|
|
Обзор подготовлен
Несмотря на то, что на Западе дистанционное обучение стало почти столь же привычным делом, как оффлайновое, и за рубежом делают на него большие ставки, российский рынок ДО по-прежнему подвержен влиянию негативных факторов. Бум здесь если и произойдет, то не раньше чем через два-три года.
В мировом масштабе доля дистанционных форм образования продолжает неуклонно расти. Несколько лет назад аналитики IDC прогнозировали, что мировой рынок e-leaning к 2006 году вырастет, по сравнению с 2004 годом, почти вдвое и составит более $20 млрд. Были и даже более оптимистичные оценки. По прогнозам долговременного прогноза Gartner, сделанного еще в 1994 году, общий объем мирового рынка электронного обучения, составлявший на тот момент $19 млн, должен был к 2005 году вырасти до $33,6 млрд., увеличившись в 1770 раз за 10 лет. Некоторые игроки российского рынка взяли эти цифры за основу, и приводят их в качестве сегодняшних реальных оценок.
Эксперты, опрошенные CNews, сходятся во мнении, что российский рынок дистанционного обучения растет, но темпы существенно отстают от западных. При этом все ждут их ускорения. «Можно с уверенностью сказать, что объем российского рынка систем дистанционного образования в 2007 году значительно увеличился, и в ближайшее время также будет расти, — рассказал CNews руководитель отдела дистанционного обучения НОУ «Академия Информационных Систем» Максим Мельников. В «Академии АйТи» считают, что эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволят рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — до 75%. При этом общий объем рынка обучения оценивается в 2007 году примерно в $15 млн.
При этом, оценивая рынок ДО, наши собеседники говорят о том, что назвать точные объемы этого сегмента достаточно сложно, поскольку он находится в стадии формирования. Кроме того, этот рынок дифференцирован. «Понятие «рынок дистанционного обучения» можно трактовать по-разному: если рассматривать только открытый рынок, то в 2007 году его объем составил 70-75 млн. руб., — отметил в беседе с CNews эксперт УЦ «Специалист» Данила Динцис. — Если же рассматривать корпоративное обучение с использованием различных e-learning-систем и электронных курсов, то цифра возрастет более чем на порядок.
Прогноз динамики российского рынка ДО, $ млн
Источник: CNews Analytics, 2007
По мнению опрошенных CNews экспертов, в России сегодня нет компании, у которой доля затрат на СДО была бы выше 10% от общих затрат. В данном случае речь идет о затратах на поддержку и развитие, а не на первичную закупку системы. Интересные сравнительные данные привела CNews Наталия Соболева, генеральный директор Competentum. По ее словам, если в США затраты на тренинг одного сотрудника в среднем составляют $231 в год, а в Европе — в среднем $86, то в России они исчисляются всего $2,5 на человека. При этом объем рынка электронного обучения в России составляет примерно 1- 3% от доли всего бизнес-образования, в то время как в США, Европе или Японии этот показатель достигает уже 20- 30%.
По мнению г-на Мельникова, невысокий российский показатель связан с тем, что большинство компании только приступили к развертыванию систем ДО и пока не используют всех возможностей этих решений. В то же время, 2006 год стал периодом резкого роста потребности региональных компаний в высококвалифицированных кадрах. А для специалистов на местах, не имеющих возможности пройти обучение в центре, ДО является хорошей возможностью получить дополнительные знания и новую специальность. Работодателям развертывание систем дистанционного образования также выгодно, поскольку специалисты компании могут без отрыва от производства пройти необходимое обучение и получить сертификат.
На текущий момент в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению. Рост e-learning, по разным оценкам, уже составляет порядка 30-70% в год. По данным РОЦИТ, в настоящее время в России возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. К 2010-2015 годам планируется увеличение темпа роста (до 50%) за счет новых образовательных программ, совместных программ и перехода на двухступенчатую систему образования.
Лет пять назад аналитики пророчили бум в российском сегменте дистанционного образования, однако сегодня им приходится сойтись во мнении, что он так и не наступил. Причин этого «несостоявшегося пророчества» достаточно много, и большинство из них носит «унаследованный» характер. К тому же далеко не все позитивные тренды последних лет добрались и до российской глубинки.
