|
|
|
Пять стимулов информатизации банков в РоссииРазвитие банковских информационных технологий определяется тенденциями развития самой отрасли. 2004 год был ознаменован несколькими знаковыми событиями для российского финансового сектора. Наметился, но быстро сошел «на нет» очередной кризис, банки сосредоточились на развитии розницы и, в частности, потребительского кредитования. В борьбе за частного клиента активизировались иностранцы, конкуренция с которыми ужесточается. На рынке обозначилась тенденция к централизации, что прибавляет ИТ-хлопот — нужно интегрировать системы сливающихся организаций, помимо того, что большинству из них не помешала бы модернизация. Банковский кризис Летом 2004 года в отечественном финансовом секторе случился так называемый «мини-кризис». Его причиной эксперты назвали общую неразвитость российской банковской системы, считая ситуацию, когда на рынке действуют около 1300 банков, ненормальной. Сложившуюся на тот момент атмосферу подозрительности, в связи с закрытием "Содбизнесбанка", в значительной степени усилили элементы провокации в СМИ. Впрочем, даже те банки, которые сильнее прочих пострадали из-за «кризиса доверия», в конце года заняли лидирующие позиции по прибыли — включая "Альфа-Банк". В безусловном выигрыше остались государственные и иностранные структуры. Так, "Сбербанк" получил за неделю 10 млрд. частных вкладов. А "Внешторгбанк" приобрел рухнувший "Гута-банк" менее чем за $35 тыс. Предположения аналитиков о том, что летний кризис застопорит развитие ИТ в отрасли, а банковские затраты на информатизацию резко сократятся, по факту не оправдались. Финансовый сектор в течение всего 2004 г. продолжал инвестировать в высокие технологии, ввиду стартовавшего перехода на МСФО и развития «модного» направления — розничного интернет-банкинга. Активизация иностранцев Увеличение доли присутствия западных банков на отечественном рынке прогнозировали в связи с возможным вступлением России в ВТО. Однако де-факто иностранные игроки здесь уже активизировались, предлагая более низкие кредитные ставки и значительно более широкий спектр услуг, чем их российские коллеги. Соответственно, отмечается и существенный рост числа клиентов западных финансово-кредитных учреждений. Wall Street Journal, в частности, подчеркивает прошлогодние успехи российского подразделения Citibank. По подсчетам социологов, на конец 2004 года счет в банке имели лишь 25% россиян, из них только 3% — в коммерческом. При этом 63% россиян пока просто не имеют сбережений — а значит, и повода обращаться к тем или иным финансово-кредитным организациям. В дальнейшем картина рискует стать еще более драматичной. Эксперты прогнозируют, что при падении цен на нефть руководство страны будет вынуждено пойти на диверсификацию экономики и снизить ее зависимость от сырьевых отраслей. В контексте растущей потребности в инвестициях, в том числе и иностранных, правительство, по всей вероятности, облегчит работу иностранным финансовым структурам. Соответственно, конкурировать с ними в борьбе за потребителя станет еще сложнее. В новых условиях российским банкам, очевидно, потребуются более совершенные ИТ-решения, которые позволят быстро разворачивать новые сервисы и в целом сделают бизнес более клиентоориентированным. Развитие потребительского кредитования Потребительское кредитование считается сегодня одной из наиболее перспективных сфер банковского бизнеса. Бума на этом рынке в России ожидают уже в течение 2-3 лет. Ernst&Young прогнозируют, что за этот период общий портфель российских банков по потребительским кредитам достигнет уровня $2 млрд. Предпосылками для активного развития рынка потребительских кредитов станут положительные макроэкономические тенденции, рост реальных доходов населения, весьма вероятное падение процентных ставок по кредитам и развитие эффективных кредитных схем. Главный сдерживающий фактор — психологический барьер в сознании потребителей — уже почти ликвидирован, доверие россиян к подобным услугам заметно выросло. В частности, именно развитие потребительского кредитования в России в 2004 году обеспечило, по оценкам игроков рынка, не менее 30% прироста оборота розничной торговли в сегменте аудио-, видео- и бытовой техники. В сложившейся ситуации многие банки начинают развивать розничное направление, либо расширяют свой спектр розничных услуг. В свою очередь, это стимулирует их спрос на программные решения, поддерживающие подобные сервисы. Начало перехода на МСФО Российские банки, наконец, вступают в эпоху международных