|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Герман Мызовский: Минуты трафика теряют ценность
Компания «Тарио Комьюникейшнс»—один из немногих операторов IP-телефонии, которого отличает инновационный подход к внедрению принципиально новых голосовых сервисов в IP-сетях. Об основных тенденциях развития данного сегмента рынка в мире и в нашей стране, о ближайших планах «Тарио Комьюникейшнс» рассказывает в интервью CNews главный специалист компании Герман Мызовский.
CNews: Как вы охарактеризовали бы основные тенденции, определяющие развитие IP-телефонии в мире в России?
Герман Мызовский: Как нам представляется, сегодня прослеживается одна основная тенденция, которая подтверждается некоторыми эмпирическими замерами, последовательностью развития и IP-телефонии, и вообще IP-коммуникаций, как это принято теперь называть (возможно, термины вскоре поменяются). 5-7 лет назад все начиналось с карточек IP-телефонии, которые представляли ту самую понятную, простую и самую легкую в реализации модель бизнеса на месте пересечения ИT и телефонных технологий. Тогда это было крайне востребовано, потому что перекос в ценах был невероятный. Cейчас, в связи с тем, что лицензии «на дальнюю связь» все-таки будут выданы и, хотя с ценообразованием пока не все в порядке, регулятор постарался внести новое дыхание в развитие телефонии и коммуникаций в целом. Речь, прежде всего, идет об уходе от модели перекрестного субсидирования в пользу, с одной стороны, фонда универсальной услуги; с другой стороны, в пользу демонополизации отрасли. Это дает возможность традиционным телефонистам заработать, не отбирать у них все. С другой стороны, для альтернативных телефонистов есть зона, которая завязана на потребительский сектор, где цены регулируются.
Но есть и не регулируемые услуги у связистов, например, интернет, весь тот пакет услуг, который каким-то образом с ним связан, каким-то краем «заворачивает» в интеллектуальные сети, в телефонные сети разных поколений. Чтобы уйти от советской модели — возьмем отсюда, переложим из одного кармана в другой—нужно сделать много карманов. До некоторых пор существовал один старый карман, и вдруг появляется вариант карточной IP-телефонии... Разумеется, она была востребована и операторами связи и людьми, которые хотели построить какой-то бизнес на коммуникациях. Все было чрезвычайно просто, нужно было объяснить только, как вводить длинный пин-код. Это был первый этап, который прошли все. Другое дело, что в России все это происходило на фоне недемонополизированной отрасли связи. А в частности, в США, это происходило на фоне состоявшейся еще 20 лет назад демонополизации.
На рынке IP-коммуникаций наблюдается сейчас большое оживление. Крупные интернет-компании приобретают, казалось бы, непрофильные IP-телефонные активы. Оnline аукцион eBay приобретает компанию Skype за фантастическую сумму в $4,1 млрд., поисковик Yahoo—Dialpad, гигант Microsoft — Teleo. В тестовом режиме заработал сервис Google Talk.
Очевидна тенденция создания пакетов услуг, в состав которых теперь входят интернет-пейджинг и VoIP. На примере eBay, такой пакет состоит из торговой площадки, платежной системы PayPal и средства мгновенных коммуникаций Skype.
Другие тенденции сегодня менее очевидны, но крайне важны, и завтра именно они будут определять смысл существования IP-коммуникаций. Минуты трафика теряют ценность. На первый план выходят следующие цели: привлечение внимания к своей сети и организация доступа к эксклюзивной информации. Это даже ценнее капитала, потому что сегодня внимание аудитории уже нельзя купить за деньги. Реклама на TV годится для продвижения стирального порошка и зубной пасты домохозяйкам и безработным. Остальные не готовы тратить свое драгоценное время на такой контент. Только сеть пригодна для мгновенной целевой передачи знания о высокотехнологичных, модных и эксклюзивных товарах и услугах. И здесь внимание аудитории бесценно.
Новый сетевой маркетинг имеет целью не дешевые минуты дальней связи, а горящие глаза! Что такое Skype? Это простенькая компьютерная программа, распространяемая бесплатно. Плюс гений менеджера-нетократа, сумевшего привлечь внимание к своей сети. Следующие поколения IP-телефонистов уже не смогут бесплатно распространять компьютерные приложения. При строительстве своих сетей они будут вынуждены доплачивать клиентам за использование новых программ. Например, теми же минутами традиционного телефонного трафика.
