|
|
Обзор подготовлен
Дешевые дата-центры от операторов связи и системных интеграторов, ориентированные на предоставление облачных услуг, могут появиться в России через несколько лет. Внедрению площадок нового типа пока мешает незрелость отечественного рынка "облаков".
На бытовом уровне облачные сервисы стали частью повседневной реальности для владельцев портативной электроники, хотя далеко не все об этом знают. Это и "айфоны", которые хранят информацию на серверах iCloud, планшетные компьютеры, использующие сервисы Dropbox, телефоны Android c доступом к различным облачным услугам поискового гиганта. Крупным корпорациям, таким, как Apple, Google, Facebook, приходится строить огромные дата-центры с тысячами виртуальных машин, на которых реализованы "облака" для сервисов на смартфонах и планшетах.
Корпоративный сектор пока не может похвастаться таким размахом. Коммерческие заказчики осведомлены лучше, но традиционно более консервативны и, по словам технического директора департамента инфраструктурных решений компании "АйТи" Андрея Синяченко, последние пару лет по большей части ограничивались провокационными вопросами на тематических семинарах. Тем не менее, официальная статистика по облакам не всегда отражает реальную ситуацию: "Зачастую интеграторы при использовании в своих решениях элементов облачных технологий просто умалчивают о том, что до создания завершенного, полнофункционального Private cloud у заказчика не хватает буквально одной-двух компонент, разумно полагая, что они все же будут реализованы немного позже, когда заказчик полностью дозреет", – рассказывает Андрей Синяченко.
Физически "облака" располагаются на высокоплотных серверах с повышенным потреблением энергии и выделением тепла. Если в обычном ЦОДе средняя нагрузка на стойку менее 10 кВт, то в облачном – 10–25 КВт. Пока сервис-провайдеры выходят из положения, размещая облачные стойки среди обычного "железа" для отвода тепла. С ростом популярности "облаков" поставщикам услуг придется обратить внимание на специализированные площадки, "заточенные" под "облака". "При использовании классических технологий проект будет более сложным и дорогостоящим, чем в случае строительства дата-центра с нагрузкой 3–5 КВт на стойку, так как нужно предусмотреть систему энергоснабжения и климатики, соответствующую по своим эксплуатационным характеристикам серверному залу с нагрузкой 10–25 КВт на стойку", – говорит директор по региональному развитию сети Stack Data Network Сергей Зайцев.
Кроме того, облачный центр обработки данных предъявляет повышенные требования к безопасности и катастрофоустойчивости. "Потребителями коммерческого "облака" являются тысячи клиентов, и они вправе рассчитывать на определенный уровень SLA. В отличие от корпоративного ЦОДа, согласовать время прерывания сервиса со всеми потребителями услуг коммерческой площадки невозможно, – предупреждает начальник отдела инфраструктурных проектов НР в России Сергей Утинский. – Таким образом, все компоненты такого ЦОДа должны предусматривать регламентные работы и замену без прерывания оказания услуг (принцип независимого обслуживания). С точки зрения инженерных систем этим требованиям удовлетворяют только объекты уровней Tier III и Tier IV".
С другой стороны появляется возможность использовать унифицированные стойки и оборудование, что позволяет повысить температуру воздуха в залах, так как исключено появление нестандартного "нежного" оборудования, считает Сергей Мищук, технический директор DataLine: "Также появляется возможность в деталях планировать зал, сразу проектируя размещение стоек и изолированные коридоры. В результате повышается энергоэффективность, что позволяет экономить в киловатты, приходящиеся на единицу вычислительной мощности".
Таким образом, облачные технологии позволят удешевить датацентры. "Преимуществом облачных технологий является снижение расходов на закупку серверного оборудования в целом, что безусловно снизит капитальные затраты при строительстве. Также стоит отменить, что широкое использование данной модели позволит снизить "гигантоманию" в отрасли и в то же время консолидировать нагрузку, что более эффективно с точки зрения времени реализации проекта и экономии электроэнергии", – подводит итог главный специалист инженерно-технической дирекции "Техносерва" Александр Переведенцев.
Для строительства специализированных ЦОДов необходим зрелый рынок "облаков". Пока что он находится в зачаточном состоянии. По данным опроса CNews, проведенного в 2011 году, "облачные" сервисы были интересны почти 20% респондентов из разных отраслей экономики, при этом их доля в структуре услуг публичных ЦОДов составляла 20%, значительно уступая сервисам colocation. Ряд компаний уже предлагают подобные услуги (Softline, "Ай-Теко", "АйТи", "Вымпелком"), но их аудитория пока невелика. "Рынок еще слишком молодой. Крупнейшие российские облачные услуги занимают не более 20-30 серверных стоек, – подобным проектам еще не скоро понадобятся специализированные площадки", – делится наблюдениями гендиректор компании "Селектел" Олег Любимов.
