Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

Телекомпродукт

Павел Колесников: Перспектив у биллингового ПО для IP-телефонии в России нет

Павел КолесниковБиллинговые системы является необходимым компонентом практически любой архитектуры, включая VoIP. О том, как развивается рынок IP-телефонии в России, CNews.ru рассказал Павел Колесников, директор по развитию «Телекомпродукта».

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, события 2003 г. окажут наибольшее влияние на рынок IP-телефонии в 2004 г.?

Павел Колесников: В международном масштабе, наиболее значимым событием 2003 года на рынке IP-телефонии стало появление сервиса Skype. Сервис Skype, созданный основателями скандально известной файлообменной сети Kazaa, и эксплуатирующий ту же технологию peer-to-peer, позиционируется его создателями как возможность окончательно похоронить рынок платных услуг телефонной связи, как традиционной, так и VoIP.

До России эта беда дойдет не скоро — просто потому, что сервис Skype позволяет бесплатно совершать звонки с компьютера на компьютер (PC-to-PC), а в России актуальна все-таки возможность позвонить с телефона на телефон (Phone-to-Phone).

В остальном же — в технологическом плане — у нас наблюдается здоровая стагнация. Если в конце 90-х годов прошлого века на рынке оборудования для операторской IP-телефонии была какая-то конкуренция (Cisco — Clarent — VocalTec и т.п.), шла война несовместимых между собой версий стандарта H.323, то сегодня на рынке фактически остался один вендор — Cisco.

И бизнес-модель на рынке операторской IP-телефонии в целом тоже устоялась. Получить операторскую лицензию, взять канал доступа в Интернет, купить некоторое количество шлюзов Cisco, завести на них номерную емкость, выпустить карточки, продать их — и собирать деньги. Не думаю, что 2004 год принесет в плане бизнеса какие-либо сюрпризы.

CNews.ru: Правилом хорошего тона среди операторов IP-телефонии является наличие системы динамической маршрутизации трафика. В какой степени российские операторы освоили данное направление?

Павел Колесников: Возможность динамической маршрутизации трафика сегодня — это уже не дань моде, а производственная необходимость, и российские операторы в этом плане не отстают от прочих.

Шлюзы Cisco, ставшие для операторской IP-телефонии стандартом де-факто, увы, изначально создавались как решения для кампусных и корпоративных сетей. Тогда просто не предполагалось, что адреса шлюзов, принимающих (терминирующих) вызовы на те или иные направления, потребуется менять ежедневно и ежечасно, — с учетом меняющихся тарифов, «плавающего» качества и общей непрозрачности партнеров.

Так что среднему по масштабам оператору IP-телефонии, не важно, в России или за рубежом, волей-неволей приходится выбирать один из «обходных путей».

Вариант первый — приобрести и внедрить «коробочный» SoftSwitch, т.е. программу для интеллектуальной маршрутизации трафика. В России тут лидирует решение MVTS от российско-канадской компании Mera Networks.

Вариант второй — подключиться к сервису, предоставляющему платные услуги по динамической маршрутизации трафика (так сказать, SoftSwitch в аренду). К примеру, такой сервис предоставляет компания IPCB.net.

Вариант третий — естественный для операторов, пришедших из традиционной телефонии, — осуществлять маршрутизацию трафика средствами интеллектуальной телефонной станции, а IP-телефонию использовать исключительно как канальный транспорт.

Такой вариант удобен тем, что оставляет возможность комфортного «заворота» трафика на сеть общего пользования (т.н. PSTN backup) в случае каких-либо фатальных проблем с качеством голоса по IP.

CNews.ru: Интеллектуальные платформы голосовых услуг являются удобным инструментом в повседневной деятельности операторов связи и крупных компаний. Каковы масштабы использования подобных систем в России и других странах?

Павел Колесников: На Западе — повсеместно, а в России «бум» таких систем только начинается. Причем с российской спецификой, — дело в том, что последнее поколение call-центров, ориентированное на IP-технологии, в России пока не очень-то приживается. Просто инфраструктура телекоммуникаций вообще, и передачи данных в частности, в России выстроена очень неравномерно.

Есть шокирующие диспропорции между разными регионами, между столицами и «глубинкой», и даже в пределах Москвы есть уголки, куда можно добраться только без проводов и только за большие деньги.

Так что ближайшие годы принесут нам много интересных интеграционных проектов, продиктованных желанием заказчика максимально — по мировым меркам — удовлетворять потребности клиентов, используя при этом ту инфраструктуру связи, которая на данный момент имеется. Где-то цифровые линии связи, где-то и аналоговые, где-то VoIP, где-то мобильная связь. Чудес не бывает. Оптоволокно под каждый дом не скоро подведут.

CNews.ru: Какие наиболее значимые проекты выполнила ваша компания в 2003 г.?

Павел Колесников: Наиболее интересным, на мой взгляд, стал проект по интеграции сети московского оператора связи ОАО «Информационное бюро Бизнес волна», работающего под торговой маркой «Манго Телеком». Создан современный узел интеллектуальных услуг связи.

Номенклатура услуг включает предоплаченную телефонную связь по картам СТК, с терминацией как по каналам IP-телефонии, так и по каналам традиционной телефонии; комплекс услуг CENTREX (переадресация вызовов, в том числе на IP-адрес, интерактивный голосовой ответ — IVR, голосовая почта, факс-почта); интеграцию с мобильной связью от «Мегафона» по технологии FMC (Fixed-Mobile Convergence).

Весь комплекс работает с нашим универсальным биллингом ProfitBilling. Сейчас мы подключаем к этой сети вновь открывающийся филиал «Манго Телеком» в Санкт-Петербурге. В ближайших планах — полномасштабное внедрение в «Манго Телеком» нашего call-центрового решения ProfitContactCenter.

Свободные мощности call-центра «Манго Телеком» сможет сдавать в аренду сторонним заказчикам для проведения маркетинговых кампаний, организации «горячих линий» и т.п.

CNews.ru: Каковы планы компании относительно развития бизнеса на рынке интеллектуальных и биллинговых систем для IP-телефонии?

Павел Колесников: Рынок биллинга для IP-телефонии в России можно считать закрытым. Перспектив у этого рынка нет. Недавнее тому подтверждение — судьба популярной биллинговой системы «Абсолют» от компании «Сервокомп».

Сегодня биллинг можно продать только как элемент комплекса услуг по созданию операторского или корпоративного узла связи, или же call-центра, «под ключ». Вот по этому пути мы и идем.

CNews.ru: Какие тенденции развития будут характерны для российского рынка IP-телефонии в ближайшие 2 — 3 года? Стоит ли ожидать консолидации компаний на данном рынке?

Павел Колесников: В регионах России, по мере общей либерализации телекоммуникационного рынка, будет продолжаться «вирусное» распространение IP-телефонии как недорогой альтернативы услугам традиционных «Электросвязей». Наиболее успешные игроки развернут экспансию в соседние регионы.

А в столицах рынок IP-телефонии, как и альтернативной телефонии вообще, уже устоялся, и собственно консолидация уже случилась (я имею в виду сделки Голден Телеком + Совинтел + Комбеллга, Комет + ОСС). И здесь во главу угла ставится повседневная работа по наращиванию доли рынка, по повышению качества услуг и расширению их номенклатуры, отладка бизнес-механизмов, в том числе и за счет продуманной автоматизации таковых. То, что 5 лет назад было авантюрой, сегодня стало индустрией.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS