|
|
Обзор подготовлен
В начале 2000-ых переход на аутсорсинг в сфере ИТ представлялся многим аналитикам чуть ли не панацеей в условиях растущей рыночной конкуренции. Или, по крайней мере — наиболее реалистичной перспективой развития рынка. Предполагалось, что внешние подрядчики возьмут на себя львиную долю не только работ по информатизации заказчиков, но и услуги по поддержке и развитию построенных ИТ-решений. Со временем стало ясно, что такой «расклад» возможен разве что в отдаленной перспективе, да и, по большому счету, не всегда оправдан.
Несмотря впечатляющие темпы развития рынка ИТ-услуг, аутсорсинговый бум в сфере ИТ к настоящему моменту пока так и не наступил. Примечательно, что об этом говорят тренды не только российского (более консервативного) рынка, но в западных ИТ-секторах. В частности, за рубежом в последние год-два сформировалось и становится все более распространенным такое явление как «бэк-сорсинг». Фактически это возвращение ранее переданных на аутсорсинг ИТ-процессов под собственное управление компании-заказчика. «Рост популярности процесса, обратного аутсорсингу — особенно в части обслуживания ИТ-инфраструктуры — обусловлен тем, что результаты передачи контроля над процессами не всем заказчикам оказались по душе, — отметил в беседе с CNews руководитель группы перспективных технологий технического центра компании «Инфосистемы Джет» Денис Голубев. — Кроме того, качество обслуживания зачастую падает».
Многие аналитики отмечают, что темпы роста рынка ИТ-аутсорсинга оказались ниже прогнозируемых несколько лет назад. Основных причин, приведших к некоторому разочарованию от несостоявшихся прогнозов, несколько. Например, одним из факторов, тормозящих развитие рынка аутсорсинга в России, по оценке заместителя генерального директора по маркетингу компании ISG Александра Любинского, является нежелание заказчика понять методику ценообразования при заключении контрактов. «Многие думают, что стоимость контракта эквивалентна зарплате специалистов, которые при этом высвобождаются, — отметил он в беседе с CNews. — Заказчики пока не готовы оценивать и оплачивать риски, которые берет на себя аутсорсер». Помимо этого заказчики (а нередко — и сами аутсорсеры) не демонстрируют готовности к полной формализации отношений. Г-н Любинский отмечает, что, если раньше собственные ИТ-специалисты, помимо установки компьютеров должны были в качестве «общественной нагрузки» носить по офису коробки с оборудованием, то серьезная аутсорсинговая компания будет заниматься погрузочно-разгрузочными работами только в том случае, если этот вид сотрудничества прописан в контракте и учтен в его цене.
Руководитель департамента техподдержки и аутсорсинга компании «АйТи» Вячеслав Ермолов считает, что причиной разочарования стал излишний оптимизм аналитиков, изначально завысивших перспективные темпы роста рынка аутсорсинга. «Такое иногда случается, когда рынок растет с нуля, — отмечает он. — С другой стороны, нельзя говорить о том, что темпы роста низки: например, «АйТи» уже третий год подряд удваивает объем своего бизнеса по услугам ИТ-аутсорсинга и по аутсорсингу проектных групп и персонала». В то же время, главное препятствие для развития популярности аутсорсинговых проектов, по его мнению, состоит в неготовности бизнес-процессов российских заказчиков к передаче их на аутсорсинг. «Бизнес-процесс должен быть зрелым, отлаженным, формализованным, — говорит г-н Ермолов. — Поэтому мы даже начали предоставлять как отдельную услугу аутсорсинговый консалтинг — подготовку ИТ-процессов заказчика к их передаче внешнему подрядчику».
Директор по развитию бизнеса сервисных услуг компании «Инфосистемы Джет» Дмитрий Фишелев считает, что обещанного бума не состоялось, в том числе, и по причине разочарования рынка в распространенном ранее заблуждении о том, что переход на аутсорсинговую модель автоматически приводит к снижению затрат на ИТ. «Такое снижение происходит не всегда, а в некоторых случаях переход на аутсорсинг, напротив, требует от компании больших затрат на ИТ, — отмечает он. — При этом важно понимать, что экономия не во всех случаях является главной целью бизнеса: в условиях растущей конкуренции фактор качества зачастую гораздо более важен».
Стоит отметить, что, оценивая потенциальные возможности роста данного рынка, сами игроки не всегда руководствовались исключительно собственным оптимизмом. «Мы реалисты. Какого-то бума аутсорсинга мы и не ждали, — рассказывает CNews г-н Ермолов. — Несколько лет назад на рынке отмечался всплеск интереса к этой теме, но все понимают, насколько часто не соответствуют друг другу интерес и платежеспособный спрос».
В 2006 году российский рынок ИТ-аутсорсинга вырос, по данным IDC, на 25% и составил порядка $300 млн. Не очень понятно, по мнению г-на Ермолова, включены ли в эти результаты «неклассические» аутсорсинговые направления. Например — «инсорсинг», когда ИТ-служба заказчика выделяется в отдельную компанию и фактически начинает оказывать услуги сама себе, как «Сибинтек» при ЮКОсе или «Лукойл-Информ» при «Лукойле». В то же время, по словам г-на Ермолова, ожидания «АйТи» от развития собственной аутсорсинговой практики более чем оправдались. Об этом свидетельствует существенный рост бизнеса по ИТ-аутсорсингу и аутсорсингу персонала, а также открытие новых направлений — таких как аренда приложений (CRM по запросу) и аутсорсинг бизнес-процессов (в частности — расчета заработной платы).
