|
|
Обзор подготовлен
С каждым годом интеграционные проекты становятся все сложнее, а заказчики - требовательнее и разборчивее. В выборе решений бизнес стремится снизить свои издержки и повысить эффективность, причем от каждого внедрения или модернизации ИТ-инфраструктуры ожидает конкретного коммерческого эффекта.
В последние годы профессиональный уровень заказчиков сильно вырос -это констатируют все без исключения интеграторы. У многих сотрудников со стороны заказчиков уже есть опыт внедрения информационных систем, так что запросы на ИТ-услуги стали более четкими, а процесс выполнения работ - более профессиональным и регламентированным. "Заказчики готовы потратить время на анализ текущих бизнес-процессов и проектирование будущих корпоративных систем. Они хотят быть уверенными в том, что инвестиции в информатизацию принесут реальную пользу. При этом усиливается конкуренция, так как многие консалтинговые компании и интеграторы приобретают значительные навыки и опыт выполнения проектов", – рассказывает руководитель проектов компании AT Consulting Дмитрий Силуянов. Заметно выросла требовательность в отдельных отраслях. "Еще больше увеличился уровень компетентности со стороны заказчиков как топливно-энергетического, так государственного сектора. Это предъявляет еще более высокие требования как к процессу, так и к результатам внедрения ИТ-систем. И действительно приводит к увеличению сложности проектов, их "интеллектуалоемкости", но одновременно с этим делает их более интересными", – подтверждает директор компании "Стинс Коман" Богдан Шатунов.
Присутствует и обратная зависимость – интеграторам гораздо интереснее решать сложные задачи, чем тиражировать типовые решения. "Да, проекты однозначно становятся сложнее. Но ощущение того, что выполненный проект – это вклад в снижение цен на электроэнергию, сокращение выбросов парниковых газов и спасенные жизни людей, попавших в чрезвычайную ситуацию, придает новых сил и помогает делать даже невозможное", – констатирует Богдан Шатунов. Его компания разрабатывала системно-технические решения и технико-экономическое обоснование по созданию системы экстренной помощи (Служба спасения 112). Заказчиком выступило МЧС России.
ИТ-инфраструктура "Системы 112"
Разработка системы велась на базе платформы АИУС РСЧС (Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). В конечном счете решенные проблемы выливаются в повышение профессионализма.
В прошлом году один из крупнейших российских энергетических холдингов начал проект по созданию единой автоматизированной системы оптимизации работы 28 тепловых электростанций (ТЭЦ). Внедряемая система предназначена для максимизации маржинальной прибыли за счет моделирования параметров ТЭЦ и расчета оптимальных вариантов работы генерирующих агрегатов с учетом прогнозируемых цен на электроэнергию, параметров договоров на поставку топлива, платы за выбросы парниковых газов. "Особенностью проекта стала его "плотность": мы должны оптимизировать работу 28 ТЭЦ менее чем за 3 года. При этом, по сравнению с ранее осуществленными нашей компанией проектами, значительно вырос уровень требований заказчика к детальности моделирования технологического процесса на каждой станции и точности результатов, характеризующих режимы работы оборудования", – отмечает Богдан Шатунов.
Оптимизация работы электростанции
Еще одним ограничением выступало то, что при существенном увеличении сложности модели время проведения оптимизационного расчета жестко ограничено. "До нас никто в России не реализовывал проекты по моделированию и оптимизации более 2–3 электростанций в год. Нам эта задача оказалась по силам, и все запланированные на 2011 год модели 8 ТЭЦ были успешно и в срок сданы в опытно-промышленную эксплуатацию", – подчеркивает Богдан Шатунов.
Финансовый сектор всегда стоял на пике информатизации, не забывая оценивать экономический эффект ИТ-затрат. По оценкам интеграторов, 2011 год показал, что заказчики все чаще желают перейти на централизованную платформу, а не внедрять несколько систем, которые непросто "подружить". Причина в том, что большинство организаций стремятся занять устойчивые позиции на розничном рынке, для чего необходимо модернизировать фронт-офис, постоянно генерировать новые адресные предложения. "Нам предстоят сложные интеграционные проекты в текущем году в связи с внедрением CRM и собственного ДБО для физических лиц, – говорит директор департамента информационных технологий банка "Стройкредит" Светлана Василькова. Несмотря на сложность и достаточно высокие затраты, такие проекты необходимы, так как позволят банку реализовать взаимодействие между ИТ-системами, дадут возможность быстро адаптировать информационные системы к меняющимся задачам бизнеса, а значит, обеспечивать конкурентоспособность банка".
Подобная декларация означает комплексный подход к информатизации розничного блока и неизбежность интеграции множества систем. Альтернативой может стать переход на единую CRM-платформу, хотя необходимость интеграции с отдельными модулями все равно останется. "Очень важна возможность гибкого управления продуктовым портфелем и быстрого вывода на рынок новых продуктов и модификаций существующих. Единая платформа справляется с этой задачей в разы быстрее, чем набор интегрированных систем", – объясняет Дмитрий Силуянов.
