|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Skype: на пути к телефонному коммунизму
Продажа крупнейшего провайдера пиринговых IP-коммуникаций Skype произошла неожиданно и молниеносно. Последствия этой сделки для разных участников рынка выглядят неоднозначными. Но пользователи в любом случае в выигрыше.
Напомним, что международный провайдер интернет-коммуникаций Skype позволяет своим подписчикам, которые имеют выделенный канал в интернет, обеспечивающий скорость не ниже 64 кбит/c, и загрузившим с сайта компании специальную коммуникационную программу, бесплатно звонить друг другу. Важно и то, что звонки не ограничены по времени, а качество связи не уступает традиционной телефонии. Несмотря на замечания о том, что Skype использует компьютеры пользователей в качестве «бесплатных» маршрутизаторов, успех сервиса не вызывает сомнений.
К августу 2005 г., за два года своего существования, Skype привлек более 51 млн. пользователей из 225 стран; при этом более 3 млн. из них находятся в сети одновременно, а более 2 млн. пользуются платными сервисами: звонят с компьютера на стационарные аппараты в телефонной сети общего пользования (ТфОП) и мобильники (сервис Skype Out). Доходы Skype растут гигантскими темпами — в 2004 г. они составили $7 млн., в 2005 по приблизительной оценке - на уровне $60 млн., в 2006 г.прогнозируются сразу $200 млн. Ежедневно к пользовательской базе компании добавляется порядка 150 тыс. человек. Трафик в сети Skype составил более 12 млрд. минут — это более 45% всего VoIP-трафика в США.
По количеству «платных» (2 млн.) и «бесплатных» (51 млн.) подписчиков Skype значительно опережает других интернет-гигантов. Так, у Yahoo! насчитывается около 26 млн. зарегистрированных пользователей, а у AOL — 303 тыс. платящих пользователей.
Доходы Skype, $ млн.*
*) 2005 г. — оценка
2006 г. — прогноз
Источник: Skype, 2005
Ошеломляющие успехи Skype не могут не вызывать зависти у поставщиков традиционных телефонных услуг, переживающих не лучшие времена. Наиболее радикально настроенные страны готовы запретить не только Skype, по и IP-телефонию как таковую. В частности, крупнейший оператор связи Китая China Telecom объявил о планах заблокировать VoIP в Поднебесной уже в 2006 году. Причина традиционна: IP-телефония наносит ощутимый ущерб операторам фиксированной связи.
Стремительная сделка
В начале сентября 2005 года Wall Street Journal сообщил, что крупнейший интернет-аукцион eBay предположительно ведет переговоры о приобретении Skype. Спустя 2 недели после того, как Skype Technologies опровергла слухи о своей возможной продаже, было официально объявлено о том, что eBay согласился приобрести компанию со штаб-квартирой в Люксембурге. Сделка обошлась аукциону в $2,5 млрд.: $1,3 млрд. в денежном выражении и 32,8 млн. обычных акций. Выплата будет завершена до 2008–2009 года. По завершению сделки, около 42% акционеров Skype получат единовременную выплату деньгами и акциями, а оставшиеся 58% — меньше авансом, но больше в будущем, в зависимости от заработка.
Удивляет та стремительность, с которой совершилась продажа Skype — сделки подобного масштаба, как правило, длятся месяцами, а то и годами. Впрочем, переговоры о продаже Skype велись, по-видимому, уже давно. «Мы встречались с представителями многих компаний», — отметил глава и соучредитель Skype Никлас Зеннстрем (Niklas Zennstroem).
"Время вернуться к бизнесу"
Очевидно, что после приобретения Skype рыночная стратегия eBay претерпит серьёзные изменения. Точнее, эти изменения будут происходить в русле уже давно обозначенной стратегии, направленной на интеграцию новых сервисов в существующую аукционную платформу. На это красноречиво указывает не только недавняя сделка, но и более ранняя — в 2002 году eBay стал владельцем интернет-сервиса PayPal, позволяющего осуществлять мгновенные электронные платежи. И вот теперь посетители аукциона смогут общаться друг с другом, используя Skype.