«На первый взгляд, дистанционный формат обучения как будто специально придуман для нашей страны — расстояния в этом случае перестает быть преградой, слушать курсы лучших экспертов учащийся может тогда, когда это ему удобно, — рассказал CNews ректор Академии АйТи Игорь Морозов. — Но бум в этом секторе пока не наступил из-за сильного отставания России, причем не только в технологических областях». По его мнению, развитию ДО мешают, прежде всего, достаточно высокие требования к аппаратному обеспечению и каналам передачи информации. Второй по важности сдерживающий фактор — это проблема с уровнем обучающего контента в нашей стране. Далеко не все компании, предлагающие услуги дистанционного обучения, могут позволить себе держать штатных методистов, помогающих преподавателям адаптировать имеющиеся курсы и учебники под e-learning-среду. Да и профессионалов в этой области не так много. «Технологические решения для ДО практически стандартны, а вот в области разработки контента наблюдается сегодня наиболее острая конкуренция, — отмечает г-н Морозов. — Рынок контента развивается быстрыми темпами, и именно в этой нише происходят в настоящее время самые значимые события и изменения». Третий фактор, препятствующий, по мнению нашего собеседника, более активному распространению e-learning в России — это организационные трудности в корпорациях, которые были и остаются основными потребителями услуг ДО. Общий уровень бизнес-процессов в российских компаниях и госструктурах зачастую демонстрирует неготовность заказчиков к масштабным проектам планомерного внедрения ДО во всех структурных единицах. Поставщики систем дистанционного образования сталкиваются с отсутствием у таких заказчиков единого менеджера, управляющего проектом в целом. Это препятствует «одновременности» проведения обучения: в одном филиале оно может уже пройти, в другом только начаться, в третьем — не стартовать вовсе.
В целом эксперты рынка ДО отмечают, что факторы, тормозящие его развитие, в основном носят технический и психологический характер. К техническим относят, скорее, факторы, характерные для 90-гг. прошлого века, но оказывающие достаточно серьезное влияние сегодня в ряде российских регионов. Это недостаточное проникновение интернета в регионы, оставляющий желать лучшего уровень компьютерной грамотности, все еще слабую оснащенность ПК.
Г-н Мельников считает, что несостоявшийся бум на российском рынке ДО можно объяснить тем, что длительное время у многих компаний не было необходимого опыта и специалистов для создания и организации таких систем. Кроме того, реализация ДО требовала значительных финансовых и временных затрат, в то время как большинство отечественных компаний, незначительно вкладываясь в реализацию подобных проектов, хотели, тем не менее, извлечь из них максимальную прибыль. Помимо этого, большой проблемой являлось создание конструктора курсов. «Сегодня мы понимаем, что простой оцифровки информации недостаточно для построения электронного курса, — отмечает эксперт. — Необходимо участие преподавателя, методиста, программиста, системного администратора, и даже психолога. Только с учетом опыта всех этих специалистов возможно построение полноценной системы СДО».
Г-н Мельников также считает, что на рынке сложилось мнение о не очень высоком уровне качества обучения в системе СДО, не позволяющем слушателю полноценно усвоить необходимый материал. Поскольку несколько лет назад возникали сложности в организации построения курса и его структуры, то эти претензии были во многом оправданы. По его словам, первые программные продукты в этой области не соответствовали необходимым требованиям образовательного процесса.
В числе факторов, сдерживающих развитие электронных технологий обучения в российских образовательных учреждениях, эксперты рынка также отмечают создание параллельных локальных виртуальных образовательных пространств, претендующих на монополию использования; слабую координацию деятельности вузов по созданию информационной образовательной среды; недостаточно проработанную нормативную базу между партнерами по дистанционным технологиям. Помимо этого, собеседники CNews сетуют на то, что руководство ряда вузов, находя возможным выделять средства на приобретение вычислительной и организационной техники, недооценивает при этом значимость финансирования таких направлений, как обучение кадров, приобретение лицензионных программных продуктов, поощрение разработчиков электронных средств обучения и др.
Впрочем, никто их игроков не считает, что «пророчество» аналитиков относительно бума рынка ДО полностью оказалось несостоятельным. «Рост ДО в России наблюдается, но, конечно, не столь бурный, как на Западе, — считает г-н Динцис. — Не соответствующие прежним ожиданиям темпы развития ДО в нашей стране связаны с пока еще сохраняющейся нехваткой современных систем коммуникаций во многих регионах, а также с недостатком квалифицированного технического персонала, требуемого для поддержания систем eLearning. Так что, думаю, взрывной рост ДО у нас еще впереди».
