|
|
|
Информатизация страхования в России: ключевые аспектыИзвестно, что по уровню информатизации российское страхование значительно уступает финансовому сектору. Однако по темпам роста потребления ИТ уже начинает его догонять, подстегиваемый примерно теми же факторами. Развитие розничного рынка и активизация в России западных игроков заставляет искать новые способы повышения эффективности работы. Сложившийся мировой опыт подсказывает, каким образом здесь могут помочь высокие технологии. Информатизация страхового бизнеса в России — процесс традиционно амбивалентный. С одной стороны отечественные страховщики внимательно и с интересом изучают новые технологические и идеологические разработки — по опыту зарубежных коллег. А с другой стороны, на практике в большинстве своем ограничиваются внедрением систем учета операций и подготовки отчетности. По большому счету и необходимость в серьезной информатизации бизнеса долгое время в этом секторе отсутствовала. Российский страховой рынок начал формироваться позже, чем финансовый, и несколько задержался в «дикой» стадии. Достаточно долго понятие конкуренции здесь было применимо в основном к категории крупных клиентов, формировавших доминирующую часть страховых премий и прибыли. Работа с подобными потребителями велась, как правило, напрямую конкретными менеджерам, которые не были заинтересованы в прозрачности касающихся этого процесса данных. Постепенно складывалась традиция неформальных договоренностей, которая не требовала формализованной отчетности. А принимающие активное участие в оперативном управлении владельцы компании располагали, как казалось, полной информацией о ее деятельности. Благо бухгалтерский учет был везде поставлен, программы для генерации отчетности — настроены. Большую часть Ситуация кардинально начала изменяться Новые Параллельно с тем, как изменяется отношение к ИТ со стороны страхового менеджмента, меняется также круг решаемых задач и собственно, текущие потребности страховщиков. Во-вторых, высокий приоритет имеет задача модернизации или замены страховых систем. Она может быть обусловлена двумя причинами, расставить приоритет между которыми в некоторых случаях затруднительно. С одной стороны, необходимо повышать скорость обработки информации с учетом значительного увеличения ее объема — для чего требуются более мощные платформы. Кроме того, перед многими компаниями стоит задача привлечения инвесторов, которым необходимо продемонстрировать привлекательность бизнеса. Соответственно, он должен быть прозрачным, и наличие информационной системы, способной предоставить необходимую информацию, становится стратегически важным. В-третьих, растет потребность в анализе информации — а значит, и во внедрении соответствующих решений класса BI. Эти надстройки делаются уже после автоматизации ключевых процессов и обозначают выход управления на новый, более «продвинутый» уровень. В-четвертых, все большую актуальность приобретает сквозная информатизация всех аспектов страховой деятельности. Хотя подобные решения отличаются достаточно высокой стоимостью, в условиях конкуренции и большого объема операций они обеспечивают большие преимущества по сравнению с набором слабо интегрированных между собой относительно дешевых программ. Круг вопросов, на которые должна отвечать современная страховая система, становится все шире: информация для акционеров и инвесторов, корректировка тарифной политики, выявление мошенничеств, управление рисками и т.д. Однако остро стоит проблема разработки подобных «тяжелых» продуктов — у российских компаний пока либо недостаточно опыта, либо ресурсов для его накопления и переработки в виде готовых решений. Западные же продукты отличаются дороговизной и представляют определенные сложности в локализации. Другой важной проблемой остается отсутствие системного подхода при создании информационных управленческих структур. Российские страховщики в основном своей массе только учатся выстраивать долгосрочные комплексные Ближайшие перспективы Дальнейшее развитие ИТ в российском страховании Во-вторых, на российский рынок продолжат выходить западные компании, которые имеют больший опыт работы в этой сфере, и у которых, следовательно, больше конкурентных преимуществ. Свою экспансию они отчасти будут, видимо, осуществлять по схеме поглощения отдельных российских страховщиков. С тем, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, компаниям понадобятся управленческие решения класса ERP — возможно, от западных поставщиков. Выступить с иностранцами на равных смогут только крупные российские игроки, располагающие достаточными финансовыми возможностями. Их инвестиции будут главным образом направлены на повышение качества обслуживания — т.е. в развитие CRM. В целом сегодня очевидна тенденция ухода российских страховщиков от автоматизации рутинных учетных и статистических задач в сторону аналитических и управленческих решений. Мария Попова / CNews Analytics |