"Объединив наш аукцион и платежную систему PayPal с лидирующим игроком на рынке интернет-телефонии, мы создадим благоприятные условия для ведения бизнеса в сети", — комментирует сделку президент и исполнительный директор eBay Мег Уитман (Meg Whitman).
Итак, eBay активизирует свою интернет-активность. В частности, аукцион может использовать Skype для создания сервиса, который мог бы упростить покупку и продажу товаров в режиме онлайн. Коммуникации являются «сердцем» основного бизнеса этой корпорации — электронной коммерции, и условно-бесплатная голосовая связь Skype наряду с уже имеющимися средствами (электронная почта, ICQ и пр.) станет прекрасным дополнением. Аналогичную роль в бизнесе eBay, но только в другом секторе — оплаты товаров и услуг онлайн — играет приобретенная ранее платежная система PayPal. Таким образом, крупнейший интернет-аукцион формирует эффективную бизнес-среду в интернете, и покупка лидера интернет-телефонии Skype вписывается в реализуемую стратегию. eBay ожидает, что Skype поможет расширить географию бизнеса — например, охватить развивающиеся рынки Китая, Индии и России, а также регионы, где ранее eBay имел ограниченное присутствие (Япония и Скандинавские страны).
Что касается самой компании Skype, то, по словам Никласа Зеннстрема, еВау обещал сохранить ей автономность. По крайней мере, службе PayPal в свое время позволили развиваться. Рассчитывая на лучшее, создатели Skype не планируют покидать бизнес-арену. Для пользователей же главной новостью является решение о сохранении базового сервиса, который по-прежнему останется бесплатным.
Конкуренты активизируются
Последствия сделки затронули, очевидно, не только ее фигурантов, но и рынок в целом. Skype теперь считает своим главным потенциальным конкурентом софтверного гиганта Microsoft. Хотя и другие именитые бренды вызывают опасения — например, Yahoo и Time Warner AOL, располагающие огромной клиентской базой. Напомним, что в августе Microsoft приобрела службу Teleo, а еще раньше Yahoo приобрела Dialpad, чтобы сократить отставание от Skype на переживающем настоящий бум рынке передачи голоса по интернету (VoIP).
Microsoft, которая дополнила свою популярную онлайновую службу MSN функцией телефонной связи через интернет, действительно намерена существенно повысить конкурентоспособность на рынке дешевой интернет-телефонии. Обновленный сервис MSN планирует стать серьезным конкурентом Skype. С этой целью руководство MSN предприняло конкретные шаги, направленные на усовершенствование собственной телефонной службы с целью повышения ее надежности и качества. В результате практически полной замены прежней архитектуры MSN Messenger, звонки пользователей, в частности, стали нормально преодолевать межсетевые экраны, которые обычно блокируют телефонные звонки. Кроме того, Microsoft в рамках MSN предлагает сеансы видеосвязи, хотя и Skype также работает в этом направлении. По замыслу руководства Microsoft, новые функции на MSN входят в глобальный комплекс телекоммуникационных услуг, доступных на этом портале — таких как почтовая служба Hotmail, Messenger и Spaces. Технология предоставления новой услуги Microsoft такова: пользователь может совершить звонок, щелкнув мышкой на телефонном номере, опубликованном на любом веб-сайте.
Не стоят в стороне и другие игроки. Запуск услуги голосовой связи в интернете (Google Talk) крупнейшим поисковиком Google можно расценивать как ответ на действия конкурента Yahoo, который запустил подобный сервис в Yahoo Messenger. Появление у пользователей Yahoo Messenger новой возможности делать телефонные звонки, используя сеть мгновенных сообщений компании — это также, в первую очередь, результат обострения конкуренции с другими игроками (в частности, ряда нововведений в AOL Messenger). Расширив возможности сервиса Yahoo Messenger, компания надеется переманить пользователей из других сетей.
