Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Игорь Масленников: Вопрос развития IP-сервисов это вопрос развития широкополосного доступа
Российский рынок IP-телефонии продолжает демонстрировать устойчивый рост. О том, как будет развиваться ситуация в ближайшее время и о проблемах VoIP-рынка CNews.ru рассказал Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek и генеральный директор компании CTI.
CNews.ru: На 8-ой конференции по IP-телефонии с высоких трибун часто говорилось о передаче видео по IP-сетям, внедрении Triple Play и прочих «изысках», однако во многих российских городах и весях по прежнему остро стоит проблема обычного телефона (сотовая связь не каждому по карману, если нет фиксированной недорогой телефонии). Могут ли IP-технологии помочь в разрешении этой важной общегосударственной, в общем-то, проблемы?
Игорь Масленников: Безусловно. Мне вообще кажется очень странным, что сегодня, как и много десятилетий назад вопрос телефонизации деревень и отдаленных районов преподносится как что-то немыслимо сложное и непреодолимое.
Использование современных технологий (в том числе IP-) и конкурентный рынок способны решить много проблем количество сотовых телефонов сейчас в России уже больше, кажется, чем количество линий фиксированной связи. И никаких усилий со стороны государства это не потребовало.
Сила IP-технологий в их универсализме IP-канал может быть любым по своей природе и работать через него могут любые сервисы. Но я ни разу не слышал постановки вопроса в такой форме, выгодно ли IP-технологии внедрять в масштабах страны, и какова может быть стратегия государства в отношении к ним. Не говоря уж об ответах на них.
CNews.ru: В чем отличия (по ценам, функциональности и пр.) с точки зрения бизнес-пользователя пользоваться услугами сотовой связи, включая мобильный интернет, или иметь мобильный номер в рамках технологии VoIP, который позволяет, путешествуя со своим ноутбуком, получать спектр различных телефонных услуг там, где есть возможность подключения в интернет? А может быть лучше иметь и то и другое?
Игорь Масленников: Безусловно, сегодня лучше и то, и другое. Сотовый телефон дает истинную мобильность, а программный телефон на ноутбуке или карманном компьютере почти «бесплатность» разговоров. При этом, мир будущего, вероятнее всего комбинация IP-технологий и беспроводного доступа самых разных видов и с самых разных абонентских терминалов.
CNews.ru: Вы являетесь руководителем рабочей группы по IP-телефонии в Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), которая влияет на принятие решений Минсвязи, касающихся регулирования отдельных сегментов российского рынка телекоммуникаций и наверняка в курсе последних событий, происходящих в недрах этой организации в части регулирования деятельности операторов IP-телефонии. В частности, что может ожидать последних в этом году ваш оптимистичный и пессимистичный прогнозы?
Игорь Масленников: Да, действительно, какие-то события в недрах Минсвязи происходят, и происходят они в связи с принятием и вводом в действие нового закона «О связи» создается полный набор нормативных документов, необходимых для работы этого нового закона.
Чем именно завершится эта работа пока неясно, увидим через некоторое время, но, конечно, внутри этого ведомства существуют различные течение и силы, преследующие разные интересы. Если победят те, кто радеет за скорейшее и «простое» решение проблем традиционных операторов путем «возврата к прошлому», то ничего хорошего из этого не выйдет ни для традиционной, ни для IP-телефонии. Уравнивание в правах телефонии традиционной и IP-телефонии на самом деле означает применить к IP-телефонии те же самые нормы и схемы регулирования, лицензирования и т.д. что и в традиционной телефонии.
В не зависимости от исхода, трафик как «утекал», так и будет «утекать» из сетей традиционных операторов: если прочитать действующий РД по телематике, то окажется, что «запретительные меры» для увода трафика из ТФОП в IP-сети уже приняты.
Но на деле они не работают, и традиционным операторам нужно срочно менять свой образ действий, внедрять новые технологии и бизнес-модели конкурировать с новыми, альтернативными операторами на их же поле ведь объективно традиционные операторы находятся в более выигрышном положении они контролируют все сети абонентского доступа, все стыки с ТФОП.
В лучшем же случае, если победит точка зрения «здравого смысла» ничего радикально не изменится, и IP-телефония будет развиваться как телематическая служба, все далее и далее уходя от традиционной телефонии в бизнес-схемах и наборе предоставляемых услуг.
CNews.ru: Какие услуги IP-телефонии будут реально востребованы на российском рынке в этом году среди корпоративных и индивидуальных пользователей?
Игорь Масленников: Гадать тут смысла нет время покажет. Для ИТ-менеджеров и людей, принимающих решения, IP-телефония сегодня это простота, удобство, унификация, снижение затрат, мобильность и возможность гораздо более легкой интеграции голосовых сервисов с ИТ-системами предприятий, чем в варианте телефонии традиционной.
Для индивидуальных пользователей экономия (на звонках по карточкам), в некоторых случаях возможность получения телефона при отсутствии традиционной телефонии и/или вторая-третья линия в доме, рабочий телефон дома или где угодно т.е. мобильность.
CNews.ru: «Карточный» бизнес в России по-прежнему приносит операторам львиную долю прибыли, причем довольно большая часть денег находится «в тени» (речь идет, например, о продаже на вещевых и продуктовых рынках ПИН-кодов «на простой промокательной бумаге», как выразился один из операторов). Имеется ли тенденция к тому, что это действительно пережитки «переходного возраста» IP-телефонии, и сервис-провайдеры будут зарабатывать все больше и больше на более «продвинутых» услугах корпоративному и частному сектору?
Игорь Масленников: Мир становится сложнее, он не становится проще, это не только к IP-телефонии относится, и поэтому «промокашки», скорее всего не исчезнут совсем, просто доля такого бизнеса со временем будет становиться все меньше и меньше по мере развития этого рынка и появления на нем новых схем, сервисов и бизнес-моделей.
