Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

NGN — провальный фокус традиционных операторов?

NGN - провальный фокус традиционных операторов?

В последнее время модным выражением стали мультисервисные сети или NGN (Next Generation Networks). Лагерь специалистов расколот на две части: одни считают, что использование данной технологии — это лишь дань моде, в то время как другая часть считает, что NGN — насущная необходимость.


Концепция NGN

Концепция сетей связи следующего поколения (Next Generation Networks, NGN) содержится, в частности, в «Концептуальных положениях по построению мультисервисных сетей на ВСС России», утвержденных еще в 2001 году Минсвязи РФ:

«Сеть связи следующего поколения (NGN) — концепция построения сетей связи, обеспечивающих предоставление неограниченного набора услуг с гибкими возможностями по их управлению, персонализации и созданию новых услуг за счет унификации сетевых решений, предполагающая реализацию универсальной транспортной сети с распределенной коммутацией, вынесение функций предоставления услуг в оконечные сетевые узлы и интеграцию с традиционными сетями связи».

Более конкретное определение NGN, данное в компании «Комстар», гласит, что эта концепция предполагает возможность передачи по единому широкополосному каналу связи голоса, данных и видеоинформации.

Базовым принципом концепции NGN, по версии разработчиков Положений Минсвязи, является отделение друг от друга функций переноса и коммутации, функций управления вызовом и функций управления услугами.

Функциональная модель сетей NGN, в общем случае, может быть представлена тремя уровнями: транспортным уровнем, на котором решается задача коммутации и передачи информации пользователю; уровнем управления коммутацией и передачей информации, на котором решается задача обработки информации сигнализации, маршрутизация вызовов и управление потоками, и уровнем управления услугами. Последний позволяет реализовать специфику услуг, и применять одну и ту же программу логики услуги вне зависимости от типа транспортной сети (IP, АТМ, FR и т.п.) и способа доступа. Наличие этого уровня позволяет также вводить на сети любые новые услуги без вмешательства в функционирование других уровней. Уровень управления услугами может включать множество независимых подсистем («сетей услуг»), базирующихся на различных технологиях, имеющих своих абонентов и использующих свои, внутренние системы адресации.

Архитектура NGN

Архитектура NGN

Источник: Минсвязи РФ

Основу сети NGN составляет универсальная транспортная сеть, реализующая функции транспортного уровня и уровня управления коммутацией и передачей.

В состав транспортной сети NGN могут входить:

  • транзитные узлы, выполняющие функции переноса и коммутации;
  • оконечные (граничные) узлы, обеспечивающие доступ абонентов к мультисервисной сети;
  • контроллеры сигнализации, выполняющие функции обработки информации сигнализации, управления вызовами и соединениями;
  • шлюзы, позволяющие осуществить подключение традиционных сетей связи (ТФОП, СПД, СПС).

Контроллеры сигнализации могут быть вынесены в отдельные устройства, предназначенные для обслуживания нескольких узлов коммутации. Использование общих контроллеров позволяет рассматривать их как единую систему коммутации, распределенную по сети. Такое решение, по мнению разработчиков, не только упрощает алгоритмы установления соединений, но и является наиболее экономичным для операторов и поставщиков услуг, так как позволяет заменить дорогостоящие системы коммутации большой емкости небольшими, гибкими и доступными по стоимости даже мелким поставщикам услуг.

Говоря о конкретных проектах по развертыванию NGN, реализованных в 2003 году, стоит, прежде всего, упомянуть проект компании «Комстар», которая запустила в Москве сеть связи нового поколения на базе технологии MPLS. Эта сеть позволяет вести обмен информацией между корпоративными сетями абонентов, которые используют различные сетевые протоколы. На базе своей сети, технологией доступа к которой является Ethernet, «Комстар» предоставляет такие сервисы, как передача пакетированного голоса, широкополосный доступ в интернет, а также организацию VPN со скоростью до 100 Мбит/с и др.

