|
|
Обозрение подготовлено |
|
При поддержке |
|
|
|
Круглый стол CNews Analytics: Реалии банковской и страховой информатизации
Реалии, проблемы и перспективы использования ИТ в финансовом секторе России стали центральными темами круглого стола, организованного CNews Analytics и Radware.
Сегодня российские банки и страховые компании стоят перед серьезной проблемой выживания в условиях консолидации рынка и ужесточения конкуренции, в том числе и со стороны западных игроков. Последние, приходя в Россию, демонстрируют более высокое качество сервисов, поддерживаемых современными технологиями. Уровень информатизации отечественных кредитных организаций пока заметно отстает от европейского. Впрочем, и сам отечественный банковский бизнес пока уступает в масштабах мировым лидерам.
Восточноевропейские банки и страховщики потратили в 2004 году на информационные технологии 13449 млн. долл. (данные Gartner). В России, по тем же оценкам, за аналогичный период показатель составил 3509 млн. долл. Александр Баринов, аналитик Gartner, отметил, что в 2005 году расходы на информатизацию со стороны отечественных банков превысят 4 млрд. долл. При этом до 43% средств пойдут на телекоммуникационные услуги, 25% — на аппаратные средства и 3% — на программное обеспечение.
Проблемы информатизации
Говоря о проблемах развития ИТ в банковской системе России, Михаил Сенаторов, директор департамента информационных систем Банка России, отметил в первую очередь низкий уровень автоматизации и стандартизации производственных процессов в банках. Численность занятого в них персонала избыточна, при этом набор финансовых инструментов для клиентов явно недостаточен. До сих пор сохраняются разрывы в используемых технологиях ввиду так называемой «кусочной» автоматизации.
Задачу интеграции приложений представители крупнейших российских банков видят сегодня приоритетной для своих ИТ-подразделений и в целом для бизнеса. Можно предположить, что сложившуюся проблему «зоопарка» решит переход на ERP. Однако, как показало обсуждение в рамках круглого стола, целесообразность внедрения систем этого класса в российских условиях — вопрос очень скользкий. По мнению г-на Сенаторова, изначально эти программные продукты предназначались для производственных предприятий, и реальной потребности в них у банков нет. Глава ИТ-департамента ЦБ в своем докладе обратил внимание на необходимость соотносить приобретения и потери, подсчитывать эффект, экономический или качественный, от каждой инновации. Стратегия развития ИТ в банке должна соответствовать стратегии его бизнес-развития.
Собственно, как показало обсуждение в рамках круглого стола и в кулуарах, «цена вопроса» и его отдача всерьез беспокоит и самих игроков. В этой связи, ко многим трендам европейского банковского сектора, озвученным Gartner, российские структуры в большинстве своем пока не готовы. В частности, столь модное явление, как аутсорсинг ИТ-услуг, пока не стало фаворитом отечественных финансов и страхования. Тем не менее, обозначив возможные пути решения сложившихся ИТ-проблем, г-н Сенаторов упомянул о необходимости активного использования западного опыта. По крайней мере, в том, как бороться за деньги клиента (путем нужного ему и одновременно дешевого сервиса), а также уменьшать издержки за счет ИТ.
Опыт успешных проектов по внедрению западного управленческого ПО в российском финансовом секторе уже есть. Сергей Савосин, финансовый директор страховой компании «Цюрих-Русь», рассказал о переходе этой дочерней структуры швейцарской Zurich Financial Services Group на платформу бэк-офиса SAP R/3 — первом успешном проекте такого рода в российском финансовом секторе. В настоящее время на базе модуля SAP BW идет работа над созданием решения по составлению статистической отчетности, расчету страховых резервов и др. Проект был и остается очень интересным для отечественного рынка с точки зрения применяемых подходов.
Свой вариант решения проблемы интеграции ПО «Внешторгбанк» условно обозначил «в стиле лего». В этой финансовой группе до недавнего времени использовались разработки 7 компаний — в частности, 9 АБС. После поглощения «Гуты» еще актуальнее становится задача выработки единой технической политики как стержня для построения единой инфраструктуры. При введении в практику подобной ИТ-стратегии, по словам Андрея Короткова, первого вице-президента «Внешторгбанка», можно гарантировать снижение банковских издержек. В частности, стоимость стандартного пакета инфо-коммуникационных услуг сократится на 20% в год.