Если сдерживающие факторы во многом схожи с теми, которые наблюдались еще несколько лет назад, то, перечисляя позитивные изменения, нельзя не отметить, что в последние годы на рынок ДО стали влиять тренды, не характерные для прошлых лет. В числе позитивных факторов стоит упомянуть «массовое» повышения пропускной способности сетей, что позволяет использовать для дистанционного образования видеоматериалы и видеоконференцсвязь. «Свежей» тенденцией дистанционного образования (популярной, впрочем, пока только для западного рынка) является стирание формальных границ между средней школой, колледжем и пост-университетским образованием. Например, сегодня независимая американская тренинговая компания может преподавать большинство дисциплин всем желающим — вне зависимости от наличия у них диплома. У нас этот тренд также постепенно набирает обороты.
В США многие колледжи уже задумываются о переносе части своих программ в интернет. Зарубежные аналитики предсказывают, что половина всех вузовских программ скоро будет доступна онлайн. По наиболее смелым же предположениям, к 2018 году компьютеры «научатся» переводить информацию с других языков в режиме реального времени — уже не так анекдотично, как зачастую это делают сегодняшние онлайновые переводчики. Качество «перевода будущего» станет достаточным для правильного понимания и общения. После того как это произойдет, рынок образования сможет стать глобальным. И у российских граждан, не владеющих английским языком в совершенстве, появится возможность, не выезжая за пределы страны, получить образование в любом университете мира.
По словам г-на Динциса, заметной в России тенденцией становится массовый переход к интерактивным курсам с динамичным и привлекательным контентом. «Использование флеш-технологий, видео-контента, вебкастов также обретает популярность, — считает он. — Не могу не отметить и попытки создания eLearning 2.0 на базе Web 2.0, однако, в этом направлении пока, на мой взгляд, больше PR-а, чем реальных достижений». Он также отметил, что главным трендом становится переориентация российских компаний от «просто обучения» к планированию профессионального и карьерного роста сотрудников, к предоставлению им возможности повышения своей квалификации за счет использования разнообразных технологий из арсенала eLearning.
Г-н Морозов считает одной из ключевых тенденций последних лет в сфере электронного обучения рост внимания заказчиков к комплексным проектам. По его словам, этот тренд наблюдается не только в корпоративном секторе, но и в госструктурах, и в образовательных учреждениях. За рубежом эта тенденция стала заметна гораздо раньше: уже в 2005 году аналитики Gartner прогнозировали развитие электронного обучения «в тандеме» с системой обучения и развития персонала — в противовес мнению о существовании e-learning как самостоятельной системы. Ведь объединение обучающих порталов и систем управления обучением способно создать единую точку доступа ко всей информации, в том числе к учебным курсам и к средствам обмена знаниями.
«Интерес к комплексным проектам у клиентов сказывается и на повседневной работе обучающих центров и ИТ-компаний, занимающихся разработкой и внедрением технологий доставки электронного обучающего контента, — рассказал CNews г-н Морозов. — В последние годы появился особый спрос на порталы дистанционного обучения, интегрированные с финансовыми и ERP-системами предприятий». Он также отметил, что в настоящее время реализуются интересные проекты в сотрудничестве с инновационными вузами. Примером может служить создание информационно-образовательных систем, объединяющих электронные образовательные ресурсы вузов. (Участие в создании подобных систем — в МСХА им. К. А. Тимирязева, а также в АНХ при правительстве РФ — принимала, в частности, компания «АйТи».) Проекты такого уровня требуют особого внимания к стандартизации программного обеспечения и курсов, поэтому учет международных стандартов SCORM и IMC при создании продуктов ДО стал общепринятым требованием в среде крупных поставщиков e-learning. Кстати, среди участников рынка ДО наметилась тенденция к объединению — ради более эффективных продаж продуктов и услуг. Эксперты считают сотрудничество провайдеров отличной платформой для развития рынка.
Дистанционным образованием до сих пор называют самые разнообразные способы передачи знаний — от пересылки курсов по почте до любых видов интернет-обучения. «Что касается технологий поддержки электронного дистанционного контента в нашей стране, то их можно разделить на два класса, — отмечает г-н Морозов. — К первому можно отнести стандартные решения, поставляемые крупнейшими ИТ-производителями (например, используемые «Академией АйТи» продукты IBM или SkillSoft); второй — это собственные разработки компаний, предлагающих e-learning».
