|
|
|
Алексей Кузовкин: Портальные технологии станут неотъемлемой частью ИТ и банках и страхованииИнтервью CNews дал Алексей Кузовкин, генеральный директор РБК СОФТ. CNews: Какие изменения, по вашим оценкам, произошли за последнюю пару лет в ИТ-стратегиях российских банков и страховых компаний? Алексей Кузовкин: Стратегии перестраиваются, развиваются, становятся все более адекватными реалиям, а эти реалии сегодня таковы, что борьба за выживание в жесткой конкурентной борьбе все в большей мере становится главным направлением активности и банков, и страховых компаний. Именно с простой и очевидной целью подавления конкурентов планируются сегодня различного рода укрупнения, слияния, разрабатываются все более четкие стратегии борьбы за клиентов, вплоть до переманивания этих клиентов у банков-конкурентов и т.д. Важным фактором успеха в бескомпромиссной борьбе становится снижение себестоимости предоставляемых услуг и, как следствие, широкое применение автоматизированных систем на всех уровнях и во всех структурных подразделениях компаний. Другой ключевой аспект сегодняшних стратегий связан с тем, что практически все крупные банки планируют усиление своих позиций в той и ли иной форме на рынке розницы: они начинают или уже ведут активную работу на рынке потребительского кредитования, планируют участие в ипотечных программах и т.п. Многие банки развивают и свое присутствие в регионах — в основном это делается пока на перспективу — в ожидании прихода крупных западных банковских сетей. CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые тенденции в информатизации финансового и страхового сектора в России? Алексей Кузовкин: Информатизация и автоматизация во все большей мере стала отражать реалии банковской деятельности, это ключевая тенденция. К примеру, активность банков в направлении создания филиальных сетей вызвала адекватную консолидацию вычислительных ресурсов, более глубокую интеграцию существующих приложений. С другой стороны, активизация борьбы за клиентов обусловила все более широкое применение CRM-систем. Во всех направлениях активности банков, как правило, имеются огромные резервы роста. Например, не секрет, что в среднем до трети клиентов банков сегодня убыточны: происходит это в силу недостаточно точного определения профиля клиентов, невысокой активности прямого маркетинга услуг, некоторых других причин. Современные системы CRM позволяют исправить указанные недочеты и резко оптимизировать работу с клиентами. Отмечу, что в первую очередь эффект приносят специализированные продукты западных производителей — так называемые «тяжелые» CRM. Именно промышленные системы позволяют наладить полноценную, отвечающую самым современным стандартам работу по этой части. Сюда я отношу и активное использование необходимых каналов коммуникаций с клиентами (включая пейджинговые системы и электронную почту), работу в пространстве MMS и SMS-сообщений, использование средств графики, мульти-медиа и др. Новаторский проект подобного типа на основе ПО CRM Siebel мы реализовали в прошлом году в «Казкоммерцбанке». Не могу не отметить и уверенную тенденцию все более широкого использования банками инструментов финансового анализа, долгосрочного планирования, активного использования в каждодневной работе онлайн информационных систем. В этой части у нас также имеется успешный опыт и разработок, и продаж. CNews: Традиционно ИТ-бюджеты страховых компаний заметно уступали средствам, которые вкладывали в технологии банки. Отмечаете ли вы сокращение этого разрыва в последние годы? Или же бизнес страховщиков по-прежнему остается менее чувствительным к ИТ? Алексей Кузовкин: Страховщики по-прежнему идут на полшага позади в части информационной поддержки своей деятельности. Однако самое активное развитие отечественного страхового бизнеса в последние годы подстегнуло и интерес, и предоставило необходимые средства для развития ИТ. Я уверен, что ожидаемый в ближайшем будущем очередной бум, связанный с введением ОМС, заставит уже сегодня крупных игроков страхового рынка наращивать свои расходы в сфере ИТ. CNews: Некоторое время назад страховые компании начали активно выходить в интернет, создавая онлайновые представительства и магазины. Как вы оценили бы динамику спроса на интернет-решения в этом секторе за последние два года? Алексей Кузовкин: Интернет-решения создавали и создают сегодня, в основном — это информационные представительства, оборудованные простейшими калькуляторами страховых услуг. Мы сами реализовали несколько подобных проектов в последнее время. Как правило, схема работы подобного ресурса такова. Клиент заходит на сайт, оформляет полис «вчерне», при этом использует встроенный калькулятор для оценки платежей, оптимизирует предполагаемый договор по суммам, страховому покрытию т.