стандартов. К декабрю 2004 года финансовые институты предоставили Центробанку первую отчетность по МСФО. В задачи этой акции входит определение реальной стоимости активов и пассивов банков, выявление — насколько различаются результаты их работы по российской и международной отчетности. Исходя из чего, руководители смогут оценить сложившуюся ситуацию, и либо начать модернизировать систему управления, либо, возможно, принять решение об уходе с этого рынка. Переход к международным нормам отчетности позволит также снизить общий объем документации. Одной из основных сложностей в переходе на МСФО называют стоимость самого процесса. Модернизация или замена информационных систем для мелких и средних банков плюс переподготовка персонала обозначает расходы порядка $50 тыс., для крупных сумма может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Централизация и объединение ресурсов В российском банковском секторе в 2004 году активизировались процессы слияний и поглощений, создания финансово-промышленных групп и т.д. В этой связи банки все больше внимания обращают на централизованные информационные системы. Те преимущества в оперативности и удобстве управления, которые предоставляют подобные решения, в конечном счете перевесят затраты, связанные с их внедрением и эксплуатацией. Одновременно назревает все большая необходимость в интеграционных платформах, которые позволили бы преодолеть проблему разрозненности банковского ПО. CNews Analytics Алексей Кузовкин: Портальные технологии станут неотъемлемой частью ИТ и банках и страхованииИнтервью CNews дал Алексей Кузовкин, генеральный директор РБК СОФТ. CNews: Какие изменения, по вашим оценкам, произошли за последнюю пару лет в ИТ-стратегиях российских банков и страховых компаний? Алексей Кузовкин: Стратегии перестраиваются, развиваются, становятся все более адекватными реалиям, а эти реалии сегодня таковы, что борьба за выживание в жесткой конкурентной борьбе все в большей мере становится главным направлением активности и банков, и страховых компаний. Именно с простой и очевидной целью подавления конкурентов планируются сегодня различного рода укрупнения, слияния, разрабатываются все более четкие стратегии борьбы за клиентов, вплоть до переманивания этих клиентов у банков-конкурентов и т.д. Важным фактором успеха в бескомпромиссной борьбе становится снижение себестоимости предоставляемых услуг и, как следствие, широкое применение автоматизированных систем на всех уровнях и во всех структурных подразделениях компаний. Другой ключевой аспект сегодняшних стратегий связан с тем, что практически все крупные банки планируют усиление своих позиций в той и ли иной форме на рынке розницы: они начинают или уже ведут активную работу на рынке потребительского кредитования, планируют участие в ипотечных программах и т.п. Многие банки развивают и свое присутствие в регионах — в основном это делается пока на перспективу — в ожидании прихода крупных западных банковских сетей. CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые тенденции в информатизации финансового и страхового сектора в России? Алексей Кузовкин: Информатизация и автоматизация во все большей мере стала отражать реалии банковской деятельности, это ключевая тенденция. К примеру, активность банков в направлении создания филиальных сетей вызвала адекватную консолидацию вычислительных ресурсов, более глубокую интеграцию существующих приложений. С другой стороны, активизация борьбы за клиентов обусловила все более широкое применение CRM-систем. Во всех направлениях активности банков, как правило, имеются огромные резервы роста. Например, не секрет, что в среднем до трети клиентов банков сегодня убыточны: происходит это в силу недостаточно точного определения профиля клиентов, невысокой активности прямого маркетинга услуг, некоторых других причин. Современные системы CRM позволяют исправить указанные недочеты и резко оптимизировать работу с клиентами. Отмечу, что в первую очередь эффект приносят специализированные продукты западных производителей — так называемые «тяжелые» CRM. Именно промышленные системы позволяют наладить полноценную, отвечающую самым современным стандартам работу по этой части. Сюда я отношу и активное использование необходимых каналов коммуникаций с клиентами (включая пейджинговые системы и электронную почту), работу в пространстве MMS и SMS-сообщений, использование средств графики, мульти-медиа и др. Новаторский проект подобного типа на основе ПО CRM Siebel мы реализовали в прошлом году в «Казкоммерцбанке». |