|
|
Обзор подготовлен
В конце 2009 года в рамках стратегии повышения операционной эффективности в "Мегафоне" был начат проект по частичному переводу компьютерной инфраструктуры в виртуальную среду. Как Сибирский филиал, оператор крупного и производительного ЦОДа за Уралом, стал одной из площадок реализации проекта, рассказывает Денис Меженный, руководитель службы развития и эксплуатации BSS-систем Сибирского филиала "Мегафона".
CNews: С какой целью был открыт проект?
Денис Меженный: Главной целью внедрения технологий виртуализации стало повышение отказоустойчивости сервисов компании, предоставляемых нашим клиентам. Другим важным ориентиром для работы стало достижение высокой экономии капитальных (закупка физических серверов и сопутствующих сервисных систем) и операционных (обслуживание и содержание систем) затрат на ИТ-инфраструктуру.
Сегодня Сибирский филиал "Мегафона" оказывает комплексные информационные услуги для коммерческого и государственного сектора на территории Сибирского федерального округа. Помимо базовых услуг размещения оборудования клиента на высоконадежных площадках компании (Colocations), филиал предоставляет клиентам услуги "Инфраструктура как сервис" (IaaS), системы хранения и защиты данных, широкополосный доступ в интернет, мобильную связь. В ближайшем будущем список услуг ЦОДа расширится за счет предоставления полнофункциональных SaaS и DaaS продуктов.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о параметрах вашего ЦОДа.
Денис Меженный: Площадь фальшпола более 1 тыс. кв. м., разрешенная мощность 1,6 МВт, максимальная пропускная способность транспортной сети до 1,4 Тбит/сек.
CNews: Каковы сроки выполнения проекта? Можно ли разделить проект на какие-либо этапы? Каковы дальнейшие планы по реализации проекта?
Денис Меженный: Активная фаза проекта, то есть непосредственная замена физических серверов на виртуальные машины, шла с января 2010 по декабрь 2011 г. До запуска проекта мы занимались тщательным тестированием всех систем, чтобы понять, способна ли наша среда виртуализации удовлетворить внутренним требованиям "Мегафона" к информационно-вычислительным комплексам.
Приоритетом проекта было обеспечение бесперебойной работы клиентских сервисов, поэтому проект осуществлялся ступенчато. Сначала в виртуальную среду перевели 100 серверов, выполнявших вторичные обслуживающие функции внутри компании с низкой единовременной загрузкой, частичная остановка которых не ведет к потере функциональности. Затем аналогичные работы были проведены на части серверов со средней загрузкой и более строгими требованиями к времени остановки.
Получив бесценный опыт по реализации виртуализации собственной инфраструктуры, мы перешли к самому трудоемкому и ответственному этапу – переводу на виртуальную основу части серверов, обеспечивающих работоспособность клиентских сервисов.
Сейчас начата вторая фаза проекта, в ходе которой в Сибирском филиале планируется достичь 70% виртуализации серверов в 2012 году.
CNews: Проект был выполнен своими силами или с привлечением системного интегратора?
Денис Меженный: Во всех стадиях реализации проекта были задействованы только ресурсы Сибирского филиала.
Общие затраты на проект составили более 50 млн рублей. Из них 10 млн потрачено на лицензии ПО для виртуализации VMWare. Основную часть затрат – около 40 млн рублей – составила закупка блейд-серверов и системы хранения данных.
CNews: Увеличилась ли энергоэффективность вычислительных ресурсов после реализации проекта?
Денис Меженный: Уже на стадии проектирования перехода на виртуальные серверы специалистами компании были тщательно просчитаны объемы экономии электроэнергии в рамках работы всего филиала. Согласно расчетам, при первоначальном потреблении каждым сервером около 0,5 КВт электроэнергии, после переноса суммарные затраты на 40-50 серверов должны были зафиксироваться на уровне 1,3 КВт. Таким образом, энергоэффективность виртуализированной части ИТ-инфраструктуры возросла в 19 раз.
CNews: Сколько новых виртуальных серверов появилось в сибирском ЦОДе "Мегафона"?
Денис Меженный: Всего было введено около 350 серверов. На декабрь 2011 года в виртуальной среде работало 53% серверов Сибирского филиала, их доля продолжает увеличиваться. Аналогичный показатель на момент декабря 2009 года составлял 0,8%, это были единичные случаи.
Учтите, что в структуре деятельности универсального оператора связи присутствуют сервисы, перевод которых в виртуальную среду не приносит увеличения эффективности либо недопустим в принципе. Это, прежде всего, максимально ресурсоемкие сервисы, которые единовременно потребляют больше вычислительной мощности, чем дает один физический сервер виртуальной инфраструктуры.
Второе ограничение для виртуализации – наличие специализированных адаптеров, имитация которых в рамках виртуального сервера не представляется возможной. Например, в системе видеонаблюдения "Мой Город" от "Мегафона" используются платы видеозахвата, которые вставляются в PCI-слот, имитировать его на виртуальной машине нельзя.
CNews: От какого числа физических серверов вы отказались?
Денис Меженный: Всего было выключено и переведено в виртуальную среду более 150 серверов. Все остальное – это новые серверы, введение которых связано с непрерывным внедрением новых VAS, которые требуют вычислительных мощностей. Более 95% новых сервисов подключается сразу на виртуальные машины. Кроме того, в 2012 году в Сибирском филиале планируется миграция еще 50 серверов из "железа" в "облако".
Сегодня общее количество оставшихся физических серверов – около 340 машин.
CNews: Возникали ли в ходе переноса какие-либо нестандартные ситуации, трудности?
Денис Меженный: Одним из инновационных сервисов компании, изначально помещавшихся в виртуальную среду, была система обслуживания абонентов в контактном центре по видео. Сложность состояла в том, что виртуализированный комплекс должен был работать в режиме реального времени, в связи с этим возникли большие проблемы с синхронизацией звука. Использовавшийся в системе кодек синхронизировался с тактовой частотой процессора – достаточно условным понятием для виртуальной машины. Мы исследовали эту проблему и нашли причину ее возникновения. Выход был найден – за данным сервисом были жестко закреплены физические мощности, что позволило установленному кодеку работать в штатном режиме.
CNews: Какие программные системы оператора были переведены на виртуальные сервера с физических?
Денис Меженный: Основные сервисы, полностью или частично переведенные на виртуальную основу: универсальное рабочее место сотрудника call-центра, корпоративная почтовая система, корпоративная антивирусная система, система обслуживания абонентов, система самообслуживания абонентов (сервис-гид), платежный шлюз, система управления маркетинговыми коммуникациями с абонентами, система работы с дебиторской задолженностью. Всего переведено свыше 40 внутренних и внешних сервисов филиала. Зона обслуживания многих из них выходит за пределы сибирского регионального отделения и является примером надежности системы, способной исправно функционировать на удалении в тысячи километров от ЦОДа.
CNews: Что изначально было сделано на виртуальных серверах?
Денис Меженный: Система управления учетными записями работников, система сбора и корреляции событий безопасности в информационных комплексах, система управления качеством ИТ-услуг, система телемаркетинга, серверы услуги "Звонок за счет вызываемого абонента".
CNews: Спасибо.