Наиболее развитыми услугами по обеспечению учебного процесса обладают платформенные решения. «Их сильные стороны — гибкость в администрировании учебного процесса, быстрота оценки, качество, а также возможность использования мультимедийных возможностей (звук, видео, flash, моделирование ситуаций и др.), — комментирует г-н Мельников. — В будущем возможна реализация полноценного online обучения и online-конференций, когда преподаватель в процессе занятия сможет видеть своих слушателей, общаться с ними и задавать вопросы». По его мнению, это будет уже не односторонняя связь специалиста с учебным центром, а реальное дистанционное обучение, главным плюсом которого станет быстрота, качество и удобство обучения, а также возможность использования всех электронных ресурсов».
Развитие технологий систем дистанционного образования, по мнению г-на Морозова, движется в направлении большей мобильности. Веяние последних лет — появление термина m-learning, т.е. когда обучение посредством мобильного телефона или коммуникатора. «Мобильный дистант будет развиваться уже в ближайшее время, поскольку он делает получателя информации еще более независимым с точки зрения времени и места «учебы», — уверен наш собеседник. — Еще одно технологическое новшество, которое получит развитие в будущем — это обучение с использованием технологий Web 2.0, которые дают возможность сделать ДО более персонифицированным, ориентированным на особенности и интересы каждого конкретного человека».
Г-н Динцис также убежден в том, что в ближайшем будущем получит распространение все, что касается упрощения организации обучения, распределения доступа к контенту и удобства восприятия самого контента: интерактив, вебкасты и т.п. «Мне кажется, что наиболее перспективны комплексные решения и программы, в том числе смешанного обучения, — считает г-жа Соболева. — Комплексное решение для компании должно содержать систему управления компетенциями и обучением обеспечивать интеграцию с кадровыми системами, а также предоставлять большой набор электронных курсов и авторское средство для их создания».
Список дисциплин, которым предпочитают учиться россияне дистанционно, достаточно обширен. В нем присутствуют как популярные направления прошлых лет, так и новые для отечественных е-учеников дисциплины.
Г-жа Соболева, говоря о наиболее востребованных дисциплинах, отмечает, что по объему и учебным целям можно выделить долгосрочные дистанционные программы бизнес-обучения (такие, как MBA, получение второго высшего образования и т.д.) и краткосрочные тренинги, направленные на выработку необходимых в работе практических навыков, сертификацию, тестирование и т.д. «В настоящее время мы видим большой рост программ дистанционного бизнес-обучения во всем мире, например, уже 95% университетов в США предлагают дистанционные формы обучения, в том числе и бизнесу, — говорит она. — В России же этот процесс только начинается, но нет сомнений, что дистанционное бизнес-обучение будет развиваться очень быстро».
По мнению г-на Морозова, сегодня по-прежнему популярны курсы по информационным технологиям, что вполне естественно — ведь при таком типе обучения компьютер сам по себе является тренажером. Кроме того, дистанционно удобно учить тому, чем пользуются все категории сотрудников — например, вопросам безопасности, охране труда. По мере роста спроса на ДО появляются новые продукты и курсы. Г-н Морозов рассказал CNews, что Академия АйТи, например, принимает сейчас участие во внедрении «Электронных образовательных ресурсов», разработанных в помощь учителям и ученикам средних школ. Основное преимущество такой формы обучения в сравнении с обычными учебниками заключается в том, что школьники могут получать новую информацию с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. А педагоги, пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой, могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для своих учеников.
В числе наиболее популярных направлений ДО г-н Мельников отметил курсы сетевой и технической безопасности (причем интерес к этой теме наблюдается и у корпоративного рынка). Примером могут служить СДО для обучения сотрудников, созданные в «ВымпелКоме», «Лукойле», «Норникеле», «Камазе» и других крупных компаниях с распределенной структурой. Г-н Динцис говорит о растущем интересе пользователей к онлайн-обучению графическим дисциплинам, экономическим направлениям, в особенности — к современным теориям менеджмента (таким, как управление проектами, управление качеством, управление ИТ-услугами).
По оценкам CNews, растет также интерес к дистанционному обучению технологиям процессного управления предприятием, использованию ERP-систем. В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако специалисты пока не прогнозируют, что эти направления займут существенную долю рынка образовательных услуг.
Элеонора Ершова / CNews Analytics