|
|
Обзор подготовлен
Урбанистика, еще в середине прошлого века занимавшая скромное место в ряду прикладных дисциплин, привлекает к себе все больше внимания. "Наука о городах" опирается на достижения широкого спектра дисциплин: от экономики и социологии до физики, топологии и матмоделирования. При этом реализация системного подхода возможна только с применением ИАС.
Все чаще формулировка Smart Сity сопровождается словечком livable. Это подразумевает, что конечным результатом "городской разумности" должно стать удобство для проживания. Сделано немало попыток ранжировать города по принципу комплексной "разумности" - успешных и неудачных. В частности, исследователи из Ericsson, Arthur D. Little попытались сопоставить социально-экономический эффект от ИКТ с уровнем их зрелости для 25 крупнейших городов мира. В итоговом рейтинге в Топ-5 вошли Сеул, Сингапур, Стокгольм, Лондон и Нью-Йорк, а Москве в нем досталось 11 место.
Классификация городов по величине социально-экономического эффекта в зависимости от зрелости ИКТ
Источник: Networked Society City Index, Ericsson, 2011
Свое исследование провело CNews Analytics - по его результатам был составлен "ИТ-индекс мегаполисов мира". И здесь Москве не удалось попасть в первую десятку. Столица России заняла лишь 15 место из 30, обогнав, впрочем, Рио-де-Жанейро, Рим и Тель-Авив.
ИТ-индекс мегаполисов мира
№ | Город | Общий балл |
1 | Стокгольм | 33,3 |
2 | Сингапур | 32,6 |
3 | Берлин | 32,2 |
4 | Таллинн | 32 |
5 | Лондон | 31,8 |
6 | Копенгаген | 30,8 |
7 | Барселона | 29,8 |
8 | Нью-Йорк | 27,9 |
9 | Вена | 27,5 |
10 | Дублин | 25,7 |
11 | Чикаго | 25,5 |
12 | Прага | 25,3 |
13 | Ванкувер | 24,3 |
14 | Сидней | 24,3 |
15 | Москва | 22,3 |
16 | Мадрид | 22,1 |
17 | Рио-де-Жанейро | 21,3 |
18 | Йоханнесбург | 20,6 |
19 | Монреаль | 19,8 |
20 | Минск | 19,2 |
21 | Варшава | 19,1 |
22 | Рим | 18,5 |
23 | Бангкок | 18,1 |
24 | Дели | 17,6 |
25 | Мумбаи | 15,7 |
26 | Тель-Авив | 15,1 |
27 | Киев | 13,7 |
28 | Астана | 13,6 |
29 | Афины | 8 |
30 | Баку | 5,9 |
Источник: CNews Analytics, 2012
Фактор комфортности инфраструктуры крупных городов (c точки зрения горожан и гостей мегаполисов) напрямую отражается в важнейших экономических показателях, таких как ВВП. В частности, удобный для проживания, разумным образом обустроенный и попросту красивый город привлекает инвесторов и квалифицированные, образованные, творческие кадры. Последним аналитики из IBM Institute for Business Value в своем отчете "Разумные города для разумного развития" отводят одну из важнейших ролей в городской экономике 21 века. Условия для жизни оказывают значительное влияние на выбор места проживания высококвалифицированных специалистов, порой, более сильное, чем величина потенциального дохода.
Описание Smart Сity как комфортабельного места, где охотно будут проживать граждане, определяет общий смысл всей затеи с умным городом, но не вносит особой ясности в то, как же достичь этой конечной цели. "Умный город – открытая система, обеспечивающая повышение качества жизни, эффективную и оптимальную адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования горожан и городского хозяйства на основе автоматизированного прогнозирования и управления инфраструктурой и ее элементами с помощью информационных технологий различного уровня по результатам мониторинга текущего состояния во всех сферах жизнедеятельности", – дает определение директор Научно-исследовательского и испытательного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, заведующий кафедрой, профессор Игорь Спиридонов.