Я, кстати, не думаю, что «промокашки» гигантский бизнес, составляющий заметную долю всего рынка IP-телефонии, такого сорта мелкие бизнесы-паразиты всегда возникают на волне перемен, в любой отрасли, ничего страшного в этом нет они не делают погоды. По мере того, как в развитие IP-коммуникаций будут включаться крупные операторы и традиционные, и альтернативные, поле для деятельности таких мелких бизнесов будет сокращаться, не исчезая, впрочем, совсем.
CNews.ru: В одном из своих интервью CNews, которое произошло больше года назад, вы говорили о том, что на операторском российском рынке IP-телефонии доминирует оборудование Cisco Systems. Как изменилась ли ситуация с тех пор? Есть ли предпосылки к тому, что монополия этого гиганта рано или поздно будет преодолена?
Игорь Масленников: По-прежнему в России большинство шлюзов, серверов доступа и IP-телефонов Cisco Systems. Но появились и новые игроки поставщики продуктов, конкурирующих с оборудованием Cisco, и продуктов, которых у Cisco нет. Рынок решений IP-телефонии становится все больше, шире и богаче, появляются совершенно новые направления, например в ушедшем 2003 году пограничные контроллеры сессий.
Парадоксально звучит, но я думаю, что по мере того, как телекоммуникации вообще будут превращаться в IP-коммуникации, господствующее положение Cisco будет ослабевать не может одна компания, даже такая славная и могучая как Cisco, которая, по сути, является «локомотивом» этого процесса, монополизировать весь этот рынок.
CNews.ru: В начале этого года стало известно, что компания CTI, генеральным директором которой вы являетесь, получила звание Cisco Gold Certified Partner. А какие знаменательные события случились с компаниями CTI и CompTek в 2003 году? Не составляют ли коммерческую тайну планы компаний CompTek и CTI на этот год?
Игорь Масленников: Самое знаменательное событие, случившееся с компанией CTI в 2003 году это ее рождение, которое пришлось на 1 января 2003 года, и весь 2003 год это первый год жизни компании а нет ничего более сложного, волнующего и богатого событиями, чем первый год жизни.
Детальные планы компаний CompTek и CTI на 2004, конечно, являются коммерческой тайной, но, в общем, каждая из компаний будет продолжать развивать свой бизнес в заданном направлении CompTek как крупный дистрибьютор телекоммуникационного оборудования, CTI как специализированный системный интегратор и разработчик решений IP-телефонии.
CNews.ru: Допустим, что сначала в Москве, а потом и в других городах появится недорогой широкополосный доступ, отсутствие которого, как вы считаете, является основным тормозом развития рынка услуг на базе IP в нашей стране. Можем ли мы тогда говорить о возможности появления в России таких альтернативных операторов, как Vonage в США? Будет ли в этом случае подписка на «продвинутые» услуги VoIP-операторов столь же простой, как приобретение комплектов мобильной сотовой связи сейчас? Не будут ли препятствовать такой либерализации рынка регулирующие органы?
Игорь Масленников: Вопрос развития IP-сервисов это вопрос развития широкополосного доступа. Как только появится где-то в России доступный и в смысле распространенности, и в смысле цены IP-доступ так сразу же начнут появляться такие бизнес-модели и такие сервисы которых сейчас нет вообще. Прецеденты в мире уже есть.
Будут ли их развивать совсем новые операторы, существующие альтернативные или традиционные не знаю, увидим, но то, что они появятся никаких сомений нет.
Достаточно вспомнить Италию и компанию FastWeb, стремительное развитие которой является чуть ли не самой большой головной болью для Телеком Италия бывшего государственного монополиста.
А что касается доступности сервиса в смысле его простоты то он явно будет гораздо проще, чем приобретение комплектов мобильной сотовой связи сейчас пара кликов мышкой в web-интерфейсе подпишут Вас на сервис, добавят услугу или изменят набор услуг.
Будут ли регулирующие органы препятствовать либерализации телекоммуникационнго рынка не знаю, вполне возможно, что попытаются. Что из этого выйдет? Думаю, что примерно то же, что вышло сто с лишним лет назад из попыток тогдашних регулирующих органов ограничить скорость движения первых автомобилей 5-ю км./час, на том основании, что «лошади пугаются, если быстрее».
Это очень сложный вопрос как государство должно регулировать нынешний телекоммуникационный рынок. Ведь существующие сегодня в мире нормы и подходы к регулированию отрасли связи складывались десятилетиями в условиях абсолютно отличающихся от современных. Основными отличиями были условия монопольного рынка услуг связи, единая технологическая база и совершенно другая структура затрат и прибыли.
Вопрос регулирования сегодня это вопрос изменения парадигмы, самых основных концепций и представлений о рынке связи. И во всем мире сейчас идет напряженная работа по осмыслению этих процессов и выработке адекватной реакции на эти изменения.
Каждый месяц в США возникают скандалы на тему IP-телефонии. Однако федеральная комиссия по связи (в каком-то смысле аналог нашего Минсвязи) очень твердо стоит на позициях «непротивления» развитию IP-технологий, включая IP-телефонию.
Комиссия и не собирается пока регулировать сферу IP-телефонии, считая, что картина пока еще не ясна полностью. Однако уже сейчас американские чиновники понимают, что IP-телефония и телефония традиционная очень разные вещи, и пытаться регулировать их одинаково бессмысленно.
Как поведет себя наше Минсвязи, которое до сих пор выступало вполне в русле общемировых тенденций и относилось к IP-телефонии как к телематической службе увидим.
CNews.ru: Спасибо.
|