CNews: Но телефонные карточки до сих пор остаются, причем в большом разнообразии.
Герман Мызовский: Конечно, остаются, только они никак не связаны со словом «IP-телефония», это просто карточки какого-то оператора. Вот это и есть тот самый background[1]. У нас есть «Ростелеком», который сам выпускает карточки, и есть все остальные. А на западе — просто все остальные, «карточная» часть.
Дальше в игру вступает корпоративный сектор, люди, которые, так или иначе, поддерживают какую-то свою транспортную инфраструктуру, построенную на IP. Они в один прекрасный момент задумываются о том, что содержать одновременно и телефонную сеть и IP-сеть — это довольно глупо. Хотя с технологической точки зрения вопрос решен давным-давно. Тем более что можно подать голос по IP в идеальном качестве и ничего не потерять, наоборот, только приобрести.
Соответственно, IP-телефония уходит в этот сектор, будь он закрытый — только внутрикорпоративная офисная распределенная телефонная станция, будь это выход на какой-то межгород с помощью услуг альтернативных IP-операторов, будь это еще что-то. Но в любом случае, даже со своими собственными поставщиками телефонной связи, если компании представляют услуги телефонии и интернет, с ними вполне можно договориться и об IP-телефонии. Поэтому корпоративная часть диктуется появлением каких-то продуктов и более сложным уровнем объяснения. Оно требуется для того, чтобы объяснить руководителю компании, и он передаст это акционерам — что нужно еще вот эти устройства купить, и у нас все будет хорошо. Это более сложная вещь, нежели карточка, но зато на рынке появляется еще один значимый игрок — корпоративные заказчики, генерирующие большой трафик.
Следующий этап — это, безусловно, Voice over Broadband[2] — подключение индивидуальных пользователей, которым тоже надо объяснить очень много по поводу того, каким образом им подается интернет, где эти розетки все, куда надо все подключить — на таком уровне объяснения. Чего в компании, где работает системный администратор, объяснять не надо. В случае домашних пользователей все требуется объяснять персонально — вот у вас есть домашняя сеть, есть высокоскоростное подключение, и вы теперь можете делать это и это, и вам это даст это, это и это. И последний этап—это то же самое, только без проводов.
CNews: Как раз последний этап осваивают в настоящее время такие американские альтернативные операторы как Vonage и Skype; Ваша компания также предпринимала определенные шаги в направлении беспроводной IP телефонии, в частности пыталась продвигать телефоны, позволяющие звонить через IP из зон беспроводного доступа Wi-Fi, хот-спотов...
Герман Мызовский: Да, там это делают многие, но для этого нужна определенная инфраструктура, аппаратное обеспечение, которого на сегодняшний день мало. Штучные VoIP-аппараты, которые работают в беспроводных сетях Wi-Fi существуют, у нас их насчитывается порядка 5-6 рабочих моделей. Однако сейчас их совершенно невозможно продвигать и продавать. При обращении в салон связи с предложением продавать эти IP-телефоны, использующие Wi-Fi, приходится сначала долго объяснять, что такое Wi-Fi, затем — что такое IP и потом, после разъяснения, у салона возникают сомнения по поводу возможности продавать такие телефоны в принципе.
Мы сейчас плавно приближаемся к тому этапу развития, где на первый план выходят именно индивидуальные подписчики в своих домохозяйствах. Потому что широкополосный интернет завоевывает все больше и больше сторонников, а регулятор подталкивает провайдеров интернета к тому, чтобы сворачивать диал-ап[3], заменив его широкополосным подключением. Сегодня в крупных городах люди получили либо выделенный интернет, либо возможность подключения к мобильному каналу интернет по очень конкурентоспособным красивым ценам, и я даже полагаю, что это же происходит в широких масштабах в регионах, потому что я сам с этим сталкивался.
CNews: Тем не менее цены в отдельных регионах все еще непомерно высоки. Например, в Рязани ежемесячная абонентская плата на выделенный ADSL-канал 128 кбит/c с предоплаченным трафиком 1 Гбайт составляет от $100, как у местного отделения «ЦентрТелекома», так и у других операторов. Эта сумма в пять раз выше московского «СТРИМа», который при этом дает еще и неограниченный трафик, да и стоимость подключения на порядок ниже!
