|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка инфраструктурных проектов в 2011 году? Ваш прогноз на 2012 год?
Максим Мамаев: Мы видим существенный рост определенных сегментов. В первую очередь это ЦОДы и безопасность, как информационная, так и физическая. Причем по сектору дата-центров развивается спрос по всему спектру технологий: от инженерных систем до виртуализации.
Традиционно сетевая инфраструктура предприятия росла, когда физически росло предприятие. Но сегодня мы наблюдаем не столько экстенсивное, сколько интенсивное развитие, связанное с наращиванием функциональности и степени интеграции. Востребованы решения, позволяющие привнести дополнительные функции, связать ранее разрозненные системы, добавить интеллектуальную составляющую, помочь компании контролировать и управлять созданной инфраструктурой, обеспечить непрерывность бизнеса. На наш взгляд, эти направления обладают большим потенциалом роста.
CNews: Как вы оцениваете состояние ИТ-инфраструктуры предприятий, если не брать в расчет топ-30 банков, крупнейших телекоммуникационных операторов и ТЭК?
Максим Мамаев: В последнее время очень интенсивно развивается ИТ-инфраструктура в государственном секторе. Здравоохранение и образование раньше было трудно причислить к лидерам информатизации. Сейчас же там реализуются программы создания инфраструктуры в масштабе регионов, причем сразу вместе с внедрением отраслевых автоматизированных систем, а не просто ради абстрактного подключения к интернету. Необходимость обеспечения общественной безопасности влечет строительство современных сетей, ЦОДов, ситуационных центров на объектах транспорта и городской инфраструктуры.
Можно отметить еще одну тенденцию. Многие достаточно крупные предприятия – речь в основном идет о промышленности – раньше не рассматривали ИТ-инфраструктуру как многоуровневую и многофункциональную систему, глубоко интегрированную с бизнес-процессами предприятия. Вместо этого они фрагментарно строили небольшие компьютерные сети, предназначенные для обслуживания того или иного приложения. Сейчас мы наблюдаем повсеместный переход к комплексному проектированию ИТ-инфраструктуры с учетом всех последних технологических достижений, в том числе с использованием "облачных" сервисов.
CNews: Как меняется качество требований заказчиков в области ЦОДостроения?
Максим Мамаев: В числе главных требований к инфраструктуре ЦОДа остаются высокая надежность, управляемость, безопасность, адаптивность к изменениям бизнеса. Основные изменения связаны с тем, что меняется само понятие корпоративного ЦОДа: от комнаты, где друг на друге стоят несколько серверов, к специализированному помещению, в котором правильно обустроены инженерные системы, с электропитанием, охлаждением, пожаротушением. Растет степень автоматизации бизнес-процессов, соответственно, возникает необходимость обеспечения непрерывности бизнеса.
Как следствие, актуальными становятся задачи по контролю и управлению работой всех входящих в инфраструктуру ЦОДа подсистем – растет число запросов на внедрение систем автоматизации, контроля физических параметров (микроклимат, потребление энергии), аварийных систем. Повышаются требования к физической безопасности помещения, которая обеспечивается системами видеонаблюдения и контроля доступа.
На уровне серверной инфраструктуры почти повсеместно применяется виртуализация. Теперь очередь за виртуализацией рабочих мест, эту тенденцию мы ясно видим.
CNews: Когда необходима сертификация ЦОДов?
Максим Мамаев: Сертификация ЦОДа сегодня не является обязательной и общепринятой практикой на российском рынке, несмотря на то что при создании дата-центров все чаще принимаются во внимание рекомендации мировых стандартов. Двигателем данного процесса может стать конкуренция между коммерческими ЦОДами, когда наличие сертификата станет дополнительным аргументом в борьбе за клиента.
CNews: Насколько широко в отечественных ЦОДах используются энергосберегающие технологии?
Максим Мамаев: Когда у компании появляется именно ЦОД, а не серверная комната, электричество начинает потребляться в заметных объемах. Заказчику поневоле приходиться задумываться об энергоэффективности. Но чтобы получить значительную экономию в долгосрочной перспективе, необходимо решить проблему относительно больших капитальных вложений в энергосберегающие технологии.
Тем не менее существует большое количество решений, которые позволяют сократить начальные затраты. Причем их реализация возможна как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации центра обработки данных. Самые распространенные решения – это применение технологии free cooling, создание системы изолированных коридоров, использование энергосберегающего инженерного и серверного оборудования. Такие решения и технологии применяются уже практически повсеместно.
CNews: По вашему мнению, интерес к облачным технологиям перешел в практическую плоскость (с точки зрения использования и публичных, и корпоративных "облаков")? Когда начнется массовое внедрение облачных технологий?
