |
Другие | 6/3 | Нет данных | 17 |
Антивирус не установлен | 2/2 | 2/5 | 32 |
*"Ромир" в декабре и феврале 2009 г. проводил исследования по заказу Eset, "Комкон" — в рамках глобального исследования.
Источники: "Ромир" и "Комкон", 2009
В компании "Доктор Веб" также усомнились в правомерности масштабирования результатов опроса "Ромира" на весь рынок ИБ. "При сообщениях об исследованиях такого рода хорошим тоном является указание структуры выборки. Тот факт, что Eset этого не делает, уже не удивляет, — говорят в пресс-службе компании. — Неясно, кто были эти опрошенные респонденты (кроме того, что они старше 16 лет), насколько такая выборка репрезентативна. Во-вторых, онлайн-опрос — не лучшая методика для выявления таких сложных предпочтений в отношении программного обеспечения. Большинство вопросов можно составить таким образом, чтобы ответы прогнозировались".
Илья Шабанов, руководитель проекта Anti-Malware.ru, в свою очередь, отмечает, что результаты исследования показывают лишь объемы инсталляционной базы (популярности) того или иного антивирусного вендора, но не позволяют делать оценки долей рынка в сегменте персональных пользователей. Тем не менее, Шабанов отмечает, что в целом данные "Ромира" похожи на правду, за исключением отсутствия в рейтинге антивируса Avira, который, как и Avast, имеет множество поклонников в нашей стране.
В корпоративном секторе, по данным "Ромира", у 38% опрошенных установлен "Антивирус Касперского", у 26% — Eset NOD32, у 13% — Avast. Доля бесплатного антивируса на рабочих ПК, как и на домашних, выросла на 6% с февраля 2009 года. "Данный тренд может объясняться попыткой пользователей сэкономить на антивирусной защите в условиях кризиса", — комментируют в Eset. Доля Dr.Web при этом составила 12% (+1%), Norton Antivirus — 6%, еще 3% — у других антивирусов.
По сравнению с данными, полученными "Ромир" в начале 2009 г., доля "Антивируса Касперского" в корпоративном секторе не изменилась, Eset NOD32 — выросла с 20% до 26%. На этот факт Eset делает особый акцент в своем пресс-релизе, посвященном исследованию "Ромира", что вызвало особые нарекания у других участников рынка.
"Eset уже не первый раз неуклюже пытается уверить всех в росте популярности в корпоративном сегменте, — комментируют в "Докторе Веб". — Видимо, после неудачи с темой сертификации (имеется в виду вызвавшее резонанс заявление, сделанное Eset при получении в конце октября сертификата ФСТЭК по 4-му уровню контроля для NOD32 Platinum Pack 4.0, — что только организации, выбравшие продукты Eset, могут быть уверены в законности используемой антивирусной защиты согласно ФЗ-152, — прим. CNews) они решили сделать акцент на подобных опросах. Добиться успехов среди бизнес-клиентов они смогут, только предложив им многолетние бесплатные ключи". В "Докторе Веб" также не преминули отметить, что бывшие пользователи Eset, перешедшие на Dr.Web, нередко говорят о недостаточной эффективности ПО словацкого разработчика в детектировании вредоносных объектов.
"Что касается замеров "Ромир" по использованию антивирусов на рабочих компьютерах, то есть сомнения, что подобными опросами простых пользователей можно выявить реальную ситуацию на корпоративном рынке", - подтверждают в "ЛК". Илья Шабанов также считает, что попытка оценить популярность антивирусов в корпоративном сегменте не выдерживает никакой критики. "В списке используемых решений отсутствуют корпоративные решения от Symantec (Norton Antivirus — решение для домашних пользователей) и Trend Micro, — говорит он. — Кроме этого, серьезные антивирусные решения позволяют скрывать свое присутствие на рабочих станциях включая значок в системном трее".
Надя Генина