|
|
Обзор подготовлен
Корпоративные сети "трещат по швам" от дата-трафика: бизнес-приложения, видеоконференцсвязь, средства совместной работы год от года увеличивают объем передаваемой по сетям предприятий информации. При том что емкость и производительность корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры растет гораздо медленнее или просто консервируется на два-пять лет до появления в бюджете денег на очередной "квантовый скачок" телеком-модернизации.
Глобальную картину происходящего дата-бума в корпоративных сетях традиционно предоставляет исследование Cisco Visual Networking Index (VNI). Согласно последним его данным, по состоянию на июнь 2011 года, рост трафика данных в бизнес-сегменте будет составлять в среднем 22% в год в период с 2010 по 2015 годы. И если мировой бизнес потреблял 3930 ПБ данных в месяц в 2010 году, то в 2015 году этот показатель будет равен 10 410 ПБ.
При этом в корпоративном секторе, полагают аналитики Cisco, IP-трафик вырастет в 2,7 раз в период с 2010 по 2015 годы, в первую очередь за счет растущего проникновения видео коммуникаций на предприятиях видеосвязи. Трафик IP WAN в среднем до 2015 года будет расти на 18% в год, фиксированный интернет-трафик – на 19%, а мобильный интернет-трафик – на 79%. При этом Западная Европа будет на втором месте в мире по объемам "делового" IP-трафика с 2,7 ЭБ в месяц.
По российскому рынку такой статистики просто нет: его как будто никто и не пытался измерить. Однако по свидетельству экспертов "Аутсорсинг 24", общие темпы роста трафика в России составляют 40-50% в год. Корпоративный трафик растет медленнее – не более 25-30% в год. "Его доля в общем объеме трафика сокращается, но, тем не менее, не считаться с нарастающими требованиями рискованно", – считают в компании.
Вот только некоторые факторы, влияющие на рост трафика данных в корпоративных сетях российских предприятий: рост проникновения беспроводных технологий и универсальных коммуникаций, вторая волна корпоративного мобильного бума (связанная с использованием бизнес-приложений на смартфонах и планшетах). А также популяризация сервисов cloud computing, в первую очередь - SaaS, и активное использование видеоконференцсвязи и IP-телефонии в ежедневной бизнес-практике.
Критичными для бизнеса также являются точки концентрации трафика на уровне центров обработки данных (ЦОД), говорят в компании "Открытые технологии". Рынок ЦОДов, в том числе коммерческих, растет, а это формирует для бизнеса новые вызовы с точки зрения поддержания телекоммуникационной инфраструктуры и ее отказоустойчивости в надлежащем виде, необходимом для непрерывного ведения бизнеса. К слову, по данным Headwork Analytics, к 2015 году емкость российского рынка коммерческих ЦОДов увеличится в 2,5-3 раза, а в сегменте крупных предприятий спрос на услуги дата-центров вырастет почти в 5 раз.
Единых критериев для проведения модернизации телекоммуникационной инфраструктуры предприятий не существует. Все индивидуально, и бизнес, как правило, отталкивается от своих потребностей и толщины "кошелька". Катализатором обычно выступает внедрение тех или иных технологий передачи данных: например, 2G-EDGE-3G-4G в мобильной связи или XDSL–XFTB и так далее в проводном интернете, говорят в ActiveCloud. Однако, если число сотрудников не растет и модель бизнеса не меняется, цикл обновления телеком-инфраструктуры может достигать 5-7 лет, рассказали в "Открытых технологиях".
Для сервисных компаний и компаний, чей бизнес серьезно завязан на работу с клиентами, таких, как банки, страховые компании, операторы связи и так далее, нередко толчком к модернизации телекоммуникационной инфраструктуры служит достижение критической точки, когда при существующем телеком-ландшафте обслуживание растущего числа клиентов резко падает в качестве. Разумеется, не все компании готовы признать это открыто.
Здесь в качестве примера можно привести строительство "Росгосстрахом" в Москве нового контакт-центра на базе оборудования Avaya для обслуживания клиентов по всей России. Точнее, call-центров было создано даже два: Федеральный центр (ФКЦ), который объединяет операторов информационно-справочного и предпродажного обслуживания, и Единый диспетчерский центр (ЕДЦ) по урегулированию убытков. По состоянию на 2011 год в них в общей сложности работало более 300 операторов, которые обслуживали более 40 тыс. звонков круглосуточно. Для компаний уровня "Росгосстраха" инвестиции в такие контакт-центры – неизбежность.
Еще один проект этого ряда. В марте 2011 страховая группа МСК расширила корпоративную систему телефонной связи до 900 абонентов на 6-ти площадках, несколько ранее построив новый контакт-центр и модернизировав телефонную сеть. "Внедрение данных систем и правильно организованное распределение вызовов позволили радикально улучшить качество обслуживания клиентов. Если летом 2009 года мы обрабатывали около 50% звонков, то в настоящее время этот показатель вырос до 97-99%2, – заявил тогда Евгений Алексеев, начальник контакт-центра блока розничных продаж страховой группы МСК.