Расходы на ИТ финансового сектора России
Источник: Gartner, 2004
Технологические инновации
Российские банки продолжают достаточно много инвестировать в развитие инфраструктуры. Со своей стороны, поставщики готовы предложить широкий выбор высокотехнологичных решений, включая новые подходы к построению сетей и систем защиты. Инновации становятся особенно интересны банкирам и страховщикам в случае, во-первых, явной клиентоориентированности, и во-вторых, возможности сокращения издержек.
Подобный пример решения для страхования, позволяющего одновременно повысить качество обслуживания и лояльность клиентов, а также сократить выплаты по страховым случаям, привел Михаил Хажинский, директор департамента прикладных систем Race Communications. Инновационная система позиционирования хорошо вписывается в уже существующую инфраструктуру страховой компании. В ее рамках можно обеспечить взаимодействие call-центра, службы безопасности и партнерской сети автодилеров, с тем чтобы взять под контроль обнаружение угнанных автомобилей и расширить спектр дополнительных услуг для клиентов.
О другом инновационном предложении Race для финансового сектора — уникальном пока в России проекте SPIN — рассказал Александр Комарицкий, заместитель директора по продажам Race Telecom. Глобальная спутниковая сеть информационного обмена на базе технологии VSAT обеспечивает полный спектр связанных услуг и поддержку любых приложений при цене передачи 1 Гб трафика — от 40 долл.
Отметив общую тенденцию развития рынка в направлении web-enabled приложений, Дмитрий Кузин, глава представительства Radware в России, сфокусировал внимание на возможностях сетевых решений с точки зрения оптимизации операционных процессов. Одной из задач информационных систем сегодня становится обеспечение постоянного доступа пользователей к сервисам. Наиболее эффективное использование вычислительных ресурсов компании в этом контексте могут обеспечить системы балансировки нагрузки (load-balancing system).
Возможности защиты
Развитие систем защиты информации в банках и страховых компаниях должно осуществляться в рамках общей политики безопасности этих организаций. Средства, затраченные на физическую защиту, как известно на печальном опыте, не спасают от утечек информации по другим каналам.
Михаил Савельев, начальник отдела продвижения решений «Информзащита, отмечает, что важно правильно настроить систему безопасности. Настройки должны изменяться при изменении как защищаемой, так и внешней среды. Контроль со стороны бизнеса позволит в определенной мере снизить издержки и повысить эффективность инвестиций в ИБ.
Комплексные системы безопасности зачастую нуждаются в оптимизации. Дмитрий Кузин (Radware) привел в качестве примера опыт банка Credit du Nord, заинтересованного в поддержке приложений (в том числе и web) в режиме работы 24х7. В задачи компании входила оптимизация антивирусного сканирования и минимизация времени отклика.
Впрочем, внешние угрозы, по оценкам экспертов, представляют для финансово-кредитных организаций значимо меньшую опасность, чем внутренние. По данным, приведенным Борисом Скородумовым, заместителем директора Института банковского дела Ассоциации Российских Банков (АРБ), 76% преступлений в банке совершаются самими сотрудниками, либо с их участием. Решить вопросы внутреннего контроля в коммерческих банках, предположительно позволят стандарты по ИБ, разработанные с учетом мировых практик в области управления рисками и персоналом. Они же по идее должны обеспечить качественный аудит автоматизированных систем и оптимизировать расходы на защиту информации. Последний пункт, понятно, представляет немалый интерес в контексте общей стратегии снижения издержек в банковской и страховой отрасли.
*
Результаты круглого стола, проведенного CNews Analytics и Radware, подтверждают, что банки не намерены отказываться от статьи расходов на ИТ, однако обеспокоены проблемой их сокращения, либо оптимизации. По прогнозам Gartner, в 2005-2006 гг. этот сектор потратит на высокотехнологичные решения около 4,5 млрд. долл. Распределение средств более-менее очевидно: интеграция приложений и затем ставка на те или иные инновации. Соответственно, можно ожидать расширения рынка ИТ продуктов и услуг для российских банков и страховщиков, все больше конкурирующих между собой и с иностранцами.
Мария Попова / CNews Analytics
|
|