Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

Биллинг в IP-телефонии: эволюция продолжается

Биллинг в IP-телефонии: эволюция продолжаетсяВ настоящее время источниками биллинговой информации в VoIP-сетях могут являться: шлюзы IP-телефонии, программные коммутаторы (софтсвичи), пограничные контроллеры сессий (SBC), а также RADIUS-сервер или CDR. Биллинговые системы уже прошли начальную фазу своего развития, однако ставить точку в истории их эволюции еще преждевременно.

Производитель первых коммерческих VoIP решений компания VocalTec имела законченный продукт, в котором содержался не только шлюз и управляющий гейткиппер, но и сервер статистики и биллинга, поэтому его пользователям дополнительная биллинговая система не требовалась. Однако когда началось бурное развитие и внедрение VoIP-систем других производителей (прежде всего, Cisco), то в какой-то момент оказалось, что коммерчески доступных систем биллинга для нужд операторов IP-телефонии просто нет.

Израильская компания Mind CTI стала пионером биллинговых систем «второй волны» развития IP-телефонии, затем началось внедрение в сетях аналогичных решений и других производителей. Однако в России к 1999–2000 годам сложилась, по мнению генерального директора CTI Игоря Масленникова, довольно парадоксальная ситуация — из коммерчески доступных систем биллинга операторам IP-телефонии предлагалось только решение от Mind CTI, цена на которое начиналась со $100 тысяч, в то время как VoIP-шлюз стоил от $10 тыс. до $20 тыс.

В таких условиях ряд российских компаний стал «писать» более адекватные для российского рынка (прежде всего, по цене) биллинговые системы, в числе которых — система IPSoft Billing (пожалуй, самая популярная на сегодня). В настоящее время эта автоматизированная система учета и тарификации телекоммуникационных услуг внедрена в 78 российских и зарубежных компаний.

В части услуг IP-телефонии этот продукт позволяет осуществлять тарификацию местных, городских, междугородных и международных звонков (в том числе с помощью предоплаченных карт) и тарификацию входящего, исходящего и транзитного IP трафика; при этом при аутентификации абонента (клиента, провайдера) используются номер карты и/или PIN код, IP адрес устройства абонента, телефонный номер, номер порта сервера доступа.

Впрочем, вспоминает директор по развитию ОАО «Телекомпродукт» Павел Колесников, уже к 2000 году на российском рынке биллинга для IP-телефонии присутствовал целый ряд отечественных продуктов, например, от компаний «АйТи», «Атлант-Информ», «Сервокомп» и другие.

Сегодня на российском рынке биллинговых систем присутствуют и другие производители. Автоматизированная система расчетов (АСР) за услуги связи компании «Крафтсвязь-Новосибирск» — «KSN Billing» предназначена для проведения расчетов за предоставляемые оператором связи услуги доступа к службам передачи речевой информации, телематическим службам.

АСР «KSN Billing» обеспечивает возможность адаптации и интегрирования ее с другими системами технологического процесса оказания услуг и управления предприятием, а также позволяет проводить анализ статистических данных. Система является тиражируемой, т.е. ориентированной на внедрение в сетях многих операторов связи.

Современная биллинговая система состоит из трех основных компонентов:

  • базы данных, в которой содержится информация о клиентах, партнерах-операторах, тарифах и пр.;
  • сервера реального времени (real-time server) — той части биллинговой системы, которая взаимодействует с оборудованием, например, по протоколу RADIUS;
  • клиентского интерфейса, через который можно «общаться» с биллинговой системой — вводить тарифы, клиентов, печатать отчеты, выставлять счета и пр.

По оценке Игоря Масленникова, в настоящее время около 20–30% операторов используют коммерческие биллинговые системы, а остальная часть провайдеров VoIP-услуг либо использует «самописные» системы биллинга, разработанные, как правило, на базе freeware-версий RADIUS-серверов, либо вообще не использует никаких биллинговых систем, а «ведет Excel-таблички».

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS