|
|
Обзор подготовлен
Рынок облачных услуг в России продолжает расти, проникая в регионы и завоевывая признание новых категорий клиентов. По прогнозам IDC, в России к концу 2015 года объем предоставляемых через облака сервисов превысит отметку в $1,2 млрд, демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Все это заставляет владельцев ЦОДов задуматься о том, готовы ли они к переходу в облака, и заблаговременно предпринять необходимые меры, чтобы использовать высокие темпы распространения новых технологий.
Принципиальное отличие облаков - в самой модели предоставления ресурсов и наличии комплексной инфраструктуры, обеспечивающей не только техническое функционирование систем, но также соответствие всех процедур требованиям сервисных контрактов SLA. Согласно данным исследования, проведенного "Астерос" осенью 2011 года, спрос на услуги центров обработки данных со стороны крупных предприятий будет расти на 35-40% в год, а сектор СМБ будет демонстрировать повышение потребности в вычислительных мощностях порядка 10-15% в год. В связи с неуверенностью в защищенности ЦОДов, сегодня основным направлением облачных услуг в ЦОД остается аренда приложений – SaaS, составляющая 20% потребляемых услуг. Однако стремительный рост потребностей заказчиков неизбежно приведет к увеличению доли облачных сервисов и расширению портфелей предложений операторов ЦОД.
Услуги в российских ЦОДах
Источник: "Астерос", 2011
Как отмечают в IBS, рост популярности облачных технологий может привести к тому, что устаревшие ЦОДы будут попросту не нужны: "В ближайшие несколько лет использование частных и публичных облаков для инфраструктуры станет основным способом потребления новых серверных мощностей. На смену серверным комнатам и небольшим корпоративным ЦОДам придут специализированные центры обработки данных, которые будут спроектированы по новым стандартам энергопотребления и потребляемой мощности. Видимо, это будет одной из составляющих процесса инфраструктурных инноваций", – сказал Николай Паршин, директор центра обработки данных IBSDataFort.
В условиях растущей конкуренции ЦОДам, созданным без учета "облачных" особенностей, придется провести целый ряд работ, лишь часть из которых будет касаться модернизации инженерного и аппаратного обеспечения. Во многих случаях первым камнем преткновения оказывается сама модель бизнеса и сформировавшиеся принципы обслуживания клиентов.
"Переход к облачным технологиям может быть как простым, так и сложным. В данном вопросе важны состояние ЦОДа, отлаженность процессов, обслуживающий персонал и так далее. В любом случае, основные сложности возникают из-за необходимости перестройки бизнес-процессов, в которую может быть вовлечено множество подразделений, организаций", – отмечает Дмитрий Сидоров, начальник отдела систем хранения и обработки данных компании "Ситроникс ИТ" в России.
В действительности, перед тем как начать внедрение облачных технологий и развитие центра обработки данных по модели XaaS, необходимо выяснить, насколько текущее состояние инфраструктуры соответствует требованиям нового времени. Для этого владельцам ЦОДа нередко приходится вложить дополнительные средства в развитие инфраструктуры, чтобы добиться нужного уровня масштабируемости и обеспечить себя достаточным запасом мощности, согласно требованиям SLA.
"У любого действующего коммерческого ЦОДа уже существует определенный парк оборудования и ПО. Поэтому облачное решение строится на базе унаследованной инфраструктуры. Это сложная задача – она заставляет заново продумывать структуру управления средой, конфигурировать виртуальные и физические ресурсы дата-центра. Поэтому, прежде чем заявить о себе как об облачном провайдере, владельцам ЦОДа приходится докупать дополнительные вычислительные мощности, стандартизировать и автоматизировать процедуры развертывания, конфигурирования и управления виртуальными машинами, а также средствами самообслуживания конечных пользователей", – говорит Владимир Кирсанов, технический директор департамента корпоративных систем компании "Астерос".