д. Однако окончательно оформляет договор с помощью услуг агента и традиционно — на бумаге. О какой-то серьезной продаже услуг в режиме онлайн говорить пока рано. Связано это и с недостаточным развитием систем онлайн платежей, и слабой их защищенностью, а также высоким уровнем мошенничества. CNews: Развитие онлайновых продаж полисов в России сдерживала проблема безопасности транзакций, а также фактор отсутствия доверия со стороны потенциальных клиентов. Произошли ли за последнее время какие-то позитивные сдвиги в этом вопросе? Алексей Кузовкин: Как положительные изменения я могу отметить недавнее открытие корневого удостоверяющего центра ЭЦП, об этом уже сообщал CNews. Отмечу, что локальные удостоверяющие центры ЭЦП стали появляться по всей России, и сегодня, спустя три года после принятии закона об ЭЦП, их уже около 150. Возможно, именно открытие корневого центра (призванного вести единый государственный реестр подписей), как-то подхлестнет развитие электронного бизнеса в части более широкого применения ЭЦП, хотя резких изменений я не ожидаю: велика и инерция сознания, и традиционное недоверие. CNews: Какие изменения произошли в бизнесе отечественных страховых брокеров? Можно ли говорить о том, что рынок В2В-страхования в России «сворачивается»? Алексей Кузовкин: Большого рынка брокерских услуг и не было, было несколько компаний, занимающихся предоставлением ограниченного набора услуг. Сегодня многие банки сами стали активнее работать с розницей, и это во многом подорвало бизнес брокеров. Мне известны несколько брокерских фирм, которые в связи с этим свернули свою деятельность. CNews: Какие проекты были реализованы РБК СОФТ в финансовых или страховых компаниях за 2004 год? Алексей Кузовкин: Среди проектов прошлого года отмечу крупнейший проект внедрения CRM-системы в крупнейшем банке Казахстана — «Казкомерцбанке». Этот проект был отмечен дипломом как «лучший интеграционный проект года» на форуме Global CRM-2004, и он же получил диплом за лучший практический опыт внедрения CRM (Первый Международный конгресс CRM-2004). Кроме того, мы реализовали проект по внедрению нашей собственной «самописной» системы CRM OutProject в небольшом «Макпромбанке». Собственные разработки CRM-систем жизнеспособны и полезны, однако обладают, безусловно, гораздо меньшим набором функциональностей, чем тяжелые решения. Как инструмент финансового анализа в последнее время мы самым активным образом продвигаем наш набор первоклассных продуктов, пока не имеющих аналогов на отечественном рынке. Например, проект QuoteTotal. QuoteTotal — это продукт, имеющий в основе интегрированную базу данных "биржи — инструменты — эмитенты — новости — комментарии", позволяющий проводить комплексный анализ любой составляющей финансового рынка. По сути, QuoteTotal — это информационно-аналитический терминал, при помощи которого можно получать доступ к оперативной и расчетной информации о рынках России, основным показателям мировых финансовых рынков. QuoteTotal предназначен для казначейских и торговых подразделений, инвестиционных и аналитических департаментов, отделов финансовой отчетности финансовых учреждений — профессионалов, которым необходима качественная деловая информация в режиме реального времени. Рекомендую зайти на наш корпоративный ресурс РБК, и на сайт www.quotetotal.ru для более подробного знакомства. CNews: Каковы ваши планы по развитию проектов на этом рынке в ближайшее время? Алексей Кузовкин: Новое качество должны получить, по моему мнению, портальные технологии, став неотъемлемой частью ИТ и банковского и страхового бизнеса. Мы предлагаем в этом направлении целую линейку своих продуктов, построенную на основе ПО мировых вендоров. Планируем развивать и свой оффшорный бизнес — в прошлом голу на его долю пришлось несколько крупных работ с западными банками, причем в 2004 году (по сравнению с 2003 годом), наша выручка от услуг оффшорного программирования увеличилась на 35% (с $4,5 млн. до $6,0 млн.). Я уверен, что в ближайшие годы банки и страховые компании еще активнее будут инвестировать в повышение эффективности операционной деятельности и оптимизацию взаимодействия с клиентами, будут стремиться увеличивать глубину интеграции приложений. Новые, более интегрированные ИТ-инфраструктуры позволят управлять взаимодействием с клиентами вне зависимости от конкретного вида канала коммуникаций, обеспечат снижение затрат на содержание систем, позволят проще и удобнее использовать среду мульти-меди и др. В этом же ключевом направлении мы продолжим развитие своего CRM-проекта в ККБ. Уверен, что в перечисленных направлениях активизируют работу абсолютно все банки — с тем, чтобы лучше соответствовать возросшим требованиям клиентов. CNews: Спасибо. |