Герман Мызовский: В любом случае, этот ценовой вопрос рыночный, все зависит уже даже не от регулятора, а от местных условий: какой там канал проходит, как к этому относятся местные руководящие органы, региональное отделение электросвязи. Страна у нас довольно загадочная и очень «пятнистая». И хотя регионы развиваются по-разному, тем не менее, тенденция снижения цен — непреодолимая. В любом случае, если коммуникации будут двигаться вперед, интернет будет развиваться в первую очередь. Происходит какой-то прорыв, после которого все цены и условия постепенно начинают выравниваться, и они неизбежно распространяются на все пространство. Тут важно не проспать революционный момент, когда случится массовое подключение людей к услугам а-ля Skype, к услугам а-ля ICQ... В любом случае, есть невероятное количество людей, которые на сегодняшний день пользуются услугами мгновенных сообщений.
Все эти услуги несколько разрознены — отдельно можно получить один из десяти видов коммуникаций. Но ведь можно объединить вместе услуги мгновенных сообщений и услуги присутствия—presence. Когда человек «мелькнул», появился в онлайне, он может написать какой-то текст, поздороваться, найти кого-то и поболтать и т.д. В конце концов, сейчас даже в текстовой конференции обязательно включается номер ICQ, и он фигурирует онлайн\оффлайн. Это повсеместные вещи. На любом сайте, где, предположительно, может быть задан какой-то вопрос по товару или услуге, требуется интерактив, — там «висит» ICQ. Это и есть, по сути дела, одна из услуг presence — присутствия, которая хорошо востребована.
Но кроме ICQ есть адреса электронной почты, и эти сервисы никак не стыкуются — в одном месте номер ICQ, в другом — адрес электронной почты, в третьем — номер телефона, а то и несколько телефонов, по которым можно позвонить. Таким образом, услуги presence, электронной почты и телефонной связи «разведены» и находятся под контролем разных поставщиков услуг и практически никак не связаны с конкретным человеком. Например, электронную почту обеспечивает либо какой-то провайдер, либо какая-то бесплатная почта, либо собственный корпоративный сервер. Кроме того, есть номер ICQ, который также никак не «привязан» к человеку. Есть номер телефона, который опять же ничего не говорит о его владельце. Поэтому, все эти сервисы получаются довольно разрозненными, хотя на сегодняшний день их вполне можно свести в единое целое. И услуги присутствия (presence), и услуги обмена сообщениями (messaging), и электронную почту и голосовые звонки в виде конференции, — все это можно свести в один единый сервис, в одну единую услугу, и предоставлять с единым идентификатором, которым является адрес электронной почты. На тот самый адрес электронной почты, который написан на визитке, можно будет позвонить!
При этом все вопросы, которые могут быть заданы по поводу видимых нестыковок в работе этого сервиса, имеют вполне простые, внятные и красивые ответы. Например, если кто-то пользуется бесплатным почтовым сервисом, который заодно обеспечивает и присутствие (presence), и мгновенную почту, и звонки с компьютера на компьютер, и звонки с аппаратного устройства на компьютер, и звонки в город, — в этом случае можно попытаться выбрать себе какой-то «знаковый» адрес электронной почты. То же самое можно сделать и на уровне корпорации, установив точно такой же почтовый сервер. Подобные услуги присутствия, услуги, которые мы сейчас позиционируем как «Спецсвязь через интернет», объединяя это под торговой маркой SIPNET.ru, позволяют сохранить статус. Если вы хотите воспользоваться этими услугами у нас — пожалуйста, хотите развернуть их у себя — пожалуйста. Все это имеет полную аналогию с электронной почтой. Речь идет скорее не о роуминге, это ближе к слову «коннективити»[4]. Допустим, если вам нужно отправить электронную почту на какой-нибудь адрес, то с таким же успехом, абсолютно в том же сегменте, можно занести этот адрес в контакты, и наблюдать, получив разрешение на внесение контакта, появление человека в онлайн. Иметь возможность написать ему короткое сообщение, потому что далеко не всегда удобно позвонить по телефону. А здесь можно отправить короткое сообщение, увидев, что человек готов к разговору. Вообще он становится ближе...