Также часто глобальная перестройка корпоративной телеком-инфраструктуры бывает сопряжена с банальным переездом. В 2011 году фармацевтическая компания "АстраЗенека Россия", чей штат насчитывает 1,2 тыс. сотрудников, переехала в новый московский офис в бизнес-центре NordStar Tower. На новом месте ею были заново созданы сетевая инфраструктура и телекоммуникационная сеть, а также система унифицированных коммуникаций на базе решения Cisco и внутренний контакт-центр для службы техподдержки. "Главная задача этого проекта состояла в том, чтобы упростить управление бизнес-процессами, подключить мобильных сотрудников и сократить операционные расходы на поддержку информационной структуры", – отметил Илья Зырянов руководитель отдела ИТ-поддержки и информационной инфраструктуры компании.
В разрезе "переездов" уместно вспомнить также и один из крупнейших в Восточной Европе проектов по созданию системы корпоративной телефонии, который выполнила "УСП Компьюлинк" для банка ВТБ и его нового офиса в комплексе "Федерация" делового центра "Москва-Сити".
Третья распространенная причина, по которой предприятие вынуждено задуматься о модернизации телеком-части, это моральное устаревание инфраструктурных решений. Например, в прошлом году на платформе Avaya и именно по этой причине был произведен апгрейд систем связи трех столичных отелей: "Марриотт Грандъ-Отель", "Марриотт Ройал Аврора" и "Марриотт Тверская". За годы работы этих отелей многие коммуникационные узлы не только выработали свой ресурс, но и вообще были сняты с производства, так что их дальнейшая поддержка со стороны производителей стала невозможна.
Ключевым инженерным решением проекта стал замена стандартного процессора телефонной станции на два дублирующих друг друга медиа-сервера Avaya, что обеспечило надежность на уровне 99,995%. Не обошлось без разумных "жертв". "Работы по замене телефонного оборудования были проведены в ночное время, без прерывания сервисов. Все гостиницы продолжали работать в обычном режиме", – отметил Андрей Украинцев, региональный директор "Марриотт" по ИТ.
Стоимость телеком-проектов может варьироваться от $10 тыс. и до бесконечности. Значит ли это, что потратив несколько десятков или сотен тысяч долларов, бизнес может оградить себя от проблем с разрывами связи? К сожалению, нет. Поскольку в цепочке между бизнесом и его клиентами присутствует промежуточное звено – оператор связи.
Вопросы аренды каналов связи, их надежности и доступности – очень острые. Причем доходит до курьезов. В мае 2009 года на пограничной ж/д станции в Финляндии под трудно произносимым названием Вайникалла производились строительные работы, проще говоря, работал экскаватор. Нечаянно он оборвал кабель Telekarelia, партнера "Вымпелкома", лишив оператора соединения с европейскими точками обмена трафиком.
Несколько часов российским клиентам "Вымпелкома" были недоступны часть сайтов в зонах .com и .ru (если серверы, используемые владельцами сайта в зоне .ru, находятся за рубежом). Компания отказалась назвать сумму убытков, которую понесла в результате этого инцидента, однако признала, что инцидент обошелся без напряжения со стороны клиентов. Но если бы это случилось в 2012 году, а не в 2009-м?
Учитывая тенденцию по выносу компаниями ИТ-инфраструктур на внешние площадки к хостинг-провайдерам и в дата-центры, однозначно растет зависимость бизнеса от качества телеком-инфраструктуры и каналов операторов. Происходит рост качественных требований к телеком-инфраструктуре, обеспечивающей непрерывность бизнеса, – по доступности, аптайму и надежности, отмечают в ActiveCloud. "Если раньше недоступность в 30 минут была некритична для большинства компаний, то сегодня даже для сектора среднего и малого бизнеса (СМБ) простой в несколько минут приводит к остановке ряда бизнес-процессов или ключевых сервисов", – пояснили эксперты этой компании.
Требования по доступности и аптайму телеком-сервисов ужесточаются, но, к сожалению, немногие операторы готовы предоставлять и гарантировать аптайм по разумным ценам выше 99,5%, признают ActiveCloud. Операторам нет смысла тратиться на обеспечение гарантий, поскольку за счет слабой конкуренции сохраняется высокий уровень цен на аренду каналов. То есть выручка обеспечена.
Помимо высокой платы за надежность, к рискам относится необходимость стыковок между различными провайдерами, если корпоративной связью покрываются несколько городов, регионов или даже стран. Это обычно привносит неоднородность качества в канале от точки до точки. Немаловажную роль играет удаление от центральной части России. В малонаселенных и труднодоступных районах услугу аренды до сих пор зачастую можно получить только от одного местечкового провайдера, который знает об SLA только понаслышке.
Выходом для бизнеса является приобретение резервных каналов, что сегодня актуально даже для предприятий СМБ, считают отраслевые аналитики. Впрочем, это не обеспечивает необходимую надежность и доступность, особенно между регионами России, так что проблема сможет решиться только по мере постепенного развития рынка аренды каналов.
Анастасия Волкова