Концепцию NGN пытаются реализовать и провайдеры услуг классической телефонии. Однако, по мнению Игоря Масленникова, дальше разговоров у них дело не идет:

«На сегодня вся эта концепция NGN сводится к тому, что традиционные операторы все ищут какой-то фокус, который им позволит от того, что у них есть сейчас, получить светлое IP-будущее. Но фокус так и не получается, и поэтому бесконечные разговоры про NGN не прекращаются».

Итак, ввиду того, что понятие NGN с точки зрения технологий весьма неопределенно, складывается впечатление о том, что это — скорее маркетинговый термин. Какая сеть подходит под концепцию NGN, а какая нет, определить практически невозможно. По-видимому, переход к сетям нового поколения будет происходить постепенно, по мере развития технологий пакетной передачи трафика.

SBC — пограничные контроллеры сессий

Если своеобразным «технологическим хитом» предыдущей конференции по IP-телефонии было устройство под названием софтсвич (Softswitch), то на 8-ой конференции, прошедшей в ноябре прошлого года, вовсю говорили о так называемых SBC (Session Boarder Controller), что можно перевести как «пограничный контроллер сессий».

В России существует пока, пожалуй, единственный поставщик данных решений (остальные, по мнению экспертов, «погоды не делают»). По данным менеджера по маркетингу компании Mera Networks («МЕРА») Натальи Ирдименьевой, к настоящему времени компания совершила порядка 200 инсталляций своих систем MVTS (Mera VoIP Transit SoftSwitch) во всем мире, причем более половины из этого числа приходится на Россию. Несмотря присутствие в названии этого продукта термина «софтсвич», обусловленное историческими причинами (на момент начала производства MVTS термин SBC просто отсутствовал), эти решения позиционируются именно как пограничные контроллеры сессий, а не как решения класса софтсвич.

Крупнейшие операторы уже используют эти решения в своих сетях. Так, российское представительство мирового телекоммуникационного гиганта Equant объявляло в ноябре прошлого года о внедрении MVTS, с помощью которого в компании надеются добиться более эффективной маршрутизации IP-трафика на территории России. Вместе с тем, более мелкие операторы все еще сомневаются о целесообразности внедрения в своих сетях SBC. Например, Дмитрий Красильников, директор по маркетингу Корпорации ОСС не совсем понимает, какую выгоду дает пограничный контроллер сессий операторам IP-телефонии.

Что касается зарубежных поставщиков SBC, то к ним можно причислить такие компании, как Acme Packet, Jasomi, Kagoor Networks, Netrake и NexTone Сommunications. По прогнозам западных аналитиков, рынок пограничных контроллеров ждет стремительный рост.

Рынок решений SBC в мире (прогноз объемов продаж)

Рынок решений SBC в мире (прогноз объемов продаж)

Источник: Yankee Group, 2003

В качестве одной из тенденций развития решений SBC стоит отметить их интеграцию с биллинговыми системами. Такие примеры уже есть и в России — так, компания «МЕРА» и Ассоциация CBOSS объявили недавно о начале совместного проекта по интеграции биллинговой системы CBOSS и пограничного контроллера соединений Mera VoIP Transit Softswitch (MVTS). В рамках данного соглашения, в частности, будут проведены работы по обеспечению более глубокой технологической совместимости решений. Как предполагается, в результате этих работ клиенты впервые получат в свое распоряжение комплексную систему мониторинга и управления роутингом своей сети, сбора и анализа статистики, мониторинга работы системы, а также более удобный интерфейс управления.

Для того чтобы понять, чем же хорош пограничный контроллер сессий, нужно, во-первых, вспомнить, что такие привычные «интернетовские» сервисы, как веб, ftp, электронная почта не являются сервисами реального времени, в то время как, например, телефония или видеконференцсвязь, наоборот, происходят в реальном времени. Именно в этой связи, у провайдеров услуг IP-телефонии, подавляющее большинство которых выросло из провайдеров услуг интернет, стали все чаще возникать проблемы.