CNews: С одной стороны, появляется единый идентификатор, с другой — остается гибкость коммуникаций. Человек может выбирать удобный формат связи — электронная почта, голосовая связь, ICQ или что-то еще?
Герман Мызовский: Да, все эти услуги имеют базу для своего существования, все они совершенно востребованы — и электронная почта, и ICQ, и голосовая связь. Но все они несколько разные, для разных условий. Но на сегодняшний день мы считаем, что революция произойдет как раз в объединении этих услуг в нечто единое. Вдобавок, и что, как мне кажется, самое главное, это можно сделать как внутри собственной корпорации, так и с помощью любого провайдера интернета отдельно — завести свой собственный план нумерации, свои собственные адреса в домене и т.д. Маршрутизация между всеми этими адресами будет происходить так же, как это происходит в случае электронной почты. Полная аналогия с электронной почтой во всем, или, скажем, полная аналогия с ICQ и с другими службами пересылки сообщений в плане эффекта присутствия и в плане передачи коротких сообщений. Полная аналогия с IР-телефонией «peer-to-peer», и с той услугой по подключению телефонов, которую мы предоставляем в течение последних четырех с половиной лет.
Но только теперь все это вместе объединяется. И, вдобавок, эту услугу предоставляет не какая-нибудь сторонняя компания, которая может пропасть, ее предоставляет либо близлежащая компания, которую мы хорошо знаем, либо это все происходит на вашем собственном корпоративном сервере. И это не требует компьютера, поскольку любое SIP-устройство может выполнять ровно тот объем задач, на который оно способно. Например, если телефон способен поддерживать сервис presence, это означает, что включение какой-то кнопки на нем будет сигнализировать, что абонент зарегистрирован и готов к разговору. И наоборот какой-то вывод из телефона, из сервиса, установка какого-то флага, будет говорить явным образом, что не работает. Если роль SIP-устройства выполняет программный агент на компьютере, разумеется, с его помощью можно пользоваться и короткими сообщениями, там, где это удобно, а можно нажать кнопку и тут же отправить электронную почту, или просто позвонить. В случае аппаратных устройств — то же самое.
CNews: Если, например, человек весь рабочий день проводит за компьютером, то ему, наверное, удобнее установить специальную программу, а не использовать дополнительное «железо»?
Герман Мызовский: Совершенно не обязательно, это вещи никак не связаны друг с другом. Если есть программный агент на компьютере, а рядом стоит телефон, то при поступлении вызова зазвонят оба устройства, только на одном из них можно будет поднять трубку, а на другом — что-нибудь напечатать. Для человека, у которого установлен программный клиент, это будет одно коммуникационное окно. Например, есть ноутбук, в который встроен микрофон, динамики, есть клавиатура и файловая система, из которой, к примеру, нужно отправить документ. Это будет одно коммуникационное окно — Windows Messenger. Но если есть еще и телефон со спикерфоном — для меня это, например, еще лучше, удобнее... Любое средство общения находит своего удовлетворенного потребителя; выясняется, например, что существует немалое число людей, которое пользуется ICQ, еще чем-то, но из-за того, что эти услуги разрознены, есть некоторые неудобства их использования.
Но вернемся к программным клиентам на компьютере. Как известно услуги Skype не предполагают наличия аппаратного устройства; менее известно, что программное обеспечение, которое производится Skype, имеет некоторые «скрытые тайны». Например, если агент Skype обнаруживает, что «стоит» на компьютере с «белым чистым» адресом, то через некоторое время он делает из этого компьютера маршрутизатор, через который можно пропускать весь трафик. Были случаи, когда в офисах некоторых компаний Skype был строго запрещен. Потому что оказывалось, что компания платит за чужой трафик. У Skype нет своего сервера. Но для того чтобы обеспечить маршрутизацию звонков, нужны какие-то ресурсы. И эти ресурсы потребляются за счет людей, которые «сидят» на неограниченных каналах, на «белых» адресах. Это вещи, которые неподконтрольны. Получается, что сервисом можно пользоваться, но с некоторыми оглядками. Другое дело, когда все это разворачивается в рамках собственной компании.
CNews: Вы сами уже используете подобные сервисы в рамках своей корпоративной сети?
