|
|
Обзор подготовлен
На инфраструктурных проектах критически важно время - опоздание может быть чревато не просто задержкой проекта, но и его срывом. Например, если аппаратное обеспечение не впишется в быстро меняющийся бизнес-ландшафт. Для заказчика это означает прямые финансовые потери. При этом задержки при поставках ИТ-оборудования в России встречаются в каждом втором случае.
По сложившемуся мнению, задержки при поставках ИТ-оборудования на российский рынок встречаются в каждом втором случае. Особенно когда речь идет о заказе серьезных объемов, а само обрудование нестандартное. Однако около трети ситуаций с временными сбоями не являются критичными для бизнеса заказчика. В рамках допустимого считается опоздание поставки на 2 недели сверх указанных в типовом поставочном договоре 6-8 недель.
Критичность задержек зависит от разных факторов. Если характер основного бизнеса компании напрямую связан с компьютерными системами, например это интернет-провайдер, то серьезной может оказаться заминка при запуске оборудования. Если же какое-то предприятие просто обновляет технику в рабочем режиме, то ее поставка с некоторым опозданием не создаст больших проблем для бизнеса.
Обеспечение ИТ-оборудованием под конкретный проект является более значимым параметром. "Для проектов могут закладываться разные сроки, – объясняет начальник службы информационных технологий компании "Прогресс" Евгений Прокошев. – Если он рассчитан на несколько лет, то, как правило, поставки разбиты на этапы и существует множество допустимых вариаций временных задержек – даже в пределах месяца. Но задержка на тот же срок для полугодового проекта является серьезным фактором риска для его дальнейшей успешной реализации".
На российском рынке встречаются несколько основных причин, вызывающих задержки в поставке ИТ-оборудования. По мнению специалистов IBS Platformix, в большей степени они вызваны "нестабильностью" работы вендора: при производстве каких-то деталей либо при оформлении документов (что удлиняет процесс растаможивания), или при отгрузке. Также эксперты отмечают, что нередки случаи ошибок, связанных с неспособностью вендора сразу точно определить спецификацию оборудования на основе предоставленного заказчиком описания проекта. Обычно просчет выясняется, когда компания приступает к внедрению полученного оборудования – приходится дозаказывать необходимые или недостающие детали.
Ошибки логистического свойства происходят на этапе движения товара от вендора к заказчику – за доставку как минимум до таможни ответственность также несет вендор. Так, однажды в Финляндии был потерян груз для компании "Ренова Строй Групп" – его нашли спустя 2 месяца, в связи с чем покупателю была предложена компенсация. Аналогичный случай произошел с ИТ-оборудованием, предназначавшимся для одного из госпредприятий: из заказа общей стоимостью 6 млн рублей, дольше всего поставлялся управляемый сетевой коммутатор стоимостью 25 тыс. рублей, он шел из США около 2,5 месяца. В течении этого времени, разумеется, проект не двигался с места.
Таможенные риски повышаются для оборудования, которое попадает под нулевую ставку ввозных таможенных пошлин (это касается всего, что не производится в России). Тогда необходимо поднимать коды ТН ВЭД на все детали и компоненты поставки, что часто приводит к значительным временным потерям. Уже непосредственно по вине таможни сбои могут происходить перед крупными праздниками. Возможны несостыковки в работе иностранной и российской таможен из-за несовпадения торжественных дат.
Иногда задержки возникают в силу организационных проблем. "Когда проект базируется на поставках от нескольких вендоров, приходится увязывать работу нескольких дистрибуторов, – говорит Борис Коднер, директор по информационным технологиям "Ренова Строй Групп". – В таком случае сбои происходят из-за несогласованности действий". Это уже зона ответственности самого заказчика, организующего процесс подбора надежных поставщиков.
При этом, отмечают в IBS Platformix, юридически за своевременность поставок отвечает лишь интегратор – в контрактах между производителем и дистрибутором или между дистрибутором и интегратором за сроки поставки никто ответственности на себя не берет.