Все эти сделки и инициативы приведут в итоге к большей централизации, укрупнению рынка. Править бал на рынке peer-to-peer — коммуникаций будут известные бренды, например, крупнейшие интернет-порталы и софтверные компании. Новым игрокам будет все труднее и труднее втиснуться в этот сегмент, который через некоторое время станет для них практически закрытым. Основными игроками станут крупные сети типа Skype/eBay, которым уже удалось к настоящему времени собрать миллионы подписчиков и которые имеют планы по дальнейшей экспансии в неосвоенные регионы мира.
В то же время остаются и другие сегменты IP-телефонии, на которые данные слияния/поглощения вряд ли окажут какое-то влияние. Например, корпоративная IP-телефония, где ведущая роль принадлежит системным интеграторам и поставщикам оборудования.
Даешь бесплатную телефонию!?
Конечных пользователей мало волнуют миллиардные сделки — им, в первую очередь, важно, какой сервис и за какие деньги они получат. Особенно интересны для потребителей бесплатные (на самом деле, условно бесплатные) услуги. Недавно директор eBay Мэг Уитман обнадежила любителей «бесплатного сыра», высказав мнение, что в течение следующих 3-6 лет все телефонные звонки через интернет, включая звонки на станционарные и мобильные телефоны, станут бесплатными. Поминутная оплата уйдет в прошлое, а поставщики подобных услуг будут зарабатывать преимущественно на рекламе или других сопутствующих услугах. Кстати, такая бизнес-модель уже давно используется в эфирном телевидении — миллионы пользователей бесплатно смотрят ТВ, мирясь с необходимостью просмотра рекламы. Осталось только помечтать, когда подобный телефонный коммунизм наступит в России.
Виталий Солонин/CNews Analytics
Игорь Масленников: Термин "IP-коммуникации" пора заменить на "ИТ-коммуникации"
На вопросы CNews отвечает Игорь Масленников, генеральный директор CTI — Communications. Technology. Innovations.
CNews: Положительный опыт провайдеров IP-услуг с использованием широкополосных подключений в интернет (Voice over Broadband, VoB) — Yahoo BB, Vonage, Skype и многих других, которым удалось привлечь миллионы пользователей, свидетельствует о том, что данное направление весьма перспективно. Что мешает, на ваш взгляд, активному внедрению VoB в России?
Игорь Масленников: Ответ очевиден — активному внедрению VoB мешает ничтожное развитие этого самого Broadbanda или широкополосного IP-доступа в России. Сегодняшнее состояние дел в этой области никак иначе, чем позором назвать нельзя — на всю страну несколько сот тысяч широкополосных IP-подключений, из них большинство в Москве. Традиционные операторы — МРК, владеющие всей медью, т.е самыми массовыми на сегодня сетями доступа, имеют по несколько тысяч ADSL абонентов. Единиц тысяч, а не десятков миллионов, как их американские коллеги. Наше отставание в области широкополосного доступа — катастрофическое, на два, на три порядка хуже, чем в развитых странах. И вот тут-то как раз и нужна государственная программа по развитию широкополосного доступа. Не случайно же в США, где со связной инфраструктурой и рыночными механизмами все в порядке, гораздо лучше чем у нас, на уровне президента страны ставится цель — снабдить каждый американский дом к концу 2007 широкополосным IP-подключением. А у нас вместо этого ставятся цели поголовной телефонизации традиционной фиксированной телефонией и демонополизации рынка дальней телефонной связи. Так и хочется, вспоминая популярный анекдот, спросить наших регуляторов — а вы что, не знаете, что война давно уже закончилась? Как-то поздновато в 2005-2006 году этими вещами заниматься. Разговоры про пенсионеров, всю жизнь стоящих в очереди на телефон, звучат странно в стране, где абонентов фиксированной традиционной телефонии почти в три раза меньше, чем абонентов сотовых сетей. Создание конкурентного рынка широкополосного доступа и современных IP-сервисов — вот такая задача должна, на мой взгляд, ставиться сегодня на государственном уровне. И она вполне реальная, ее можно решать, было бы желание.
Полный текст интервью
|
|