Герман Мызовский: Да, в рамках своей компании мы определенным образом насаждаем среди своих сотрудников использование Windows Messenger, потому что это действительно удобно. Поскольку раньше у нас этого не было, мы тестируем, насколько приживется технология.
CNews: Какая-то бизнес-модель у вас уже наметилась? Skype, например, зарабатывает деньги за счет того, что часть звонков из этой сети попадает на городские телефоны и оплачивается.
Герман Мызовский: Мы исходим из того, что любой венчурный проект имеет определенные мысли по поводу того, как это будет работать. Собирание денег за междугороднюю связь — это самый простой, самый масштабируемый метод, который лежит на поверхности, и мы от этого метода, разумеется, не отказываемся.
Другое дело, что мы расширяем ореол своего присутствия. Потому, что когда мы долго рассуждаем про какую-то услугу, имеет смысл, в какой-то момент отвлечься от городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, и перейти к городам, где никогда не было поставщиков IP-телефонии. А таких городов много, при этом на сегодняшний день они лишены возможностью пользоваться современной услугой в таком виде, или их не совсем устраивают условия, которые им предоставляет местный оператор, или еще что-то. В любом случае, это интересная категория, от которой мы не отказываемся. Ну и, разумеется, мы предлагаем свои услуги, нашу платформу всем нашим партнерам, и уже как мы там разойдемся по деньгам... Лишь бы были, а там мы их поделим.
И второе. Существует базовый набор услуг, который предоставляется бесплатно или условно бесплатно — электронная почта, размещение вэб-страниц и пр. Также имеются дополнительные услуги, которые предоставляются за незначительные деньги. На сегодняшний день количество людей, которые приобрели карты эмитированной системы «Тарио» в разных городах измеряется миллионами, и среди них мы сможем выбрать определенную категорию лиц, которых мы сможем заинтересовать новыми услугами, если у них есть подключение к широкополосному интернету. На диал-апе наши услуги тоже будут работать, но мы не обещаем, что хорошо.
На любой проект, как бы рискованно он не выглядел, существует коммерческий просчет, который ориентирован на совершенно конкретных людей, совершенно конкретную аудиторию. Другое дело, что мы ищем разные ниши, поскольку это достаточно разнообразный сервис, который предполагает разные варианты использования в зависимости от того, кто станет нашим благодарным подписчиком, в зависимости от его потребностей.
CNews: Вы не исключаете, что пойдете по пути Vonage, Skype и им подобных?
Герман Мызовский: Да, как Vonage, так и Skype, как бесплатная почта «Яндекса», и т.п. При этом мы оставляем старые направления бизнеса — в частности, будем продолжать подключать аппаратные IP-телефоны (этим мы занимаемся с декабря 2000 года), предоставлять нашим партнерам средства для разворачивания услуг.
CNews: Имеется в виду платформа для предоставления услуг «карточной» IP-телефонии?
Герман Мызовский: Не обязательно карточная платформа. Наши региональные партнеры разворачивают услуги, которые в Москве неприменимы. Согласитесь, что Киев, Одесса, Днепропетровск, Москва, С-Петербург — это разные бизнес-модели, но мы предоставляли им возможность работать со своими подписчиками, и чтобы они там не делали, мы предоставляли им определенные инструменты — это те же самые новые карты, это возможность устанавливать определенные шлюзы, телефоны и т.д. Это все входит, разумеется, в наши бизнес-модели для разных категорий: для наших бизнес-партнеров, для корпоративных решений. Теперь мы добавляем электронную почту, услуги присутствия (presence) и пр.
Система «завязана» на наши старые услуги, на наши карточки. Все, что можно было связать, все, где можно было сделать удобно — все это реализовано, а если не реализовано, то только потому, что на это не было спроса. И поскольку мы добавляем ряд дополнительных услуг (в первую очередь — это presence, во вторую — электронная почта), мы и рассчитываем на то, что любой из этих сервисов может потянуть за собой всю громаду, весь этот пафос проекта SIPNET.ru. Мы надеемся на широкое распространение этих устройств и на кооперирование между людьми, на низкие цены. Это просто вопрос маркетингового продвижения услуг.
