|
|
Европейские банки наращивают ИТ-мускулы
Европейские банки лидируют по показателю расходов на ИТ среди прочих вертикальных рынков, а до 2008 года планируют их еще и увеличить. Наиболее активно банки инвестируют в увеличение эффективности операционной деятельности, оптимизацию взаимодействия с клиентами и повышение уровня интеграции приложений. Отдача с лихвой перекрывает затраты.
По оценкам Gartner, расходы на ИТ в финансовом секторе в период 2003-2008 гг. будут расти наиболее динамично на фоне других вертикальных рынков. Показатель составит около 16% против, например, 3% в телекоме или 4% в рознице. При этом само соотношение ИТ-бюджетов в отраслевом разрезе будет сохраняться примерно одинаковым на протяжении всего периода. Так, европейские банки занимали и будут занимать первое место по размеру ИТ-бюджета в регионе. На втором месте идут телекоммуникации, затем дискретное и процессное производство.
Динамика расходов на ИТ в Западной Европе по отраслям, 2003-2008 (млн. евро)
Источник: Gartner
В стартовой точке рассматриваемого периода — в 2003 году — на ИТ-бюджеты финансовых предприятий приходилось в среднем, по оценкам Gartner, 8,3% от общего оборота. Этот показатель несколько уступает телекоммуникационному — 8,5%. Для сравнения, в производстве на развитие информатизации выделяли на тот момент 1,6% от оборота, в рознице — 1,2%.
Европейские ИТ-бюджеты как % от оборота по отраслям
Отрасль |
Процент от оборота,
2003 |
Телекоммуникации |
8,5% |
Финансы |
8,3% |
Транспорт |
2,5% |
Производство |
1,6% |
Розничная торговля |
1,2% |
Источник: Gartner, 2004
В восточноевропейском финансовом и страховом секторах динамика расходов на ИТ за тот же период будет более позитивной. ИТ-бюджеты вырастут к 2008 году примерно на 43% по сравнению с показателем 2003 г. На 45% увеличатся ИТ-расходы банков, на 40% — страховщиков.
Динамика расходов на ИТ в финансовом секторе Восточной Европы
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Банковские услуги |
5 205 |
5 723 |
6 213 |
6 699 |
7 135 |
7 560 |
Финансовые услуги |
Страхование (здоровья) |
539 |
586 |
628 |
669 |
713 |
755 |
Страхование (все остальное) |
3 410 |
3 703 |
3 971 |
4 231 |
4 506 |
4 774 |
Ценные бумаги |
3 126 |
3 437 |
3 731 |
4 023 |
4 285 |
4 540 |
Всего: |
12 281 |
13 449 |
14 544 |
15 622 |
16 639 |
17 629 |
Источник: Gartner, 2004
Тенденции информатизации европейских банков
В 2005-2006 гг. западно-европейские банки стали наиболее активно инвестировать в повышение эффективности операционной деятельности, оптимизацию взаимодействия с клиентами и увеличение уровня интеграции приложений. Пока что полноценная «мультиканальная» интеграция в этом секторе не стала реальностью, однако европейские банки уверенно движутся в этом направлении, максимально стараясь упростить свою технологическую инфраструктуру.
Новая, более интегрированная ИТ-инфраструктура позволит управлять взаимодействием с клиентами «кросс-канально», а также снизить затраты на содержание систем. По прогнозам Financial Insights, число клиентов, использующих более одного канала взаимодействия с банками по тем или иным операциям, в ближайшие 5 лет будет только увеличиваться. Соответственно, банки региона продолжают искать дополнительные каналы сбыта своих услуг, с тем, чтобы больше удовлетворять требованиям клиентам.