Пример структурирования ключевых взаимосвязанных подсистем современного города
Источник: IBM Global Center for Economic Development, 2011
Существуют разные подходы к выделению основных областей городского хозяйства, увязанных между собой и взаимодействующих с внешним миром. На практике преобладает экономический подход, когда ключевые направления для автоматизации определяются по степени их влияния на показатели ВВП с учетом страновой и прочей специфики, а также политического фактора. По той же причине первоочередное внимание уделяется столицам и мегаполисам, поскольку такие меры, как внедрение комплексных ИТ-решений, приносят и для них, и для экономики страны в целом наиболее ощутимый и наглядный для граждан результат. "Когда IBM объявила о глобальной инициативе "Разумный город", мы начали переговоры с российскими городами на различных уровнях власти, от администрации городов до структур местного самоуправления. Наш опыт показал, что приоритеты расставлены в следующем порядке: приоритет №1 – общественная безопасность, приоритет №2 – транспорт. Третье место в разных городах делят между собой обслуживание коммунальных сетей (эта сфера одинаково проблемна как в российском, так и в общемировом контексте) и здравоохранение", – проранжировал потребности крупных российских городов Андрей Галицкий руководитель направления "Разумные Города" Россия/СНГ компании IBM.
Московская программа "Информационный город" носит разноплановый характер. В рамках программы планируется расширять спектр электронных услуг на базе Единого госпортала, снабдить техникой и развить сервисную базу в школах и ЛПУ, создать и модернизировать сеть ИАС и единый городской ЦОД. В результате город получит платформу для обработки показаний датчиков ЖКХ, камер видеонаблюдения, обеспечивающих общественную и прочую безопасность, поддержит работу всевозможных умных светофоров и навигаторов, которые будут внедрены в рамках создания интеллектуальной транспортной системы. Масштаб задач определяет объем бюджета. На выполнение программы в 2012-2016 гг. предполагается потратить около 330 млрд руб.
На рынке ИТ-решений по автоматизации городского хозяйства можно найти весь спектр предложений, от комплексных, охватывающих все ключевые подсистемы города, предлагаемые ведущими мировыми вендорами, до множества локальных разработок для конкретной городской отрасли или инженерно-технической системы, всевозможных умных зданий, подъездов, остановок общественного транспорта. Компания Siemens разрабатывает решения для автоматизации городов по энергетике, по управлению транспортными потоками, уличным освещением и занимается автоматизацией зданий. Например, ее система Sitraffic призвана координировать транспортные потоки, способствовать снижению уровня шума и количества загрязнений, а участникам движения дать возможность экономить топливо и оптимальным образом расходовать рабочий ресурс транспортных средств. ИС включает в себя информационно-управляющие системы и отдельные компьютеры для управления дорожным движением, видео и погодные центры. Сейчас на стадии реализации находится проект по внедрению интеллектуальных электрических сетей в Тюменской области, разработанный компанией Siemens совместно с "Тюменьэнерго". В рамках проекта создана концепция адаптации технологий интеллектуальной сети для условий России", – сообщил CNews представитель Siemens AG.
Автоматизация городского хозяйства начинается не с чистого листа, многие ИС уже установлены, что ставит задачу по их модернизации и интеграции в единую ИС умного города. По этой и ряду других причин автоматизация на платформе одного вендора, при всей привлекательности этой идеи, не может стать универсальным ответом на все вопросы. Хотя примеры есть – городское хозяйство Вены автоматизировано на платформе SAP. "Подход Schneider Electric к концепции "Умных городов" позволяет не только оптимизировать работу отдельных систем, но и позволяет управлять всеми этими системами, рассматривая их в качестве одной интегрированной "системы систем", в которой происходит обмен информацией между городскими ведомствами и жителями города, – рассказывает руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами в области распределительных сетей и городского электроснабжения в России компании Schneider Electric Дмитрий Скворцов. – Предложение SmartCity включает, в частности, платформу интегрированного управления городом (Integrated City Management, ICM), объединяющую погодные сервисы, системы управления зданиями, управление транспортом, безопасностью и электроэнергией, системы мониторинга и анализа экологических показателей, интегрированные решения в сфере ИТ". Платформа ICM объединяет различные системы города, позволяя им обмениваться информацией через единую платформу и тем самым координировать управление и повышать скорость реагирования на инциденты, а также включает в себя набор аналитических инструментов.
Один из проектов компании – пилотная зона, которая реализуется совместно с "Ленэнерго". Она включает в себя участок сети 6 КВт в исторической части Санкт-Петербурга. Проект успешно работает, а все возможности многофункциональной сети, такие, как передача данных, управление и диспетчеризация, уже можно увидеть в демо-режиме. Вторым этапом работ будет вывод данных о состоянии сети в диспетчерский пункт. Проект наглядно демонстрирует возможность интеграции в сети smart grid не только современного оборудования, но и оборудования предыдущих поколений. "Интеллектуальная сеть пока не стала в России массовым явлением, но постепенно этот процесс начинает развиваться и ускоряться. Через какое-то время мы увидим рост спроса на такие системы, поэтому Schneider Electric активно готовится и развивает smart grid – решения. В первую очередь это производство оборудования и конечных изделий, таких, как трансформаторные smart grid ready – подстанции, которые готовы к немедленному включению в интеллектуальные сети. Пусть оборудование монтируется сейчас, а умная сеть будет строиться только через несколько лет, – оборудование будет включено в нее с минимальными затратами", – приводит пример конструктивного подхода Дмитрий Скворцов.