CNews: Недавно вы анонсировали бесплатную установку в офисах аппаратных устройств. Можно уже делать какие-то прогнозы по поводу того, насколько высоким спросом эти услуги будут пользоваться в корпоративном секторе? Есть ли уже какая-то статистика?
Герман Мызовский: Здесь несколько другой вариант, я его не связываю с услугами, о которых говорил выше, не связываю с этим проектом. Во-первых, компании подключаются по «старой» схеме. В этом случае работают одна-две бизнес-модели: звонки с устройства на устройство бесплатные, и звонки в город — по очень рациональному тарифу. Все очень просто, и этот проект «едет» по рекламе. Ведь существуют проекты, например, сеть ФИДО, которая не рекламируется по радио и ТВ, и тем не менее, у нее есть какое-то количество подписчиков. И есть услуги, которые требуют определенных рекламных вложений, для того чтобы сам процесс встраивания этих услуг на текущем рынке происходил веселее.
Наши рекламные затраты на проект «Спецсвязь» и наши действия по его части себя оправдали.
«Спецсвязь» — это, на самом деле, российский аналог Vonage. Там есть абонентская плата, техническая поддержка и свои тарифы.
CNews: Абоненты Vonage за $25 в месяц получают бесплатные звонки в США, Канаду и Соединенное Королевство. Еще можно заказать городской номер откуда-то издалека...
Герман Мызовский: Последнее в России не практикуется. У нас Local Number Mobility (LNM)[5] работает в обратную сторону. Пока в нашей стране обсуждается лишь возможность сохранения мобильного номера при переходе от одного оператора мобильной связи к другому. Зато вторая часть, которая и называется LNM, когда с одним номером можно переехать в другой штат, — здесь все наоборот. Все имеющиеся у операторов коды с негеографической нумерацией отобрали.
По сегодняшним правилам, которые лицензируют определенную услугу IP-телефонии, можно работать на правах местной телефонной связи. Можно получить лицензию на местную телефонную связь, получить нумерацию из седьмой зоны всемирной телефонной нумерации, и выдать это даже на IP-телефон. Однако этот телефон уже нельзя увезти, например, в Воронеж, иначе будет меняться географическая привязка. Кто-то, возможно, и будет предоставлять такие услуги в России, но это будем не мы.
«Спецсвязь» — это другая задача, другое позиционирование, другая модель, которая не имеет отношения ко всему этому. Там совершенно другая техническая поддержка. Данный проект слабо пересекается с проектом SIPNET, хотя и не противоречит ему. Любой клиент может получить услуги SIPNET, presence, e-mail и многие другие при любых обстоятельствах.
Примерная схема включения абонента такая — если у него есть какой-то логин[6] и пароль, полученный, например, с карточки IP-телефонии, то ему достаточно зайти на сайт presence.ru или sipnet.ru, прочитать там определенную инструкцию, авторизоваться, ввести имя, фамилию и желаемый адрес электронной почты. После этого он получает ссылки на почту, на дополнительные возможности. И пометки, сколько стоит та или иная дополнительная услуга.
Мы считаем, что этот проект очень перспективен. В связи с этим мы какие-то обязательные для исполнения, но непрофильные для нас как телефонистов задачи (защита от спама и вирусов и пр.) возьмем на себя. Для того чтобы двигаться в том направлении прогресса, которое нам представляется наиболее перспективным.
CNews: Планируете ли вы привлечение партнеров к некоторым работам?
Герман Мызовский: Проект разворачивается на базе почтового сервера Communicate Pro. Там теперь работают наши люди, они сделали великолепный продукт. Они очень много лет работают, кажется с 1991 года, когда они начали «писать» почтовый сервер. На сегодняшний день этот продукт очень популярен именно как почтовая система, он предоставляет возможность развертывания подобных услуг любой сложности и любого масштаба, начиная от первых шагов провайдера (предоставление e-mail, веб-страничек, возможностью авторизации из разных мест и пр.) и заканчивая лицензированием на 5 млн. клиентов и более. Это очень надежная система, использующая порядка сорока аппаратных платформ. И когда через много лет выяснилось, что с почтой уже больше делать нечего, потому что все уже сделано — и система авторизации, и система безопасности, и все остальное, — тут как раз выяснилось, что можно звонить на e-mail. Потому что адрес SIP — это практически то же самое, что адрес электронной почты, та же самая система маршрутизации; точно такие же идентификаторы работают и для услуг присутствия (presense)... Все это было объединено в едином продукте, к которому была дописана часть, которая у нас называется real time communication[7] с базовыми пользовательскими агентами — с Windows Messenger, с IP-телефонами, Wi-Fi/VoIP-телефонами и пр. Нужно лишь понимать, что аппаратное устройство больше ориентировано на голос[8], а программный агент — в меньшей степени. Хотя и с помощью последнего, конечно, можно поговорить, если есть микрофон и наушники/динамики.
