|
|
|
Александр Тукунов: Запросы страховщиков в области ИТ становятся конкретнее и избирательнееНа вопросы CNews ответил Александр Тукунов, директор по развитию бизнеса компании TopS Business Integrator. CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации отечественного страхового сектора в последние годы? Александр Тукунов: Я бы предложил судить о динамике информатизации страховой индустрии по содержанию запросов, с которыми страховые компании обращаются к нам. За последние Сегодня заказчик понимает, что корпоративная система состоит из нескольких частей. Если, например, финансовый и бухгалтерский блоки у него автоматизированы и, в принципе, удовлетворяют бизнес пользователей, то он осознает, что в модернизации нуждается не вся система в целом, а только отдельные ее компоненты. Соответственно, запросы такого заказчика стали более конкретными. То есть, сфера информационных технологий страховой индустрии становится более зрелой, и это является проявлением динамики. CNews: Насколько изменились за последние несколько лет подходы страховщиков к построению Александр Тукунов: Можно только по косвенным признакам констатировать, что у многих страховых компаний появились документы, отражающие ИТ-стратегию. Мне лично известно всего несколько случаев, когда разработкой С другой стороны, избирательность и конкретность запросов, с которыми страховщики в последнее время обращаются к разработчикам ИТ-решений, говорят о том, что эти запросы планируются и продумываются, то есть в их основе лежит стратегия информационного развития. Это говорит о том, что внутри компаний задумываются и о концептуальной архитектуре единой системы, и о приоритетах инвестирования в сферу ИТ, что является ключевыми элементами CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые Александр Тукунов: Три года назад мне лично пришлось столкнуться с крупной страховой компанией, которая вела страховой учет на уровне Excel и Access файлов. Более прогрессивные компании в то время пытались автоматизировать страховой учет, для чего использовались доработки бухгалтерских систем, таких как Парус и 1С, позволяющие учитывать страховые операции. То есть, требования к автоматизации страхового бизнеса ограничивались необходимостью формирования соответствующих бухгалтерских проводок и регламентной отчетности. При этом зачастую не ставилась задача поддержки всего цикла продажи страхового продукта клиенту или урегулирования убытка. Системы ориентировались на учет уже заключенных договоров и сохраняли основные данные, необходимые для создания бухгалтерских проводок. Определенным стимулом к развитию информационных систем для страхового бизнеса стало введение ОСАГО, как обязательного вида страхования, что потребовало учета большого числа параметров заключенных договоров страхования и урегулированных убытков. Появи-лись дополнительные требования по отчетности в Минфине и РСА по всем страховым опе-рациям. Большинство крупных страховых компаний за это время либо доработали свои системы до требований рынка, либо закупили новые. Можно сказать, что в таких компаниях на сегодняшний день область, связанная со страховым учетом, автоматизирована в достаточной степени. В настоящее время я бы выделил три ключевых зоны потребностей страховых компаний с точки зрения ИТ. Третьим направлением, которое только начинает развиваться, является управление инвестициями. Источником дохода у страховых компаний становится управление инвестициями и размещение денежных сумм в виде доходных инструментов, которые приносят дополнительную прибыль. ИТ может соответствующим образом поддержать здесь бизнес. CNews: Какие методы построения архитектуры КИС для страховщика считаются сейчас наиболее актуальными на рынке? Александр Тукунов: В настоящий момент многие крупнейшие компании, с которыми мы работаем, понимают преимущества альтернативного подхода, при котором для каждой крупной функциональной области (например, страхование, финансы, управление персоналом) выбирается решение, наиболее полное по функциональности, и корпоративная система создается за счет интеграции нескольких Когда мы работаем со страховыми компаниями, то предлагаем наиболее адекватные для них решения в каждой функциональной области и пытаемся их интегрировать. Так, например, у нас есть проекты, в которых мы страховую систему интегрировали и с Парусом, и с 1С, и с CNews: Каким образом, из вашей практики, решается проблема