Ключевыми направлениями инвестиций западно-европейских банков, по прогнозам Financial Insights, в краткосрочной перспективе будут:
- Развитие сетей филиалов
- Автоматизация сетей банкоматов
- Call-центры
- Внедрение IP-технологий
Все большее значение в банковском бизнесе в Европе, как и во всем мире, приобретают CRM-технологии. Решения этого класса продолжают оставаться одним из банковских приоритетов, и сохранят этот статус в ближайшие годы. Современный рынок требует все больше информации о клиентах, при этом с возможностью анализа — чтобы оптимально удовлетворять их потребностям. Поставщики CRM в последние годы заметно продвинулись вперед, развивая свои приложения в соответствии со специфическими потребностями банков. Соответственно, системы, поставляемые в этот сектор, становятся все более эффективными.
Вместе с тем, обычных разработчиков ПО из банковских проектов начинают вытеснять поставщики комплексных решений в области автоматизации бизнес-процессов. Со своей стороны, недорогие, гибкие и легко масштабируемые решения предлагают поставщики ASP CRM. В итоге образуется комплексная панорама программных продуктов для финансового сектора, что весьма на руку банкам, вступающим в режим сокращения расходов на ИТ.
Именно в этой связи, помимо роста собственно ИТ-расходов финансовых структур, в их среде достаточно быстро набирает обороты аутсорсинг. Завершая свою реструктуризацию, европейские банки все больше процессов начинают отдавать внешним сервис-провайдерам. В первую очередь в этом заинтересованы средние компании. Прибегая к аутсорсингу, они могут поддерживать конкурентоспособные цены на свои услуги, а также быстро запускать на рынок новые продукты и сервисы.
Очевидно, что помимо общих стратегий, для европейских банков существуют локальные ИТ-задачи, в зависимости от уровня их информатизации и в целом зрелости. Например, в Великобритании банки быстро перешли к кредитным и дебетовым картам на чипах и пин-кодах, чтобы обеспечить большую их защиту от мошенничеств. В то же время, в Испании эта проблема не стоит столь остро, соответственно в дополнительную защиту карт там инвестируют меньше. В Скандинавии же в настоящий момент, по сравнению с остальным европейскими странами, наиболее развиты электронные платежи и распространена цифровая подпись, поэтому банки Швеции, Норвегии и Финляндии не ставят больше приоритетом развитие онлайнового канала услуг.
К настоящему моменту европейские банки считаются примером блестящей реализации ИТ-проектов, например, в области развития инфраструктуры. Компании этого сектора осознали необходимость в повторении модели построения бизнеса, апробированной в промышленности. По аналогии с дистрибуцией товаров в Европе начинают распространять финансовые услуги.
Менеджеры крупных и среднего масштаба банков понимают стратегическую важность технологий в контексте долгосрочной перспективы развития своего бизнеса. ИТ позволяют решать поставленные бизнес-задачи инновационными путями, повышая одновременно оборот, эффективность работы и стоимость акций.
CNews Analytics
Александр Тукунов: Запросы страховщиков в области ИТ становятся конкретнее и избирательнее
На вопросы CNews ответил Александр Тукунов, директор по развитию бизнеса компании TopS Business Integrator.
CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации отечественного страхового сектора в последние годы?
Александр Тукунов: Я бы предложил судить о динамике информатизации страховой индустрии по содержанию запросов, с которыми страховые компании обращаются к нам. За последние два-три года такие запросы приобрели качественно другой характер. Несколько лет назад мы сталкивались с тем, что заказчики зачастую не могли сформулировать свои требования и указать, какова очередность решения их проблем с точки зрения автоматизации страхового бизнеса. В то время можно было наблюдать волну крупных тендеров на создание комплексных систем стоимостью в миллионы долларов, большинство из которых практически ничем не закончилось.
Сегодня заказчик понимает, что корпоративная система состоит из нескольких частей. Если, например, финансовый и бухгалтерский блоки у него автоматизированы и, в принципе, удовлетворяют бизнес пользователей, то он осознает, что в модернизации нуждается не вся система в целом, а только отдельные ее компоненты. Соответственно, запросы такого заказчика стали более конкретными. То есть, сфера информационных технологий страховой индустрии становится более зрелой, и это является проявлением динамики.
Полный текст интервью
|
|