|
|
|
Пять стимулов информатизации банков в России
Банковский кризис Летом 2004 года в отечественном финансовом секторе случился так называемый «мини-кризис». Его причиной эксперты назвали общую неразвитость российской банковской системы, считая ситуацию, когда на рынке действуют около 1300 банков, ненормальной. Сложившуюся на тот момент атмосферу подозрительности, в связи с закрытием "Содбизнесбанка", в значительной степени усилили элементы провокации в СМИ. Впрочем, даже те банки, которые сильнее прочих пострадали из-за «кризиса доверия», в конце года заняли лидирующие позиции по прибыли — включая "Альфа-Банк". В безусловном выигрыше остались государственные и иностранные структуры. Так, "Сбербанк" получил за неделю 10 млрд. частных вкладов. А "Внешторгбанк" приобрел рухнувший "Гута-банк" менее чем за $35 тыс. Предположения аналитиков о том, что летний кризис застопорит развитие ИТ в отрасли, а банковские затраты на информатизацию резко сократятся, по факту не оправдались. Финансовый сектор в течение всего 2004 г. продолжал инвестировать в высокие технологии, ввиду стартовавшего перехода на МСФО и развития «модного» направления — розничного интернет-банкинга. Активизация иностранцев Увеличение доли присутствия западных банков на отечественном рынке прогнозировали в связи с возможным вступлением России в ВТО. Однако де-факто иностранные игроки здесь уже активизировались, предлагая более низкие кредитные ставки и значительно более широкий спектр услуг, чем их российские коллеги. Соответственно, отмечается и существенный рост числа клиентов западных финансово-кредитных учреждений. Wall Street Journal, в частности, подчеркивает прошлогодние успехи российского подразделения Citibank. По подсчетам социологов, на конец 2004 года счет в банке имели лишь 25% россиян, из них только 3% — в коммерческом. При этом 63% россиян пока просто не имеют сбережений — а значит, и повода обращаться к тем или иным финансово-кредитным организациям. В дальнейшем картина рискует стать еще более драматичной. Эксперты прогнозируют, что при падении цен на нефть руководство страны будет вынуждено пойти на диверсификацию экономики и снизить ее зависимость от сырьевых отраслей. В контексте растущей потребности в инвестициях, в том числе и иностранных, правительство, по всей вероятности, облегчит работу иностранным финансовым структурам. Соответственно, конкурировать с ними в борьбе за потребителя станет еще сложнее. В новых условиях российским банкам, очевидно, потребуются более совершенные ИТ-решения, которые позволят быстро разворачивать новые сервисы и в целом сделают бизнес более клиентоориентированным. Развитие потребительского кредитования Потребительское кредитование считается сегодня одной из наиболее перспективных сфер банковского бизнеса. Бума на этом рынке в России ожидают уже в течение 2-3 лет. Ernst&Young прогнозируют, что за этот период общий портфель российских банков по потребительским кредитам достигнет уровня $2 млрд. Предпосылками для активного развития рынка потребительских кредитов станут положительные макроэкономические тенденции, рост реальных доходов населения, весьма вероятное падение процентных ставок по кредитам и развитие эффективных кредитных схем. Главный сдерживающий фактор — психологический барьер в сознании потребителей — уже почти ликвидирован, доверие россиян к подобным услугам заметно выросло. В частности, именно развитие потребительского кредитования в России в 2004 году обеспечило, по оценкам игроков рынка, не менее 30% прироста оборота розничной торговли в сегменте аудио-, видео- и бытовой техники. В сложившейся ситуации многие банки начинают развивать розничное направление, либо расширяют свой спектр розничных услуг. В свою очередь, это стимулирует их спрос на программные решения, поддерживающие подобные сервисы. Начало перехода на МСФО Российские банки, наконец, вступают в эпоху международных стандартов. К декабрю 2004 года финансовые институты предоставили Центробанку первую отчетность по МСФО. В задачи этой акции входит определение реальной стоимости активов и пассивов банков, выявление — насколько различаются результаты их работы по российской и международной