Максим Мамаев: Абсолютно точно можно сказать, что ознакомительный "теоретический" этап пройден и все больше компаний ставят перед собой реальные цели по использованию облачных технологий для извлечения дополнительной прибыли как частного случая минимизации издержек. Основной рынок сейчас формируется из публичных сервисов на базе SaaS в виде выхода "облачных" версий знакомого программного обеспечения. Такая модель интересна прежде всего малому бизнесу, стартапам и компаниям, желающим быстро получить необходимый в работе инструмент без дополнительных затрат на расширение или создание ИТ-инфраструктуры. Среди примеров можно отметить сервисы обмена почтовыми сообщениями, организации коллективной работы, объединенные коммуникации и др. Есть также на российском рынке и предложения услуг по модели PaaS и IaaS, но их меньше.
Крупные компании идут по пути создания частных облаков на базе собственных инфраструктур или арендованных вычислительных мощностей в коммерческих ЦОДах. Хотя технологически это не очень ново – еще в конце 90-х годов мы делали первые проекты на базе решений компании SUN. Но именно сегодня технология достигла того уровня зрелости, когда начинается ее массовое внедрение и использование.
CNews: Стоит ли ожидать создания ЦОДов, ориентированных на размещение публичных "облачных" сервисов?
Максим Мамаев: Любой коммерческий ЦОД надлежащего уровня надежности может быть использован для создания на его базе как частного, так и публичного облака, или их совокупности. В данном случае все зависит от потребностей клиентской базы операторов. Каких-то технологических отличий в модели предоставления услуг тут нет, разве что в системе биллинга и тарификации используемых услуг. Несмотря на наличие на рынке таких гигантов "облакостроения", как Amazon, Google, Microsoft, крупные российские клиенты все же будут предпочитать облака от российских операторов, если те уделят особенное внимание обеспечению информационной безопасности и качеству обслуживания клиентов.
CNews: Как вы оцениваете спрос на внедрение систем хранения неструктурированной информации? Как меняется функционал этих систем?
Максим Мамаев: Чем крупнее предприятие (по количеству пользователей), тем больше объем неструктурированных данных (офисные документы и др.). Соответственно, для руководителей ИТ-служб компаний актуальность вопросов обеспечения безопасности хранения неструктурированной информации и доступа к ней существенно возрастает. Особенно важны эти вопросы в силу того, что рост объемов данных слабо поддается прогнозированию.
При больших объемах данных снижается производительность серверов, существенно увеличиваются временные и финансовые затраты на резервное копирование, лавинообразно – вместе с увеличением объемов – растет и стоимость хранения данных. По статистике, объем неструктурированных данных составляет 50–85% от всех данных организации, а рост их объемов достигает 100% каждые 2–3 года.
Сегодня на рынке существует множество систем архивирования, позволяющих существенно оптимизировать хранение данных электронной почты и данных на файловых серверах. Стоит отметить, что в последнее время мы наблюдаем повышение интереса наших заказчиков к внедрению подобных систем. В конце прошлого года мы завершили несколько крупных проектов в этой области.
Применение данных систем позволяет чувствительно сократить объемы хранения как таковые, перенести редко используемые данные на менее дорогие носители. При этом данные могут контекстно индексироваться, что позволяет службам безопасности контролировать содержимое хранимых документов. Нужно заметить, что после переноса данных в единый корпоративный архив данные продолжают быть доступными для пользователей штатным образом.
CNews: Насколько ИТ-инфраструктура отечественных предприятий отвечает требованиям ИБ, если не брать в расчет топ-30 банков, крупнейших телекоммуникационных операторов и ТЭК?
Максим Мамаев: Не существует каких-то универсальных требований по обеспечению информационной безопасности, которым должно соответствовать каждое предприятие. Требования возникают в результате аналитической работы, в процессе которой определяется, от кого могут исходить угрозы, что и как надо защищать на данном конкретном предприятии. Понимание необходимости такого исследования свидетельствует о зрелости подхода предприятия к обеспечению ИБ. Для вновь создаваемых предприятий, особенно с участием иностранного капитала, характерно четкое выполнение норм защиты информации, достаточные вложения в инфраструктуру ИБ, обеспечение соответствия международным стандартам и отечественному законодательству.
Для предприятий и организаций, унаследовавших свою производственную и ИТ-инфраструктуру, подход к ИБ, как правило, менее системный, все зависит от отрасли, собственника и многих других причин.
В целом наша компания отмечает рост заинтересованности заказчиков в комплексных решениях по защите информации, в первую очередь по защите технологических сегментов и АСУ ТП, для которых нами были разработаны специализированные подходы и решения, а так же возрастающий спрос на сертифицированное ФСТЭК оборудование Cisco и Fortinet, серийно производимое нашей компанией.
CNews: Спасибо.