обеспечения непрерывности Александр Тукунов: По этому вопросу я бы рассмотрел два ключевых аспекта. Первый связан с понятием сквозных бизнес-процессов и интеграцией приложений в рамках корпоративной системы страховой компании. Второй - с обеспечением непрерывности бизнеса при переходе на новую систему, сохранением исторических данных или, другими словами, миграцией этих данных. Если архитектура системы строится на основе нескольких приложений, то нам нужно понимать, каким образом различные приложения будут обеспечивать непрерывность бизнеса. Например, когда с клиентом заключается договор страхования, факт подписания договора в первую очередь находит отражение в страховой системе. Буквально через несколько минут клиент может подойти к окну кассы и оплатить страховую премию по этому договору. Это означает, что если кассовые операции поддерживает другое приложение (финансовая или бухгалтерская система), то информация о заключении договора должна быть и в ней. Иначе будет не понятно, что это за платеж, и к чему он должен быть отнесен. Для того чтобы обеспечить работу корпоративной системы необходимо реализовать, в рамках интеграции приложений, сквозные бизнеспроцессы и соответствующий обмен данных. При переходе на новую систему необходимо обеспечить в первую очередь целостность данных и правильное их отображение в новой системе. Миграция исторических данных — важный аспект и достаточно тяжелая техническая работа, необходимая для обеспечения непрерывности бизнеса при смене систем. Для финансовой области это в меньшей степени актуально, потому что обычно переход на новую систему осуществляют в начале финансового года, и в нее заносят остатки по счетам. В случае страхового учета практически всю историю страховых операций необходимо переносить в новую систему. Могу сказать, что эти проблемы нами успешно решаются в рамках наших проектов, при помощи специальных конверторов, обеспечивающих миграцию исторических данных. Большой проблемой при миграции является неполнота исторических данных. Современные приложения обладают большей функциональностью, и данных из старых систем может не хватать для корректного описания объекта в новой системе. Основная задача в таких ситуациях — принять необходимые допущения или ограничения при миграции исторических данных в новую систему. CNews: Наиболее острой проблемой для финансового сектора в целом сегодня называют интеграцию разрозненных приложений. Существуют ли адекватные российские разработки в этой области? Александр Тукунов: В качестве инструментов, обеспечивающих интеграцию, обычно используются решения от ведущих производителей ПО, таких например, как IBM, Мicrosoft, Oracle. Мне не приходилось сталкиваться с аналогичными российскими разработками. Суть проблемы интеграции не столько в используемых инструментах интеграции, сколько в самом решении интеграции приложений, и в том, какие при этом возникают сложности. Могу сказать, что мы, выполняя в рамках своих проектов интеграцию CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы Александр Тукунов: Среди проектов, реализованных нами на рынке, одним из наиболее значимых, наверно, является «Росгосстрах». Для этой компании были выполнены работы по созданию «АРМ Страховщика» для поддержки основной деятельности компании и всей ее филиальной сети. Также проводилась автоматизация ОСАГО и страхования жизни. Был осуществлен проект по разработке и внедрению единой подсистемы В «Росно» мы внедряли Среди текущих проектов необходимо отметить сотрудничество с «АльфаСтрахованием». Мы заканчиваем Масштабный проект мы сейчас реализуем для компании «Югория». В качестве страховой учетной системы будет использоваться UNICUS, а Oracle в качестве бухгалтерской системы Интересная работа у нас с «Ингосстрахом», где мы создаем систему бюджетирования на базе продукта CNews: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы информатизации в российском страховании? Александр Тукунов: Основной тенденцией в развитии Современные страховые системы должны учитывать все этапы продажи страхового продукта, начиная от маркетинговых исследований, сегментации клиентов, первого обращение клиента, полного цикла согласования договора с подключением андеррайтеров, перестраховщиков, и заканчивая фиксацией всех параметров согласованного, заключенного договора в системе с передачей данных в ту же бухгалтерию. Мы как компания, которая работает CNews: Спасибо. |