отчетности. Исходя из чего, руководители смогут оценить сложившуюся ситуацию, и либо начать модернизировать систему управления, либо, возможно, принять решение об уходе с этого рынка. Переход к международным нормам отчетности позволит также снизить общий объем документации. Одной из основных сложностей в переходе на МСФО называют стоимость самого процесса. Модернизация или замена информационных систем для мелких и средних банков плюс переподготовка персонала обозначает расходы порядка $50 тыс., для крупных сумма может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Централизация и объединение ресурсов В российском банковском секторе в 2004 году активизировались процессы слияний и поглощений, создания финансово-промышленных групп и т.д. В этой связи банки все больше внимания обращают на централизованные информационные системы. Те преимущества в оперативности и удобстве управления, которые предоставляют подобные решения, в конечном счете перевесят затраты, связанные с их внедрением и эксплуатацией. Одновременно назревает все большая необходимость в интеграционных платформах, которые позволили бы преодолеть проблему разрозненности банковского ПО. CNews Analytics Алексей Кузовкин: Портальные технологии станут неотъемлемой частью ИТ и банках и страховании
CNews: Какие изменения, по вашим оценкам, произошли за последнюю пару лет в ИТ-стратегиях российских банков и страховых компаний? Алексей Кузовкин: Стратегии перестраиваются, развиваются, становятся все более адекватными реалиям, а эти реалии сегодня таковы, что борьба за выживание в жесткой конкурентной борьбе все в большей мере становится главным направлением активности и банков, и страховых компаний. Именно с простой и очевидной целью подавления конкурентов планируются сегодня различного рода укрупнения, слияния, разрабатываются все более четкие стратегии борьбы за клиентов, вплоть до переманивания этих клиентов у банков-конкурентов и т.д. Важным фактором успеха в бескомпромиссной борьбе становится снижение себестоимости предоставляемых услуг и, как следствие, широкое применение автоматизированных систем на всех уровнях и во всех структурных подразделениях компаний. Другой ключевой аспект сегодняшних стратегий связан с тем, что практически все крупные банки планируют усиление своих позиций в той и ли иной форме на рынке розницы: они начинают или уже ведут активную работу на рынке потребительского кредитования, планируют участие в ипотечных программах и т.п. Многие банки развивают и свое присутствие в регионах — в основном это делается пока на перспективу — в ожидании прихода крупных западных банковских сетей. CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые тенденции в информатизации финансового и страхового сектора в России? Алексей Кузовкин: Информатизация и автоматизация во все большей мере стала отражать реалии банковской деятельности, это ключевая тенденция. К примеру, активность банков в направлении создания филиальных сетей вызвала адекватную консолидацию вычислительных ресурсов, более глубокую интеграцию существующих приложений. С другой стороны, активизация борьбы за клиентов обусловила все более широкое применение CRM-систем. Во всех направлениях активности банков, как правило, имеются огромные резервы роста. Например, не секрет, что в среднем до трети клиентов банков сегодня убыточны: происходит это в силу недостаточно точного определения профиля клиентов, невысокой активности прямого маркетинга услуг, некоторых других причин. Современные системы CRM позволяют исправить указанные недочеты и резко оптимизировать работу с клиентами. Отмечу, что в первую очередь эффект приносят специализированные продукты западных производителей — так называемые «тяжелые» CRM. Именно промышленные системы позволяют наладить полноценную, отвечающую самым современным стандартам работу по этой части. Сюда я отношу и активное использование необходимых каналов коммуникаций с клиентами (включая пейджинговые системы и электронную почту), работу в пространстве MMS и SMS-сообщений, использование средств графики, мульти-медиа и др. Новаторский проект подобного типа на основе ПО CRM Siebel мы реализовали в прошлом году в «Казкоммерцбанке». |