|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Игорь Масленников: Чем менее заметно регулирование, тем лучше для эффективного развития рынка
На вопросы CNews отвечает Игорь Масленников, генеральный директор CTI — Communications. Technology. Innovations.
CNews: Что нового произошло, по вашим наблюдениям, на рынке IP-телефонии — в мире и в России — за последнее время? Какие основные тенденции определяют сегодня его развитие?
Игорь Масленников: Основная тенденция последнего времени — то, что IP-телефония неуклонно становится мэйнстримом развития телекоммуникаций. Все меньше остается людей, считающих что IP-телефония — жульничество и баловство, а IP-коммуникации — лишь маркетинговый термин. Инфокоммуникации, IP-коммуникации — эти слова наполняются реальным содержанием на наших глазах. За последние год-два вошли в обиход и не режут слух, например, такие аббревиатуры, как IMS, FMS, IPTV — это все про IP-коммуникации. За ними очень интересное, мощное и неожиданное будущее, чрезвычайно сильно отличающееся от прошлого.
CNews: Какие методы регулирования российского рынка IP видятся вам наиболее эффективными?
Игорь Масленников: Сегодня, как мне кажется, методы и способы российского регулирования теле (инфо, IP-) коммуникаций — это вопрос второго порядка. Вопрос первого порядка — каковы цели этого регулирования? То, что говорит про эти цели наш регулятор, звучит неубедительно и как-то несовременно. Главной считается «телефонизация удаленных и сельских районов», сохранение существующей инфраструктуры и способов организации рынка, его демонополизация. А IP — это как будто мелочи, не главное. На мой взгляд, такая позиция очень опасна для страны, поскольку она обращена не в будущее, а в прошлое.
Если же отвечать на вопрос «в лоб», то российская история (в том числе и совсем недавняя история российской IP-телефонии) показывала неоднократно, что рынок работает очень эффективно, когда ему не мешают, когда есть нормальная конкуренция. Т.е. чем меньше регулирования, чем менее оно заметно — тем лучше для эффективного развития рынка.
CNews: «Карточный» бизнес считается начальным этапом развития IP-коммуникаций. Как долго, по вашим ожиданиям, он будет сохранять устойчивые позиции в России?
Игорь Масленников: Долго. По крайней мере до тех пор, пока существует значительная разница между тарифами операторов традиционной телефонной связи и IP-телефонных операторов. И пока количество широкополосных IP-подключений, делающих карточки «ненужными», в стране невелико.
CNews: Каковы ваши прогнозы относительно изменения тарифов на дальнюю связь после того, как механизм регулирования в его сегодняшнем варианте вступит в силу? Ожидаете ли вы удешевления или подорожания звонков, по сравнению с актуальными ценами многочисленных «карточных» операторов?
Игорь Масленников: Смысл предлагаемых изменений в том, чтобы попытаться изменить, ничего, в сущности, не меняя. Удешевления звонков ожидать не приходится, скорее наоборот, так как для Ростелекома (остальные лицензиаты дальней связи быстро в игру вступить реально не смогут) исчезнут всякие предпосылки для снижения тарифов и, прежде всего, ценовое давление тех самых «многочисленных карточных операторов». Парадоксальная ситуация получается — под лозунгом демонополизации рынка убивается конкуренция на нем.
CNews: Положительный опыт провайдеров IP-услуг с использованием широкополосных подключений в интернет (Voice over Broadband, VoB) — Yahoo BB, Vonage, Skype и многих других, которым удалось привлечь миллионы пользователей, свидетельствует о том, что данное направление весьма перспективно. Что мешает, на ваш взгляд, активному внедрению VoB в России?
