Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Александр Сандомирский: В настоящее время происходит консолидация капиталов и услуг на российском VoIP-рынке
О современной ситуации, проблемах и перспективах рынка IP-телефонии в интервью CNews.ru рассказал Александр Сандомирский, старший вице-президент компании «ТрансТелеКом».
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние российского VoIP-рынка? Какую долю бизнеса сервис-провайдеров составляют услуги IP-телефонии?
Александр Сандомирский: Можно сказать, что рынок IP-телефонии в России хотя бы в процентном отношении не отстает от западного. Сейчас, как и в Европе, VoIP-трафик составляет немногим больше 12% от трафика телефонной сети общего пользования. Пока еще не много, однако, эти цифры означают, что за последний год он отвоевал еще пять процентов рынка и вырос более чем на треть.
Для того чтобы показать динамику развития, можно привести данные Госкомстата, которые свидетельствуют, что в среднем каждый квартал доход от международного и междугороднего трафика традиционной телефонии увеличивается на 9%.
Теперь сравним их, например, с доходом КТТК от трансляции VoIP-трафика, который за последние три месяца прошлого года показал рост в несколько раз больший.
Бурный рост рынка VoIP-услуг будет продолжаться теми же темпами в ближайшее время. В условиях монополии на рынке дальней связи конкурентные преимущества операторов IP-телефонии будут сохраняться.
CNews.ru: Как развивается IP-телефония на межоператорском и корпоративном рынках?
Александр Сандомирский: В настоящее время самая востребованная услуга на телекоммуникационном рынке доступ в сеть позволяет привлекать инвестиции в развитие коммуникационной инфраструктуры и построение последних миль к сетям магистральных операторов. Практически безотрывно за доступом в сеть идет IP-телефония.
Об этом свидетельствует следующий факт: в настоящее время доля IP-телефонии поверх общественных сетей составляет более 80% от общего трафика. Разумеется, региональный рынок отстает от рынка IP-телефонии крупных городов.
По сути, в регионах сейчас происходит то, что в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, происходило два-три года назад. Как только появляются каналы доступа, начинает развиваться межоператорский рынок IP-телефонии.
Основная проблема в том, что большая часть VoIP-трафика передается через интернет среду, где скорость и качество передачи данных не гарантируется. Как следствие, и оператор не может гарантировать своим абонентам качественной телефонии, компенсируя этот недостаток низкой ценой. Поэтому для конечных пользователей IP-телефония зачастую ассоциируется с дешевой, но низкокачественной связью.
Совершенно иначе обстоят дела на корпоративном рынке. Здесь, прежде всего, ценится не дешевизна, а надежность, безопасность и качество предлагаемой услуги. Телефонные переговоры один из инструментов ведения бизнеса, и незначительная (в масштабах оборота компании) экономия не может служить оправданием, если этот инструмент работает плохо.
Обеспечить качество связи и защитить телефонные переговоры от перехвата может передача телефонного трафика по собственным сетям предприятия. И тут IP-телефония может оказаться чрезвычайно полезной. Трафику IP-телефонии по выделенным каналам и виртуальным частным сетям (IP VPN) обычно предоставляется более высокий приоритет, по сравнению с трафиком данных, то есть появляется возможность контроля качества.
Есть еще одна особенность корпоративного рынка IP-телефонии. Универсальность IP-технологии предоставляет возможность передавать через сеть как данные, так и голос и видео. Происходит интеграция этих услуг, появление единой мультисервисной корпоративной сети, что позволит предложить пользователям значительно большие возможности, как по управлению, так и по информационной безопасности.
Возможности, заложенные в технологии, позволяют на это надеяться. В дальнейшем, корпоративная IP-телефония станет неотъемлемой частью комплексного решения по созданию инфокоммуникационного пространства на предприятии.
CNews.ru: Специалисты считают, что привлекательность IP-телефонии заключается в возможности интеграции с другими приложениями. Какие предложения на рынке телефонных услуг опираются на эту особенность технологии VoIP?
Александр Сандомирский: Прежде следует выяснить, что принципиально нового может предоставить IP-телефония по сравнению с традиционной. Мы не берем в расчет услуги, предлагаемые в интеграции с другими сервисами.