Игорь Масленников приводит следующий типичный пример: «Предположим, существует оператор IP-телефонии, который работает в Москве и имеет партнеров в Нью-Йорке и во Вьетнаме. Существуют установленные и обговоренные тарифы, но в какой-то момент может оказаться, что тариф на терминацию трафика, который предлагает вьетнамский оператор, выгоднее, чем тарифы американского оператора от его вьетнамских партнеров. Очевидное решение московского оператора — перепродать трафик от вьетнамского партнера американскому и заработать на этом. Это достаточно популярный сегодня бизнес. Однако здесь есть одно большое „но“. Через некоторое время американский оператор, изучив IP-адреса пакетов с голосом от вьетнамского оператора, обнаруживает адрес IP-шлюза вьетнамского оператора, и посреднические услуги московского оператора становятся лишним звеном в цепи. Естественно, американский оператор попытается договориться с вьетнамским напрямую по его тарифам».

IP-маршрутизаторы, которые входят в число функциональных элементов интернет, не «понимают» телефонную (видео, мультимедиа) сигнализацию и не управляют коммуникационными сессиями между абонентами. По этой причине, они не могут, в частности, блокировать или обслуживать вызовы на основании телефонного номера или адреса SIP, H.323 ID и сгенерировать, например, сигнал «занято».

С другой стороны, такие элементы операторских сетей IP-телефонии, как софтсвичи (softswitches), H.323 привратники (gatekeepers), SIP-прокси и сигнальные контроллеры (Call Agents) занимаются исключительно телефонной сигнализацией — инициированием, установлением соединения, его мониторингом, управлением и завершением, но не контролируют медиа-потоки, потоки голосового трафика. Между тем потребность в контроле и управлении действительно существует — начиная от информации о качестве медиа-канала и заканчивая параметрами сети, которые зафиксированы в соглашении о качестве обслуживания (SLA). Устройством, которое решает этот круг задач, и призван стать SBC.

Возвращаясь к примеру о московском, вьетнамском и американском операторах, приведенном Игорем Масленниковым, отметим следующее. Если бы у московского оператора был хотя бы один SBC, то он бы и стал единственной точкой входа-выхода его операторской сети. Таким образом, «увода» американским партнером вьетнамского трафика можно было бы избежать, так как, с точки зрения американского и вьетнамского операторов, вся сеть московского коллеги выглядела бы одним-единственным IP-адресом — и для сигнализации и для медиа-трафика, для самих разговоров.

SBC решает также и важные аспекты безопасности работы в IP-сети. Один из них связан с работой конечных пользователей через NAT/firewall. SBC может использоваться как единственная точка входа в сеть и как устройство, общающееся с файрволом для поддержания в открытом состоянии сигнальных портов и динамического управления портами для медиа-потоков.

Другой аспект использования пограничных контроллеров связан с сокрытием инфраструктуры оператора (шлюзов, софтсвичей, гейткиперов и т. д.), принципов устройства и работы сети от посторонних. Поскольку SBC является единственной точкой входа в операторскую сеть, то эта задача решается достаточно легко.

Проблема обеспечения качества обслуживания с помощью SBC также имеет несколько аспектов. Один из наиболее важных — контроль за доступной полосой пропускания и управление количеством одновременных вызовов через канал фиксированной пропускной способности, например от корпоративной сети до оператора. Второй аспект — постоянный мониторинг статистики звонков по направлениям и ее анализ по критериям качества, принятие решений о маршрутизации вызова в реальном времени. Именно такой подход, по мнению Игоря Масленникова, становится доминирующим при обеспечении качества сервиса IP-телефонии.

Кроме того, SBC может решать проблемы взаимодействия сетей, работающих на разных протоколах, например, SIP-сети и Н.323 сети, или обеспечивать транскодинг — преобразование медиа-потоков из одного кодека в другой.

Итак, SBC — новый элемент операторской сети, ответственный за ее соединения с другими операторскими сетями. По мере расширения ассортимента операторских сервисов, ему предстоит довольно длительная эволюция и, возможно, «обрастание» новыми функциями.

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS