|
|
Обзор подготовлен
Директор департамента телекоммуникационных решений компании «Астерос» Валерий Соколюк рассказывает, как по достижении технологиями ВКС высокого уровня развития меняются потребности пользователей. Он скептически относится к перспективам облачных сервисов, по крайней мере в ближайшие 2–3 года. И выделяет два наиболее перспективных направления с точки зрения спроса.
CNews: Аналитики констатируют высокую динамику российского рынка ВКС. Их оценки находят отражение в финансовых показателях поставщиков решений, в том числе ваших?
Валерий Соколюк: Последние годы отечественный рынок ВКС в денежном выражении растет очень быстро – в 2–3 раза в год. Компании хотят экономить время своих сотрудников и командировки все больше уступают место видеоконференциям. В 2011 количество проектов по внедрению или модернизации систем ВКС в нашем активе увеличилось на 60%.
Сейчас, в связи с неопределённой экономической ситуацией в мире, динамика немного замедлилась, однако тенденция к росту сохранилась. Я считаю, что и в 2012 году рынок вырастет минимум в 2 раза.
CNews: Влияет ли спрос на ВКС-решения на качество ИТ-инфраструктуры российских компаний, госведомств и предприятий?
Валерий Соколюк: За прошедшие лет пять ИТ-инфраструктура российского бизнеса вышла на достаточно высокий уровень. Однако многие компании, особенно стартапы, пытаются экономить на каналах связи. В начале своего пути они пользуются бесплатными интернет-приложениями. И по мере роста, появления дочерних предприятий в регионах, «новички» переходят на ВКС.
На формирование «зрелого» отношения к ВКС обычно уходит до двух лет. Темпы сильно зависят от продвижения услуги внутри компании на уровне руководства и заинтересованности ИТ-подразделения. Если раньше ВКС называлась «телевизором», то сейчас этот сервис стал действенным бизнес-инструментом.
CNews: Вы часто сталкиваетесь с использованием ВКС для переговоров между сотрудниками в рамках одного офиса, например, чтобы не бегать с этажа на этаж.
Валерий Соколюк: Подобные случаи встречаются, но здесь в большей степени речь идет видеотелефонии. Как правило, это компании, у которых полнофункционально реализован Microsoft Lync.
CNews: Не является ли качество инфраструктуры операторов связи тормозящим фактором в развитии отечественного рынка ВКС?
Валерий Соколюк: Большинство операторов связи перешли на оптические каналы, а их качества вполне достаточно для организации ВКС. Дефицита каналов в центральных регионах России уже почти нет. Если посмотреть за Урал, то в населённых пунктах, расположенных вдоль главных транспортных магистралей, связь хорошего качества есть. Основные проблемы при организации ВКС возникают на «последней миле». Но даже в этом случае, в глухих районах можно организовать видеоконференцсвязь через спутник, если позволяет бюджет компании.
CNews: Прокомментируйте, пожалуйста, динамику спроса на дорогостоящие аппаратные решения (для ситуационных центров, конференцзалов госадминистрации), рассчитанные более чем на 100 собеседников с качеством видео HD, со стороны отечественных организаций? Как далеко находится точка насыщения? В каких пределах лежит стоимость подобных проектов?
Валерий Соколюк: Стоимость залов ситуационных центров, конференц-залов губернаторов складывается из многих компонент. В первую очередь, это система отображения информации, которая «съедает» большую часть бюджета на оснащение зала. На втором месте по затратам, как это ни странно, стоит мебель. По сравнению с этими расходами непосредственно аппаратное решение для организации ВКС стоит копейки, порой менее 1% от общего бюджета.
Если же говорить про небольшие переговорные комнаты, например на 10 человек, то на рынке представлен целый спектр решений стоимостью от $5–6 тыс. до $30-40 тыс. Поэтому в каждом конкретном случае несложно подобрать оптимальный вариант.
Рынок ВКС в России еще далек от насыщения. За год внедряется около сотни «тяжелых» систем ВКС. При условии экономической стабильности бизнес будет и дальше инвестировать в коммуникации.
CNews: Какие перспективы у программных решений ВКС, особенно в свете малой доли СМБ?
Валерий Соколюк: Подавляющее большинство компаний со штатом до 500 человек обращаются к софтверным решениям, так как они обеспечивают достаточно хорошее качество передачи контента. Решения этого типа покрывают широкий спектр потребностей – от мобильных пользователей со смартфонами до импровизированных конференц-залов, предназначенных для общения двух-трех человек. По количеству пользователей такие решения занимают основную долю рынка – более 60%.
По денежному объему программные системы покрывают незначительную долю рынка, потому что многие поставщики предоставляют либо бесплатные, либо недорогие бюджетные решения. Например, сервер управления ВКС Polycom CMA стоит не более $15 тыс., и в минимальной конфигурации имеет 100 бесплатных лицензий для подключения программных абонентов. Такие предложения в своей продуктовой линейке имеют почти все ведущие поставщики решений ВКС.
CNews: Как меняются, эволюционируют потребности заказчика?
Валерий Соколюк: Сначала компании пробуют Skype. Потом они начинают использовать простейшие приложения видеосвязи в бизнес-среде. Постепенно вырабатывается культура корпоративного общения по ВКС. По мере роста предприятия переходят на следующую ступень – они предъявляют более высокие требования к ВКС и переходят к аппаратной платформе, которая обеспечивает нужное качество.
Например, в одной крупной компании ВКС сначала использовалась для проведения совета директоров. Однако сервис был ненадежный, связь рвалась каждые 30-40 минут. С появлением новых моделей оборудования и пониманием, как правильно должна строиться сеть ВКС, проблемы были решены. При переезде в новый офис руководство в первую очередь выдвинуло строгие требования к ВКС, а уже потом к телефонии. Сейчас сервис мигрировал на уровень ниже – им активно пользуются не только высшее звено, но и средний менеджмент. Именно эти люди стали основными пользователями системы ВКС. Распространение на нижний уровень делает видеоконференцсвязь более массовой, что и говорит о зрелости пользователей, воспитании культуры в отношении подобных коммуникаций.
CNews: Какова стратегия развития направления ВКС в компании «Астерос»?
Валерий Соколюк: За 3 года мы почти с нуля создали это направление: заключили партнерские соглашения с ведущими производителями оборудования видеоконференцсвязи, инвестировали в обучение своих специалистов, создали лабораторные базы. Результатом этой работы стали проекты в крупнейших российских компаниях, таких как ТНК-ВР, PwC, СО ЕЭС, ВТБ, а также возможность формировать предложения любой сложности и ценовой категории.
Кроме того «Астерос» развивает сервисное направление, потому что в большинстве случаев внедренное решение требует постпродажного обслуживания, а не просто поставки и наладки.
CNews: Рассматриваете ли вы возможность перехода ВКС в «облака»?
Валерий Соколюк: Сегодня много говорится об облачных решениях, но я к этому тренду отношусь скептически. Разработчики оценивают перспективы облачных решений для ВКС исходя из западного опыта. Там есть примеры создания «облачных» сред и лицензирование систем проходит гораздо демократичнее, чем в России. У нас реальных примеров реализации ИТ-инфраструктуры, телекоммуникационной среды в «облаках» почти нет. Дополнительный скепсис вызывает безопасность контента, который хранится на «облачных» серверах. Поэтому, на мой взгляд, говорить о реалиях перехода ВКС в «облако» можно не ранее чем через 2-3 года.
Тем не менее, в этом году Polycom готовится запустить облачный сервис ВКС. Посмотрим, что получиться.
CNews: Спасибо.