Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Операторский IP-бизнес: как заработать в России
Российский телекоммуникационный рынок стал свидетелем появления огромного количества операторов IP-телефонии в настоящее время их число превышает 4 тыс. Сам этот факт свидетельствует о том, что объем VoIP-рынка очень значительный и есть предпосылки для его дальнейшего роста.
По мнению начальника отдела маркетинга компании RealEast Networks Вадима Иванова, к факторам прибыли на рынке IP-телефонии следует отнести следующие:
увеличение объема услуг/продаж;
выход на новые сегменты рынка;
оптимизация технологических процессов.
Для увеличения прибыльности уместно использовать следующие подходы:
- комплексные/расширяемые решения;
- гибкий подход к потребностям клиентов;
- ориентация на стандарты индустрии;
- отслеживание инноваций и их своевременное внедрение.
«При современной степени развития рынка операторы и сервис-провайдеры более не могут полагаться только на предоставление традиционных голосовых услуг по устаревшей инфраструктуре, считает Вадим Иванов. Им необходима сеть с расширенными возможностями не только для увеличения конкурентоспособности, но также для предоставления новых услуг, что выгодно отличает от остальных и открывает новые источники дохода».
Итак, заработать больше на VoIP можно:
- Обеспечив комплексные/расширяемые решения.
- Ориентируясь на стандарты индустрии.
- Отслеживая инновации и своевременно их внедряя.
- Используя грамотное управление инфраструктурой.
- Внедряя принципиально новые услуги.
Вернемся к конкретным голосовым услугам на базе IP, которые популярны на сегодня в России.
Самый известный и популярный бизнес, неразрывно связанный с IP-телефонией это предоставление «карточных» услуг. Бизнес-модель этого направления хорошо отработана, нет особых проблем и с точки зрения технологий. По словам дистрибьюторов и интеграторов, к ним часто приходят люди, далекие от телекоммуникаций, с тем, чтобы проконсультироваться о том, как правильно начать этот бизнес, вхождение в который не требует особых знаний (можно использовать «коробочные» решения).
По оценке Игоря Масленникова, из более чем 4 тыс. компаний, получивших к настоящему времени лицензии на оказание услуг телематических служб, по крайней мере, половина реально работает на рынке IP-телефонии. Проблем с изготовлением операторских узлов для предоставления услуг по предоплаченным карточкам нет, и можно создать такой узел буквально на базе одной-двух аналоговых телефонных линий. Центральным вопросом в данном бизнесе является биллинг.
К другой категории бизнеса, впрочем, тесно связанным с «карточным», относится также довольно «старый» и технологически отработанный бизнес терминация («приземление») VoIP-трафика. При этом схема сети оператора может оставаться такой же, как и в первом случае для терминации можно использовать существующие шлюзы; расчеты с другими операторами осуществляются на основе данных, собранных по RADIUS-серверу с собственных шлюзов или данных с софтсвича. Иногда (обычно у крупных операторов) возникают проблемы, связанные с поддержкой сигнализации ОКС-7, которые чаще всего решаются при помощи сигнальных контроллеров, например, таких как Cisco PGW2200.
Заметное развитие VoIP-транзита как самостоятельного направления бизнеса началось относительно недавно. Причина этого состоит в том, что прежние схемы его реализации через телефонные станции были дороги и неэффективны (в том смысле, что приводили к заметному ухудшению качества связи). После появления таких решений, как софтсвичи и SBC, эти проблемы были сняты, и рынок получил импульс к развитию.
Услуги Residential (дословно «услуги по месту жительства») предполагают наличие широкополосного доступа в интернет на базе одной из следующих технологий Ethernet, xDSL, сети кабельного телевидения, беспроводной доступ и пр., по которым абонент получает «в довесок» телефонный IP-номер и расширенные телефонные сервисы. Поскольку на сегодня высокоскоростной доступ в сеть еще является экзотикой для большинства россиян, то и говорить о развитии этого направления операторского бизнеса в нашей стране было бы преждевременно. С другой стороны, было бы неверно утверждать, что таких услуг в России нет вообще.
«Как только появились первые IP-телефоны, вспоминает Игорь Масленников, первые операторы домовых сетей в Митино, Чертаново и других районах Москвы, охваченных широкополосным доступом, стали развивать, в том числе и такие сервисы, как предоставление жителям этих новостроек телефонов с московскими номерами. У нас есть несколько заказчиков, которые пытаются разворачивать телефонные сети Residential либо в коттеджных поселках, либо в подмосковных городах, в которых существуют проблемы с обычной телефонной связью».
Очевидно, что для оказания такого рода услуг оператор должен иметь «выход» на номерную телефонную емкость. Для этого он должен либо обладать ей, либо «иметь хорошие отношения» с теми операторами, которые эту емкость уже имеют.
К другим направлениям бизнеса операторской IP-телефонии относятся так называемые услуги IP-Centrex и сервисы, предоставляемые на базе центров обработки вызовов. Поскольку эти услуги рассчитаны на корпоративных пользователей, то речь о них пойдет в следующем разделе («Корпоративная IP-телефония»).
Виталий Солонин / CNews Analytics
Александр Сандомирский: В настоящее время происходит консолидация капиталов и услуг на российском VoIP-рынке
О современной ситуации, проблемах и перспективах рынка IP-телефонии в интервью CNews.ru рассказал Александр Сандомирский, старший вице-президент компании «ТрансТелеКом».
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние российского VoIP-рынка? Какую долю бизнеса сервис-провайдеров составляют услуги IP-телефонии?
Александр Сандомирский: Можно сказать, что рынок IP-телефонии в России хотя бы в процентном отношении не отстает от западного. Сейчас, как и в Европе, VoIP-трафик составляет немногим больше 12% от трафика телефонной сети общего пользования. Пока еще не много, однако, эти цифры означают, что за последний год он отвоевал еще пять процентов рынка и вырос более чем на треть.
Для того чтобы показать динамику развития, можно привести данные Госкомстата, которые свидетельствуют, что в среднем каждый квартал доход от международного и междугороднего трафика традиционной телефонии увеличивается на 9%.
Полный текст интервью
|