Преимущество на рынке решений для российских "умных" городов получат те вендоры, в решения которых заложены не только потенциал для их дальнейшего развития, но и расширенные возможности интеграции с самыми различными решениями других производителей.
Комплексная автоматизация и развитие инфраструктуры больших городов, таких как Москва, ставит немало нетривиальных вопросов, ответы на которые только предстоит найти. Скажем, не вызывает сомнений целесообразность установки камер наблюдения вкупе с развитием технологий фиксации автомобильных номеров, биометрической идентификации и пр. Можно привести убедительные примеры из зарубежной практики, когда подобные меры позволили не только снизить уровень преступности в криминогенных районах мегаполисов, но и с достаточно высокой точностью ее прогнозировать, а значит – предотвращать.
Отечественная практика пока говорит, скорее, о другом. Скажем, первый этап массовой установки подъездных видеокамер наблюдения прошел без должного контроля, сопровождался многочисленными нарушениями, закончился заведением уголовных дел. От того, как будут собираться, защищаться и использоваться системой данные, будет зависеть уже не только судьба выделенных на эти цели средств государственного бюджета, карьеры чиновников, но и жизнь миллионов законопослушных граждан.
Далее, важным моментом в создании "умного" города является вовлеченность жителей в решение городских проблем. В частности, необходима автоматизация и создание конкретных инструментов для "городского краудсорсинга". Хорошим подспорьем для повышения доверия граждан к муниципальным, федеральным и прочим учреждениям власти являются опять же ИТ. Среди последних примеров – возможность наблюдать за ходом выборов, заседаниями арбитражных судов, поэтапное раскрытие данных ОГВ. Хотя на первый взгляд эти темы выходят за рамки задачи создания "умного" города и комплексной автоматизации городского хозяйства. "Очевидно, что развитие систем конкретного города должно быть согласовано с общегосударственной стратегией и программами, например, такими как "Эра ГЛОНАСС" или "Служба 112", – считает директор дивизиона по работе с государственными организациями компании "Энвижн Груп" Александр Мартынов.
Зарубежная практика показывает, что сервисы конкретного города часто оказываются тесно переплетены с сервисами коммерческих компаний, общегосударственными сервисами. Муниципалитеты часто интегрируют сторонние сервисы на своем портале, обеспечивая гражданам единую точку входа. "Есть позитивные примеры на тему взаимодействия городских властей с горожанами. Например, в Петербурге разработана и успешно действует городская сервисная система, которая централизованно принимает любые заявки граждан, от обращений в правительство города до сообщений о коммунальных авариях. Все обращения фиксируются в единой базе и направляются на исполнение в соответствующие ведомства. Даже в Москве пока не создано подобной системы", – приводит пример директор направления отраслевых решений ГК "Корус Консалтинг" Владимир Скородумов.
Опыт мегаполисов мира указывает на то, что необходимым условием строительства "умного" города является последовательное выполнение работ в соответствии с концепцией развития города. Последняя создается с учетом долгосрочных прогнозов. При этом необходим постоянный мониторинг текущей ситуации, который позволяет во время корректировать развитие городской экосистемы с учетом интересом всех участников. Очень хорошие результаты показали действия администрации бразильского мегаполиса Куритиба, который развивается в соответствии с генпланом, принятым в 60-е годы. Проблемы города удалось решить, поставив во главу угла взаимодействие трех факторов: улично-дорожная сеть, общественный транспорт, землепользование.
С точки зрения создания "умных" городов в России было бы разумно составлять рейтинг российских городов, основанный на измеримых и легко-сопоставимых базовых метриках, таких, как уровень проникновения ШПД, плотность покрытия дорожной сети видеокамерами наблюдения, количество обращений к электронным сервисам по отношению к числу жителей города. Еще актуальнее задача выявления ключевых факторов, к которым можно привязать все эти метрики и индикаторы. "Множество показателей, необходимых для оперативного управления городом, целесообразнее всего сводить воедино и анализировать в едином городском СЦ", – считает Александр Мартынов.
Антон Степанов