Фактически, в настоящее время пакетная телефония зачастую лишь копирует традиционную. Единственное преимущество, которое она предоставляет на сегодняшний день, операторы могут предлагать низкие тарифы на некоторых направлениях. Пока существует монополия на российском рынке дальней связи, это преимущество будет оставаться. Однако, в США и многих европейских странах так называемая карточная телефония дальней связи, предоставляемая операторами IP-телефонии и операторами аналоговых сетей, практически не различается по стоимости.
Теперь рассмотрим вариант, когда IP-телефония действует в консолидации с другими информационными технологиями. В этом случае появляются возможности с помощью программных средств осуществлять управление звонками, которые традиционная телефония не могла и не может обеспечить.
В частности, такой симбиоз компьютерных технологий и IP-телефонии позволит автоматически пересылать входящие звонки по назначению, используя и пополняя телефонную базу данных предприятия или данные CRM-системы, благодаря графическому интерфейсу значительно упростит управление конференциями, предоставит возможность подключить видео.
Я перечислил лишь небольшую часть возможностей, предоставляемых управлением звонками количество и качество услуг, которые можно предоставлять пользователям неуклонно растет. Отрадно, что значительную часть программных продуктов для IP-телефонии выпускают российские компании.
CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, факторы могли бы стимулировать дальнейшее развитие VoIP-рынка в России?
Александр Сандомирский: Прежде всего, это разработка комплекса предложений и услуг для корпоративного рынка. Этот сегмент наиболее подготовлен для внедрения IP-телефонии. Обладая острой заинтересованностью в безопасной и надежной связи, в дополнительных сервисах, которые она предоставляет и возможностями для внедрения VoIP, корпоративный клиент является наиболее перспективным.
В настоящее время идет консолидация капиталов и услуг компании укрупняются, открывая офисы в регионах или поглощая другие предприятия. Многие финансовые и кредитные учреждения, такие, как банки, страховые компании, в силу различных причин начали более плотно работать с физическими лицами. Это значит, что происходит резкое увеличение числа удаленных подразделений, call-центров идеальная среда для развития внутрикорпоративной телефонии.
Сегодня корпоративный сектор может стать базой для развития IP-телефонии и интеграции ее с другими видами телекоммуникационных услуг и плацдармом для продвижения ее в остальные секторы телекоммуникационного бизнеса, в том числе и на рынке частных пользователей.
CNews.ru: По какому, на ваш взгляд, пути будет развиваться IP-телефония на российском рынке и произойдет ли вытеснение традиционной связи?
Александр Сандомирский: На мой взгляд, неверно рассматривать IP-телефонию как замену традиционной аналоговой связи и ожидать, что пользователи будут массово отказываться от привычных телефонов и переходить на цифровую связь.
VoIP позволяет предоставлять принципиально иные виды услуг в различном ценовом диапазоне. Копировать возможности традиционной телефонии, конкурируя с ней лишь ценами, это лишь один из множества путей развития IP-телефонии.
CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, могут произойти на рынке IP-телефонии в России в ближайшее время?
Александр Сандомирский: У операторов VoIP-услуг практически не остается выбора. Чтобы предоставлять надежную связь, им нужно обеспечить более тесное взаимодействие между сетями, а также единые стандарты качества связи.
С этой точки зрения, интернет неподходящая среда для передачи голоса хотя бы потому, что его отдельные участки обслуживаются различными операторами, и расширение канала на одном из сегментов сети еще не означает, что не возникнет проблем на другом.
Кроме того, всегда будут существовать всплески нагрузки, которые невозможно спрогнозировать. Все это, в совокупности с тем, что операторам попросту невыгодно держать «на всякий случай» большой незаполненный резерв емкости, приводит к простой зависимости: с ростом VoIP-трафика поверх публичных сетей качество связи ухудшается.
Избежать этого, в принципе, не сложно. Думаю, что приоритет трафика IP-телефонии при условии соблюдения полносвязности может предоставить построение виртуальных частных сетей оператор IP-телефонии.
Тенденции к укрупнению бизнеса, разумеется, затрагивают и телекоммуникационный рынок. В этих условиях неизбежно дальнейшее укрупнение и слияние компаний, работающих на рынке телекоммуникаций, что, впрочем, и происходит. Крупные операторы приобретают региональные компании, чтобы получить дополнительные доли рынка и усилить влияние.
Если сейчас на российском рынке IP-телефонии действуют около четырехсот операторов, то, скорее всего, через два-три года на рынке останется не более пяти десятков компаний, формирующих национальную телекоммуникационную структуру и взаимодействующих друг с другом.
CNews.ru: Спасибо.
|