CNews: Каковы ваши планы маркетингового продвижения новых услуг? В Японии, например, раздают устройства-«коробочки» на улицах. Верно ли будет предположить, что потребителями этих сервисов станут в первую очередь пользователи ваших карточек IP-телефонии?
Герман Мызовский: Карточная платформа — это то, что лежит на поверхности. Разумеется, наша задача — не привлекать старых клиентов к более ускоренной трате денег. Наша задача — найти новых подписчиков, которым эти услуги будут интересны так же, как и наши старые услуги. Маркетинговые ходы, по сути, одинаковы — мы проведем рекламную компанию. Ничего особенного нового в этом плане придумывать не будем. Привлечем наших партнеров к изобретению каких-то новых методов и подходов, потому что они для нас и для себя и так уже много чего придумали.
Мы здесь не то чтобы в начале пути — мы очень много знаем о России, о наших клиентах.
Наша задача сегодня — каким-то образом донести знание о существовании подобных служб до потребителя. Потребитель знает, что у него есть какой-то интернет, но не знает толком, как им воспользоваться. Я не устану повторять: интернет, как впрочем, и другие коммуникации и даже компьютер — это ровно то, что мы людям объяснили. Потому что существование WAP, Bluetooth, GPRS и т.п. — это не имеет для потребителя большой самостоятельной ценности. Если для всего этого не существует какая-то конкретная область применения.
Мы же хотим вывести эти все услуги, о которых я говорил ранее, в единую сеть, и посмотреть, в какую сторону все это будет развиваться. Люди, которые являются нашими потенциальными клиентами, будут привлекаться именно знанием о том, как это можно интересно и с толком использовать. Те удовлетворенные клиенты и будут для нас нитью, которая будет привлекать новых абонентов.
CNews: Пользователя интересуют конкретные вещи — например, какой «ширины» канал нужен, какие аппаратные или программные устройства можно использовать. Каков «джентльменский набор» для пользования услугами в сети SIPNET?
Герман Мызовский: Выделенный канал — любой, начиная с 64 кбит/с, и никаких требований по маршрутизаторам. Программным клиентом является Windows Messenger, который присутствует в любой платформе Windows XP. Его конфигурирование исключительно простое — вводится все то, о чем не нужно даже задумываться: адрес электронной почты, логин и пароль.
Кроме того, подходит любой другой программный или аппаратный продукт, который поддерживает протокол SIP. Мы не нашли пока устройств, которые не работали бы с эти сервисом. Про электронную почту я даже не говорю, потому что там поддерживается все, и десять раз. Все протоколы безопасности, все сертификаты и пр., — абсолютно все поддерживается, включая WAP, i-mode и т.п.
CNews: В России уже есть некоторое число пользователей Skype. Чем они должны руководствоваться, чтобы перейти в вашу сеть SIPNET?
Герман Мызовский: Не то, чтобы мы не считаем их конкурентами — места хватит для всех. В отличие от программы Skype, наш продукт Communicate Pro базируется на открытом и понятном протоколе SIP, что дает возможность использовать нашим клиентам широчайший набор не только программных, но и аппаратных устройств. Skype больше известен своим сайтом, и своим понятным программным клиентом. Для нас это пример того, как нужно описать услугу.
Если искать отличия между SIPNET и Skype — получатся такие же отличия как между Skype и электронной почтой. Человек выбирает, где ему пользоваться электронной почтой. Теоретически он может поставить почтовый сервер у себя дома. Он также может пользоваться почтой у себя в компании или завести почту на «Рамблере» или mail.ru.