Как отмечает Андрей Шапошников, заместитель начальника отдела проектирования ВК компании "Инфосистемы Джет", для подготовки ЦОДа к предоставлению облачных услуг, помимо системного ПО, обеспечивающего виртуализацию и управление оборудованием, необходимо внедрение специализированного программного обеспечения, обеспечивающего функционирование важнейших элементов системы: портал самообслуживания; средства автоматической настройки инфраструктуры; инструменты мониторинга инфраструктуры; система учета потребления ресурсов и выставления счетов.Для этого могут быть использованы как готовые программные пакеты, так и отдельные решения, реализующие специфический функционал. Вплоть до программных модулей собственной разработки, нередко применяющихся в российских ЦОДах с целью оптимизации затрат на вспомогательные системы, например обеспечивающие биллинг.
Однако спешить с массовыми модернизациями не следует. Мировой опыт показывает, что при движении к облачной среде необходимо тщательно анализировать все происходящие изменения. Например, в ЦОДах Microsoft фактически каждое движение, каждая задача, которая ставится перед сервисными инженерами, анализируется на предмет необходимости и эффективности с точки зрения затрат. Если предложенное изменение не проходит проверку, оно просто отклоняется – это позволяет компании избежать лишних расходов при модернизации ЦОДов.
"В своих "облачных" ЦОДах Microsoft использует в качестве стандарта несколько типов серверов, систем хранения, сетевых устройств. По заявлениям представителей компании, это не самые прогрессивные модели – это могут быть решения предыдущего поколения, которые отличаются адекватной стоимостью, предоставляют достаточный уровень производительности, широко доступны с точки зрения поставок и обслуживания и которые уже доказали эффективность своего применения", – комментирует Василий Маланин, менеджер по продуктам для ЦОД Microsoft в России.
Изменение отношений с заказчиком
Впрочем, даже самые адекватные изменения информационной инфраструктуры не могут сделать ЦОД полностью пригодным к переходу на обслуживание согласно облачной или сервисной модели, если трансформация не коснется взаимоотношений с клиентами. В компании VMWare, поставляющей как отдельные компоненты, так и комплексные программные продукты для создания облачных сред, считают, что в данном вопросе нет общих правил. Формируя правильную политику работы с клиентами, каждый конкретный ЦОД получает конкурентные преимущества на рынке. "Как именно будет построено взаимодействие между потребителем облачных услуг и их провайдером – вопрос во многом открытый. Это взаимодействие – одно из важных отличий именно "облачной" инфраструктуры, поэтому на нем имеет смысл сконцентрироваться и предложить максимально интересный заказчикам вариант. Сюда же стоит отнести биллинг облачных услуг", – говорит Владимир Ткачев, технический директор компании VMWare.
Впрочем, владельцам ЦОДов нельзя забывать о тех препятствиях, которые замедляют применение облачных технологий на территории России. Ведь те, кто первыми преодолеют их, заработают себе хорошую репутацию на рынке. Помимо мелких сложностей, в настоящее время облакам мешает настороженное отношение клиентов к вопросам безопасности и невысокое качество, а также дороговизна широкополосной связи в регионах. Также,по данным исследования компании "Астерос",популярность облачных сервисов в секторе среднего и малого бизнеса сдерживается относительно высокой стоимостью аренды ПО.
Победить первуюпроблему можно, предлагая высокий уровень безопасности для всех категорий клиентов. При этом использование готовых систем информационной безопасности от игроков рынка с хорошей репутацией поможет убедить потенциальных клиентов в надежности ЦОДа. Поскольку известные бренды оказывают магнетическое воздействие на потребителя, добавление к логотипу ЦОДа названия поставщика средств ИБ должно пойти на пользу рейтингу провайдера облачных услуг.
С вопросами дороговизны и сложности доступа в регионах можно бороться, заключая партнерские соглашения с провайдерами связи. В данном случае SLA может быть подписано в трехстороннем порядке, и владелец ЦОДа получит возможность обеспечить своими услугами заказчиков по всей стране или в каком-то конкретном регионе, размещая реальные серверы в привычном и удобном месте.
Где находятся ЦОДы России?
Источник: "Астерос", 2011
Наконец, для заказчиков из сектора малого и среднего бизнеса необходимо подобрать соответствующий портфель предложений и постоянно расширять спектр доступных услуг. Сегодня все больше поставщиков ПО создают доступные варианты популярных продуктов, специально предназначенные для СМБ. Воспользовавшись новинками раньше других, а также выбирая продукты с удобными для облачных сред схемами лицензирования, можно добиться снижения затрат и, соответственно, цены конечных сервисов.
Андрей Шуклин