Аналитики настроены оптимистично и предсказывают взрывной рост. В 2010 году эксперты IDC оценили объем "облачного" рынка России всего в 35 млн долл., но уже к 2015 году он должен превысить 1,2 млрд долл. Этот прогноз подтверждается данными Softline, согласно которым спрос на SaaS-услуги в 2011 году вырос на 174%. Лидерами по популярности были решения для совместной работы – 74,7% от общего числа всех облачных сервисов, далее следовали решения по направлению безопасности – 17,6% и видеоконференций – 4,9%. Опрошенные СNews игроки отрасли отмечают, что рынок достигнет зрелости через 2-3 года. Именно тогда можно будет всерьез задуматься о строительство облачных ЦОДов. "Подобные дата-центры могут быть востребованы, только если услуга, ради которой разрабатывается специализированная площадка, очень популярна и требует регулярного ввода в эксплуатацию новых мощностей, – объясняет Олег Любимов. – Несомненное преимущество подобных площадок – масштабируемость, быстрый ввод в эксплуатацию, оптимизация процессов управления".
Нынешние площадки к миграции в облака не готовы: "Коммерческие ЦОДы в современной России ориентированы на широкий круг запросов, в частности установку оборудования разных производителей и различия по нагрузке на стойку. Монтирование только высоконагруженных "облачных" стоек в такое сооружение недопустимо", – уверен коммерческий директор компании Safedata Cергей Коренков. На данный момент облачный ЦОД – это географически распределенная инфраструктура на базе нескольких классических дата-центров, полагает эксперт.
Строить новые ЦОДы под "облака" будут операторы связи и крупные системные интеграторы, которые перейдут в статус сервис-провайдеров, уверен директор департамента развития сервиса и аутсорсинга "Ай-Теко" Эдуард Гатиятуллин: "Дополнительный стимул к этому создадут компании-разработчики программного обеспечения, создающие собственные бизнес-стратегии по реализации услуг через облачные сервисы".
"Именно крупные игроки могут стать драйвером на рынке предоставления "облачных" сервисов, – согласен руководитель направления вычислительных систем и комплексов "Энвижн Груп" Антон Захарченко. – Они могут сформировать пакеты услуг, включающие не только каналы связи и трафик, но и вычислительные мощности, ресурсы хранения, ИТ-инфраструктуру под ключ (IaaS), а в дальнейшем готовые сервисы, необходимые бизнесу для выполнения своих задач (SaaS)". По мнению эксперта, с 2012 года начнется становление этого рынка в России, что совпадет с обострением конкуренции между операторами связи.
Крупные операторы связи действительно готовятся к внедрению облачных услуг и возводят новые датацентры с прицелом на будущее. "Вымпелком" строит крупную площадку в Ярославле, которая станет технической базой для оказания подобных сервисов. Кроме того, оператор уже сейчас предлагает бизнес-клиентам облачный пакет Office 365, который предоставляется на базе инфраструктуры Microsoft. Еще один представитель "большой тройки" – "Мегафон" – тестирует услуги предоставления виртуальной инфраструктуры SaaS-сервисов, в течение этого года их планируется запустить в коммерческую эксплуатацию. Сейчас этот оператор лидирует по размеру площадей и мощностей датацентров. "Ростелеком" использует свои ЦОДы для сервисов электронного правительства и организации системы видеонаблюдения на выборах. В МТС также присматриваются к "облакам", хотя конкретные планы еще не озвучивали. На начало 2012 года этот оператор предоставлял SaaS-услуги только на территории Беларуси. Из неоператорских проектов можно отметить ЦОД в мордовском технопарке, построенный "Техносервом", который будет предлагать услуги по облачной модели резидентам кластера и внешним коммерческим структурам.
Значительная часть рынка облачных услуг приходится на корпоративные "облака", которые создаются и обслуживаются крупными компаниями для собственных нужд. По данным IDC, объем российского рынка облачных услуг в 2010 году составил 35,08 млн долл., из них 22 млн долл. пришлось на частные "облака". Компании топливно-энергетического и банковского сектора вложили большие средства в собственную инфраструктуру и собираются развивать облачные сервисы на ее основе, модернизируя существующие площадки.
Выбор в сторону собственных ЦОДов у коммерческих банков обусловлен стремлением надежней сохранить коммерческую тайну. Большое значение также имеет оценка риска образования возможных проблем у сторонней компании или возникновения собственных с государством. По мнению заместителя директора по сопровождению инфраструктуры ИТ "Альфа-Банка" Олега Потапова, приоритетной моделью является "гибридное" "облако", так как разрабатываемые системы достаточно сложны и нуждаются в интеграции с существующей инфраструктурой. По его словам, привлечение "облачных" ресурсов видится целесообразным в средах разработки и тестирования, что позволит сократить расходы и ускорить вывод новейших банковских продуктов. Строительство специализированных "облачных" площадок в корпоративном секторе не планируется.
Павел Лебедев