Таким образом, зачастую интегратор не может обезопасить себя и клиента от задержек и влиять на них, так как они "формируются" вендором, таможней или дистрибуцией. Компания-заказчик, напротив, имеет все возможности для компенсаций – ей достаточно прописать в поставочном контракте срывы и соответствующие рекламации, адресованные интегратору. Как правило, замечает Борис Коднер, компенсация привязана к сумме договора – от 30% до 100%. Если же в результате несвоевременной поставки возникают имиджевые риски или потери бизнеса – они разрешаются через суд, и в договоре не фигурируют. Однако, чтобы свести саму возможность задержек к минимуму, заказчику необходимо на этапе планирования более тщательно выбирать цепочку поставщиков, очевидно, на основе предыдущего собственного опыта и опыта участников рынка. Ведь каким-то образом повлиять на вендора или зависящего от его действий дистрибутора после формирования заявки уже невозможно.
В идеале хорошо бы выбирать крупного изготовителя, а также ориентироваться на вендоров, которые работают с несколькими дистрибуторами. Тогда можно подстраховаться в случае срыва обязательств одним из них, получив технику у другого. Даже если в этом случае придется переплатить, бизнес или конкретный проект не пострадают. Однако в силу тяжелой логистики на рынке больше распространена схема "один вендор – один дистрибутор".
Заказчик должен детальным образом проработать договор с поставщиком. В тех случаях, когда его создают непосредственно силами получателя оборудования, необходимо, чтобы документы, касающиеся поставки, гарантий и сервиса, составляли юристы совместно с техническим персоналом. Именно так можно учесть максимально широкий спектр возможных рисков, включая время на прохождение таможни или ситуации, когда придется запускать резервный вариант. В этом случае важно не упустить момент. "Если в договоре указано, что техника прибудет спустя 2 месяца, то начиная с третьей недели необходимо регулярно мониторить статус поставки", – отмечает Борис Коднер.
Однако все эксперты сходятся во мнении, что фактически основным и самым действенным способом избежать срывов, является предварительное увеличение сроков против тех, которые стандартно оговариваются в контрактах. Так что и при планировании проекта, для которого предназначается оборудование, следует заранее учитывать временные сбои. Главное, отмечает ведущий инженер ФГБУ "НПО "Тайфун" Денис Разумовский, у заказчика должно быть понимание неизбежности потенциальной задержки еще до момента вступления в переговоры с возможным поставщиком Для интегратора, отмечают в IBS Platformix, такая подстраховка может означать добавочные траты – он старается размещать заказы заблаговременно и допускает дополнительные расходы по складскому хранению и привлечению дополнительных средств для финансирования проекта.
По мнению участников рынка, требования гарантийного и сервисного договора за прошедший год изменились несущественно. В плане гарантийного обслуживания у большинства интеграторов (в конечном итоге ориентирующихся на вендоров) параметры остались прежними – 1 год. Речь идет о типичном договоре с ограниченным набором услуг, предоставляемых производителем или уполномоченной компанией. В случае поломки обслуживание по такому договору не всегда является эффективным. Например, когда в "Ренова Строй Групп" через 2 недели работы сломался новый сервер от Hewlett-Packard, то его ремонт в целом затянулся на полтора месяца: сотрудник представителя вендора последовательно проходил все этапы проверки, как и предусмотрено в типичном гарантийном договоре. Процесс ускорился бы в случае приобретения расширенного комплекта гарантий-сервиса (или топ-гарантии). За небольшие дополнительные деньги (около $100 за год) предусматриваются увеличение гарантийного срока до нескольких лет и более гибкий список услуг.
Более существенные изменения в подходах, пока в основном, в виде обозначения новых трендов, можно отметить в отношении сервиса. В IBS Platformix отмечают, что в связи с тем, что доставка осуществляется вендором в любом случае до таможни, логистические процессы стали "белыми" и более прозрачными – в результате у интеграторов появляется резон конкурировать непосредственно по ИТ-составляющим (качество услуг, вендорская политика и т.п.).
В "Ситроникс ИТ" добавляют, что в плане сервисного обслуживания значительный упор стал делаться на клиентоориентированность: намечается отход от пакетированных услуг, все больше ценится равная доступность этих услуг для любого заказчика с распределенной сетью. Например, в работе по проекту по обслуживанию распределенной сети РТК каждый конкретный компонент сервисного обслуживания предлагался заказчику согласно определенным критериям: критичности установленного оборудования, необходимости превентивной замены, времени реакции, времени решения заявки.
Ольга Камышева