Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
IP-телефония: грядет «время Ч»
Практически никто уже не сомневается, что в скором времени IP-телефония будет доминировать как технология связи. Специалисты называют различные даты «времени Ч».
Говоря о перспективах корпоративной IP-телефонии, принято демонстрировать графики, на которых прогнозируется снижение количества проданных портов традиционной телефонии и одновременно рост количества проданных IP-портов. Через некоторое время наступает такой момент, когда число проданных портов обоих типов становится одинаковым. Далее IP-порты начинают доминировать на рынке, и можно говорить о «полной победе» IP-телефонии над традиционной.
Анализ отчетов аналитических агентств, проведенный менеджером по проектам и предложениям компании Avaya Георгием Санадзе на 8-ой конференции по IP-телефонии, привел к любопытным выводам. В частности, чем раньше сделан прогноз относительно перспектив корпоративной телефонии, тем раньше ожидается точка перекрытия объемов продаж портов IP телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых.
Мировые поставки «унаследованных» и IP-УАТС* (прогноз)
* IP-УАТС учрежденческая автоматическая телефонная станция (Private Branch Exchange, PBX) с поддержкой интернет-протокола (IP)
Источник: Allied Business Intelligence, 2001
Действительно, прогноз агентства Allied Business Intelligence, сделанный в начале 2001 года, показывает, что такое перекрытие, при котором количества отгруженных линий традиционных («унаследованных») УАТС и УАТС с поддержкой IP, сравняются, должно было наступить уже в 2003 году. Однако 2003 год уже прошел, и этот прогноз не сбылся.
Мировые поставки оборудования традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (прогноз)
Источник: Gartner Group, 2002
Более сдержанный прогноз аналитической компании Gartner Group, сделанный в 2002 году, показывает, что перелом в сторону IP наступит в середине 2005 года; исследовательская компания Giga Research наметила этот срок на 2006 год. Один из последних отчетов той же Gartner Group, выпущенный в августе 2003 года, отодвинул заветную дату еще на пару лет на 2007 год.
Доля оборудования традиционной и IP-телефонии в корпоративном секторе
Источник: Giga Research, 2002
Традиционная телефония постепенно сдает позиции, и, таким образом, в настоящее время фактически конкурируют два подхода к построению систем корпоративной телефонии решения на базе конвергентных систем и решения на базе LAN-телефонии.
Мировые поставки оборудования (УАТС) традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (с 2003 г. прогноз)
Источник: Gartner Group, 2003
Из прогноза аналитического агентства InfoTrack, в частности, следует, что к 2006 году в мире доля проданных IP-портов на базе конвергентных систем составит порядка двух третей от общего количества IP-портов.
Мировые поставки оборудования корпоративной IP-телефонии, 19992006 (с 2003 г. прогноз)
Источник: InfoTrack, 2002
Эти прогнозы подкрепляются реальной статистикой продаж по региону ЕМЕА за 20002002 годы и оценочными данными на 2003 год, сделанными в августе 2003 года исследовательской компанией Gartner Group. По мнению Георгия Санадзе, эти данные свидетельствуют о том, что:
- «традиционные» и IP-порты мигрируют от «чистых платформ» в сторону конвергентных систем;
- суммарное количество «традиционных» портов (как на базе классической телефонии, так и с поддержкой IP) не уменьшается, как следовало ожидать, а наоборот растет.
Динамика продаж портов традиционной телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003 (в процентах к предыдущему году)
(2003 г. оценочные данные)
Порты на базе | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
РВХ | -4% | -16% | -12% | -14% |
IP-РВХ | 325% | 1920% | 132% | 33% |
Источник: Gartner, август 2003
Динамика продаж портов IР-телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003 (в процентах к предыдущему году)
(2003 г. оценочные данные)
Порты на базе | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
IP-РВХ | - | 2929% | 69% | 293% |
LAN | 299% | 139% | 44% | 146% |
Источник: Gartner, август 2003
Аналогичные тенденции проявляются и при анализе распределения рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии. Так, с 3 квартала 2000 года (фактически тогда и начались продажи IP-решений) по 3 квартал 2003 года, по данным Георгия Санадзе со ссылкой на Synergy Research Group, произошло заметное перераспределение с 16,2% для конвергентных систем и с 83,8% для решений LAN-телефонии, до 56,8% и 43,2%, соответственно. Это, по мнению г-на Санадзе, свидетельствует о том, что:
- Компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок IP портов;
- IP-порты успешнее продаются поставщиками конвергентных решений.
Динамика продаж телефонных портов в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003 (2003 г. оценочные данные)
Источник: Gartner, август 2003
Действительно, основные лидеры в сегменте коммуникационных систем на базе LAN-телефонии по итогам 2000 года компании Cisco и 3Com, занимающие львиную долю рынка (45% и около 20%, соответственно), через три года уступили значительную долю рынка корпоративной IP-телефонии поставщикам конвергентных решений Avaya, Alcatel, Siemens, Nortel и другим.
Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии (по количеству IP-портов)
Источник: Avaya, Synergy Research Group, август 2003
Таким образом, из всего этого следуют следующие выводы:
- говорить о закате эры классической телефонии пока рано. Скорее, наоборот, появление IP решений стало своего рода катализатором развития всей отрасли корпоративной телефонии;
- на данном этапе развития рынка IP-телефония по отношению к традиционной является не замещающей, а дополняющей технологией;
- ближайшее бизнес-будущее (20042007 годы), по прогнозам аналитиков, пройдет под знаком доминирования конвергентных систем;
- в отдаленной перспективе нового передела рынка не ожидается, так как переход от конвергентных систем к решениям на базе LAN-телефонии будет происходить на базе уже установленных систем.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|