В случае с нашими услугами — абсолютно то же самое. Если вы хотите получать сервисы в рамках сети SIPNET у себя в компании — мы вас подключим к бирже, и вы будете получать трафик. Если вы хотите получать эту услугу у нас, то на том же самом сервере будет полная детализация и персонализация услуг. Вот и вся разница. Все остальное абсолютно одинаково.
Есть два сервера, два домена — но один домен имеет полную персонализацию по каждому клиенту при обслуживании, а второй — персонализацию на уровне всего домена целиком. В последнем случае он звонит как один клиент и создает один трафик. Но при желании можно все можно персонализировать. Если в какой-то момент возникает вопрос по поводу особенности связи протоколе SIP или, в частности, в проекте SIPNET — самое первое, что можно ответить — это провести аналогию с электронной почтой. Потому что аналогия абсолютная.
CNews: Насколько перспективно, на ваш взгляд, направление беспроводной IP-телефонии?
Герман Мызовский: Беспроводную IP-телефонию мы оставляем на будущее. И именно как лакомый кусок. Потому что в любом случае это будет так: все что сегодня есть с проводами, завтра будет без проводов. На этот рынок мы постараемся выйти, мы застолбили на этом месте определенное место, вбили свой колышек, и мы уже не уйдем.
CNews: Сегодня получается, что звонки между IP-устройствами (будь то программные клиенты или аппаратные устройства) разрешены регулятором. Не будет ли проблем в случае выхода из IP-сети в зону городской нумерации?
Герман Мызовский: Все бумаги, которые на сегодняшний день принимаются регулятором, склоняются в пользу седьмой зоны всемирной нумерации. Их интересует, когда звонок пересекает эту грань. Можно «поднять» звонок из традиционной телефонной сети, можно терминировать звонок в традиционную телефонную сеть. В данном случае телефоны имеют внутреннюю собственную альтернативную нумерацию, и никак не связаны с городскими телефонными номерами, ни с географическими, ни с мобильными.
Поэтому в данном случае, безусловно, это телематика, и здесь применимы такие же условия регулирования, как в случае электронной почты. Нас регулятор определенным образом даже подталкивает к тому, чтобы мы расширяли свое присутствие этом сегменте.
Если по многим позициям условия регулирования IP-телефонии изменились, то здесь они не изменились абсолютно. Как можно было пользоваться IP-телефонами и электронной почтой до административной реформы, так можно пользоваться этим и сейчас. Здесь ничего не поменялось. И когда звонок будет уходить в городскую телефонную сеть, этим будут заниматься компании, которые представляют терминацию. Мы ее по сути дела не предоставляем. У нас есть какие-то транзитные узлы, но в России и в мире нашего оборудования нет. И если кто-то попросит лицензию на предоставление услуг данной телефонной связи, пусть попросит ее у терминаторов.
Я абсолютно твердо уверен, что интернет — это ровно то, что мы людям объяснили. Сейчас нужно объяснить, что интернет — это не обязательно только компьютер, нужно рассказать о существовании таких услуг как presence (не называя это слово по-английски, потому что по-английски оно звучит плохо), о существовании других мотивов использования альтернативных IP-коммуникаций, помимо экономии на дальней связи, нужно создать инфраструктуру, для того чтобы людей привлекло использование этих коммуникаций. Пока это все не «зашевелилось» и не «обросло» тысячами и десятками тысяч пользователей, до тех пор мы будем стоять на месте и смотреть на карточки IP-телефонии на витрине киоска. Нам обязательно нужно двигаться вперед, нам нужно объяснять, что мы уже много лет сами пользуемся «Спецсвязью»... И сегодня исключительно удачный момент для того, чтобы вы тоже ощутили прелесть не IP-телефонии образца 1998-1999 годов, а IP-телефонии и IP-коммуникаций XXI века, как бы пафосно это не звучало.
CNews: Спасибо.
[1] (англ.) — предыстория
[2] Голос (телефония) поверх широкополосного подключения в интернет
[3] от англ. dial-up — доступ в интернет по коммутируемому соединению через обычную телефонную линию
[4] От англ. connectivity — связность, совместимость
[5] Сохранение телефонного номера при переезде в другое место
[6] от англ. login — имя пользователя
[7] коммуникации в реальном масштабе времени (англ.)
[8] имеется в виду телефонная связь (ред.)
|
|