Игорь Масленников: Ответ очевиден — активному внедрению VoB мешает ничтожное развитие этого самого Broadbanda или широкополосного IP-доступа в России. Сегодняшнее состояние дел в этой области никак иначе, чем позором назвать нельзя — на всю страну несколько сот тысяч широкополосных IP-подключений, из них большинство в Москве. Традиционные операторы — МРК, владеющие всей медью, т.е самыми массовыми на сегодня сетями доступа, имеют по несколько тысяч ADSL абонентов. Единиц тысяч, а не десятков миллионов, как их американские коллеги. Наше отставание в области широкополосного доступа — катастрофическое, на два, на три порядка хуже, чем в развитых странах. И вот тут-то как раз и нужна государственная программа по развитию широкополосного доступа. Не случайно же в США, где со связной инфраструктурой и рыночными механизмами все в порядке, гораздо лучше чем у нас, на уровне президента страны ставится цель — снабдить каждый американский дом к концу 2007 широкополосным IP-подключением. А у нас вместо этого ставятся цели поголовной телефонизации традиционной фиксированной телефонией и демонополизации рынка дальней телефонной связи. Так и хочется, вспоминая популярный анекдот, спросить наших регуляторов — а вы что, не знаете, что война давно уже закончилась? Как-то поздновато в 2005 году этими вещами заниматься. Разговоры про пенсионеров, всю жизнь стоящих в очередь на телефон звучат странно в стране, где абонентов фиксированной традиционной телефонии почти в три раза меньше, чем абонентов сотовых сетей. Создание конкурентного рынка широкополосного доступа и современных IP-сервисов — вот такая задача должна, на мой взгляд, ставиться сегодня на государственном уровне. И она вполне реальная, ее можно решать, было бы желание.
CNews: Какие новые сервисы поддерживает VoIP-платформы BroadWorks, внедренная вами, в частности, у оператора «Комстар Объединенные Телесистемы»? Как вы оцениваете перспективы этих новых для российского рынка услуг?
Игорь Масленников: Идея SIP-платформ абонентских сервисов, наиболее ярким и известным представителем которой является BroadWorks, заключается в кардинальной смене сути и смысла традиционного операторского бизнеса. Раньше операторы продавали своим клиентам что? Телефонные каналы и минуты телефонного трафика. Сейчас это все менее и менее возможно — каналы становятся IP-шными, а трафик все дешевеет. Тогда возникает интересный вопрос — а что же операторам продавать? Если просто заменить Е1-ые каналы широкополосными IP-каналами, а традиционные корпоративные PBX — на их IP-аналоги, то, вроде бы, ничего не изменится, и операторский бизнес будет продолжаться. Но есть принципиальная разница — в случае IP клиент оператора оказывается к нему не привязан ничем и может менять операторов «как перчатки», хоть раз в пять минут. Чем чревата такая ситуация для операторов из-за их конкуренции между собой — понятно. Превращением их в торговцев только IP-трафиком, причем трафиком очень дешевым. Единственный шанс для операторов сохранить и приумножить доходность своего бизнеса — сделать его сервис-ориентированным, продавать не каналы, минуты и байты, а услуги, удобные настолько, чтобы за них хотелось платить. Шансы на это у них есть. Мне кажется, что корпоративные заказчики начинают (или скоро начнут) понимать, что бесконечно наращивать мощь своих ИТ и телекоммуникационных департаментов — бессмысленно. Каждый должен заниматься своим делом, своим бизнесом и не пытаться вести «натуральное хозяйство», как это происходит сейчас. Максимально аутсорсить непрофильные направления деятельности, максимально передавать их профессионально работающим компаниям — вот тут-то операторы и пригодятся. Не все, конечно, только те, кто это вовремя поймет и сумеет к этому приготовиться. Вот «Комстар Объединенные Телесистемы», по-моему, как раз из таких. «Комстар» понимает, что связь все больше и больше интегрируется с ИТ, и поэтому видит свое будущее не просто в воспроизведении традиционных связных услуг новыми технологическими средствами, но в их развитии, в интеграции с ИТ-системами. Вдумайтесь — может ли оператор связи предлагать своим клиентам, например, интеграцию систем CRM со своими коммуникационными сервисами? «Комстар» это делает. И в этом — перспективы не только Комстара...Мне вообще в последнее время хочется начать заменять термин IP-коммуникации термином ИТ-коммуникации — именно на стыке ИТ и коммуникаций рождается сегодня будущее, именно здесь рождаются сервисы и приложения, невозможные в мире традиционной телефонии.