Банку "Траст" требовалась новая технологическая платформа, которую можно интегрировать и настроить в короткие сроки, и в 2011 году организация приступила к внедрению единого фронт-офиса на базе системы Oracle Siebel CRM 8.1. Критерии, по которым выбиралась система, – соответствие текущему архитектурно-технологическому уровню информационных технологий в банке, "наполненность" с точки зрения решения бизнес-задач, стоимость внедрения и использования системы и, конечно, сроки реализации проекта. Первым этапом проекта был запуск на новой платформе таких продуктов, как POS-кредитование, прямые и перекрестные продажи пластиковых карт. В сентябре 2011 года началась реализация следующего этапа, который можно разделить на две стадии. На первой на новую платформу были перенесены все процессы работ по заявкам на розничные продукты банка. На второй стадии на платформу Siebel было перемещено обслуживание розничных продуктов и все клиентские данные. "Сложность проекта заключалась, прежде всего, в его сжатых сроках. Новую платформу необходимо было встроить в общую архитектуру банка, интегрировав со всеми смежными системами, за 3 месяца. Нужно было или заменить местами существующие системы, или продублировать их с последующим выводом из эксплуатации. При этом важно было не нарушить непрерывность бизнеса. Кроме того, следовало обеспечить гибкость с учетом требований бизнес-подразделений", – отмечает Дмитрий Силуянов. Проект планируется завершить в июле 2012 года, основные интеграционные работы были проведены в 2011 году.
Вообще сроки стали одним из главных критериев интеграционных проектов в финансовой сфере. Стратегия "Меткомбанк" предусматривает создание универсального коммерческого банка с развитой сетью продаж и передовыми технологиями. Стратегическими приоритетами банка является обслуживание розничных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса. Банку требовался интегрированный в корпоративную информационную среду многофункциональный контакт-центр. "Основной задачей проекта было создать единое интегрированное решение, которое сочетало бы в себе полный спектр преимуществ решений Cisco с гибкостью и функционалом ориентированной на банковский сектор системы "Методикс Контакт Центр". Также требовалось интегрировать получившееся решение в информационную среду банка", – вспоминает Виталий Дробышев, менеджер проектов компании CTI, которая участвовала во внедрении. Руководство банка поставило жесткий дедлайн на запуск call-цента: с момента заключения договора до запуска решения в промышленную эксплуатацию прошло 3,5 месяца.
Компания "АльфаСтрахование" в прошлом году завершила интеграционный проект по внедрению SAP FS-CM, а также начала процесс подключения партнеров к системе расчета тарифов по автострахованию на основе IBM iLOG. SAP был интегрирован с системой "Юникус", с бухгалтерской системой "Парус-Страхование", с системой учета БСО и call-центром. Целью проекта была автоматизация процессов урегулирования убытков по автострахованию во всех регионах. "Основной сложностью при интеграции SAP FS-CM являлось то, что до этого аналогичные проекты никто не реализовывал, то есть данный проект был инновационным даже для российского SAP. Как в FS-CM, так и в наших системах пришлось делать доработки, так как они не были готовы к такому уровню интеграции", – рассказывает заместитель директора департамента информационных технологий компании "АльфаСтрахование" Максим Варфоломеев. В целом в 2011 году в рамках больших проектов компания отошла от интеграции "точка-точка". Теперь каждая система подключается к общей шине, которая обеспечивает обмен информацией.
В "Алтайэнергопромбанке" в прошлом году запущен сервис "Мгновенные Деньги" (скоринг и принятие решений по кредитным заявкам, по плану должно рассматриваться до 7 тыс. заявок в день) на базе системы FICO Capstone Decision Accelerator, рассказал начальник департамента ИТ и бизнес-систем банка Андрей Дмитриев. Внедрение обошлось банку в 6 млн долл. "Мы рассматриваем систему Capstone Decision Accelerator как критический фактор успеха в реализации планов банка, направленных на расширение его присутствия на розничном рынке, – отмечает Сергей Востриков, председатель совета директоров "Алтайэнергобанка". – Возможности системы по реализации логики принятия решений превзошли наши ожидания. Это открывает перед нами возможность максимально быстро реагировать на реалии рынка. В частности, это дало возможность быстро реализовать и оптимизировать кредитную политику для нового продукта "Мгновенные деньги – кредит наличными", а также создать уникальный сервис для клиентов – одобрение заявки по телефону или при непосредственном контакте с заемщиком за время от 30 секунд до 2 минут".
В прошлом году Siemens Financial Services (финансовое подразделение концерна "Сименс АГ") приобрело компанию "Дельта Лизинг", которая с октября 2011 года стала работать под названием "Сименс Финанс". У организации 17 офисов в крупных городах России, их ИТ-инфраструктуру требовалось привести к стандартам корпорации. Задача распадалась на три составляющих: перевод каналов передачи данных к единому глобальному провайдеру концерна "Сименс"; перевод серверной инфраструктуры на стандартную корпоративную инфраструктуру и передача ее поддержки глобальному провайдеру услуг; перевод клиентов из сети "Дельта Лизинг" в сеть "Сименс" на стандартные клиентские рабочие места. "Особенностью этого проекта было то, что центральный офис "Сименс Финанс" находится во Владивостоке, а это 8 часов разницы с Москвой и 11 часов – с Германией. Проектная команда состояла из специалистов из Москвы, Германии и Владивостока. Постоянная временная разница вынуждала принимать мгновенные решения, так как временной слот для совместной работы составлял в среднем 2-3 часа в день", – вспоминает руководитель проектов департамента корпоративной информации и процессов "Сименс" в России и Центральной Азии Сергей Филитович. Достаточно сложно было осуществить интеграцию в стандартизированную инфраструктуру, со стандартизированными на глобальном уровне затратами на ИТ, для компании, у которой ИТ-сервисы были организованы совершенно иначе.
Максим Логвинов