CNews: Кто из производителей телекоммуникационного оборудования и сервис-провайдеров наиболее близко, по вашему мнению, подошел к концепции-архитектуре IMS (IP Multimedia Subsystem)?
Игорь Масленников: Главный смысл IMS состоит в том, что в рамках этой концепции телекоммуникационный мир «живет» на трех слоях, в трех уровнях. Первый — уровень собственно сети и логика ее работы. Это IP-сети разной природы — 3G, WiMax, Ethernet, оптика и т.д. Второй — это уровень сетевых сервисов и их логика, когда одна и та же услуга доступна в любой сети. И третий — это уровень абонентов, где хранится и обрабатывается информация о потребителях услуг. Новизна концепции IMS состоит в том, что в ее рамках становится понятно, как один и тот же человек может получать один и тот же набор услуг в разных сетях, будучи ограничен только возможностями разных абонентских терминалов. Тут происходит изменение концептуального уровня. Коммуникационный сервис исторически — это сервис для устройств, а не для людей. Телефонный номер идентифицирует окончание абонентской линии, телефонный аппарат, а не человека, который потребляет услугу телефонной связи. Завтра инфокоммуникационый сервис будет связан не с «железкой», а с человеком — потребителем, находящимся в любой сети, за любым пользовательским терминалом, и потребляющим широкий спектр услуг, а не одну-единственную.
Сегодня, по-моему, еще нельзя говорить о том, что кто-то из вендоров или операторов всерьез «подошел» к реализации этой концепции — еще не созрела ситуация, не созрел рынок — это все равно что в начале прошлого века рассуждать об автомобильной инфраструктуре, которая включает в себя и собственно автомобильное производство, и строительство дорог, и бензин с соляркой, и сеть сервисных центров, и ГАИ, и много чего еще — гигантский народохозяйственный комплекс. Но хорошо уже то, что на уровне постановки вопроса лучшие из вендоров и операторов понимают сегодня, что традиционная связь, сотовые сети и так называемый интернет — это, в сущности, одно и то же. Надо готовиться к тому, что это реально станет одним инфокоммуникационным пространством, в котором порождается и потребляется гигантское множество различных услуг.
CNews: Каковы, по вашим прогнозам, перспективы развития российского рынка IP-телефонии — по сравнению с западными сценариями?
Игорь Масленников: Пока не очень утешительные. Сами по себе IP-телефония, IP-коммуникации не будут расти опережающим темпами, тут очень многое зависит от позиции государства. Как я уже сказал, это вопрос развитости широкополосного доступа, IP-broadband’а — а без сознательных усилий на уровне государства его не решишь. Слишком велик масштаб событий, происходящих в отрасли, не смогут наши замечательные (без шуток) IP-телефонисты сами по себе «прожевать» такую махину. Но государству нашему, похоже, не очень нужно опережающими темпами развивать российские инфокоммуникации. По крайней мере, пока. Поэтому реальный сценарий — воспроизводить в меньших масштабах западный опыт с опозданием года на три, а то и больше — так оно спокойнее...
Обидно то, что мы таким образом оказываемся несамостоятельными, обреченными на копирование технологий и бизнес-моделей, придуманных не нами. Хотя реально могли бы и сами что-то сделать полезного — это отчетливо видно, опять же, на примере короткой истории российского рынка IP-телефонии, который очень быстро и успешно развивался за последние пять лет и во многом — придумывая свое, а не копируя западные образцы.
CNews: Спасибо.
|
|