То, что ввиду «размытости» границ данного рынка оценка его объемов существенно затруднена, подчеркивает и г-н Любинский. «В ряде случаев к аутсорсингу относят не долгосрочный сервис, а обычную проектную работу, — отмечает он. — И наоборот: «классический» аутсорсинг могут причислить, например, к типовым ИТ-проектам». Давая собственную оценку объему рынка ИТ-аутсорсинга в России, г-н Любинский констатирует, что этот сегмент пока еще достаточно мал и не превышает 1% от общемирового. «В абсолютных цифрах, по моим оценкам, в 2007 году он приблизится к $700 млн, при этом его темпы роста в несколько раз превысят темпы роста ИТ-рынка в целом. — полагает он. — Три года назад аутсорсингу предсказывали еще более динамичное развитие, но видимо, оно начнется только через год-два».
Споры по поводу того, какую именно деятельность считать «настоящим аутсорсингом», не утихают в среде российских ИТ-компаний уже много лет, что, действительно, не может пойти на пользу точности оценок экспертов. «Поскольку сам термин в простом переводе с английского означает использование внешнего источника, то фактически любая активность в области информационных технологий, отданная на исполнение сторонней организации, может быть названа ИТ-аутсорсингом, — говорит г-н Фишелев. — Например, разработка программного обеспечения «под заказ» тоже может считаться ИТ-аутсорсингом, в данном случае — аутсорсингом разработки ПО. Хотя для этой деятельности есть вполне устоявшийся термин «оффшорное программирование»». По его словам, в «Инфосистемах Джет» под ИТ-аутсорсингом понимают передачу сторонней организации функцию эксплуатации собственной ИТ-системы (либо ее части).
Г-н Фишелев также отмечает, что важным моментом при оценке объемов российского рынка ИТ-аутсорсинга является наличие достоверной аналитики — хотя бы по главным валовым показателям основных сегментов ИТ-рынка (покупка техники, внедрение решений и т.д.). Но, к сожалению, рынок ИТ в России крайне непрозрачен, а многочисленные пресс-релизы об ИТ-проектах редко содержат показатели бюджета. «Я бы не взялся за точную численную оценку рынок ИТ-аутсорсинга. Однако интуитивно мне представляется, что тот сегмент, в отношении которого мы применяем этот термин, сейчас может составлять порядка нескольких сотен миллионов долларов в год, — говорит он. — И этот порядок вполне соответствует ожиданиям 3-5-летней давности. Причем, в оптимистичном их варианте».
Оправдались или не оправдались ожидания рынка по поводу динамики развития рынка аутсорсинга — ответить на этот вопрос можно будет спустя два-три года. Однако тот факт, что на протяжении последних лет аутсорсинг стал в России массовой моделью оказания услуг, неоспорим. Почти каждая российская компания в том или ином виде его использует. По наблюдениям экспертов, даже в случае выделения ИТ-службы в отдельную компанию заказчик все равно не отказывается от частичного привлечения внешних ресурсов.
По мнению г-на Ермолова, это, в числе прочего, связано с сегодняшним уровнем доступности ИТ-специалистов на рынке труда. «Если раньше компании могли при необходимости быстро «купить» себе нужных ИТ-шников в штат, переманив их из других компаний, то сейчас эта модель во многих случаях перестает работать, — отмечает он. — И тогда аутсорсинг имеет преимущества, поскольку компетенция редких специалистов, работающих в ИТ-компании, может использоваться одновременно несколькими заказчиками».
Кроме того, по словам г-на Ермолова, изменилась и рыночная ситуация. В последние два года ряд российских компаний выходит на IPO или готовится к этому. «Эти процессы заставили многих игроков по-новому взглянуть на эффективность работы ИТ-отделов, — говорит он. — Чтобы улучшить свои финансовые показатели, компании стремятся концентрироваться на ключевых процессах, а второстепенные — передавать на аутсорсинг». Еще одна тенденция, способствующая развитию российского рынка аутсорсинга — это массовая информатизация органов госвласти. «Внедрение масштабных ИТ-систем в госсекторе, конечно, требует соответствующего обслуживания и поддержки, — отмечает г-н Ермолов. — Раздувание штатов государственным организациям ни к чему, поэтому они все чаще привлекают сервисных партнеров, используют аутсорсинг персонала и т.д.». По его мнению, все перечисленные тенденции привели к востребованности ИТ-аутсорсинга (включая аутсорсинг техподдержки и ИТ-инфраструктуры, разработки ПО), а также аутсорсинга персонала.
«С точки зрения привлекательности для внешних подрядчиков типы аутсорсинговых контрактов можно расположить в следующем порядке: приложения (наибольшая прибыльность), сетевое и серверное оборудование, периферия, — отмечает г-н Любинский. — А наиболее востребованные сегодня на рынке заказчиков аутсорсинговые услуги — это удаленная обработка и хранение данных, так называемые услуги дата-центров».
Наряду с дефицитом хороших ИТ-специалистов Дмитрий Фишелев приводит в качестве факторов роста рынка аутсорсинга проблемы, обусловленные дальнейшим усложнением ИТ-систем, а также продолжающийся рост зависимости бизнеса он информационных технологий. «Совокупность этих факторов является гарантией того, что в обозримом будущем ИТ-аутсорсинг будет одним из основных инструментов для решения задачи обеспечения качества работы корпоративных информационных систем», — уверен он.
За последние годы заметно изменилось и отношение российских заказчиков к ИТ-аутсорсингу. «Само слово «аутсорсинг» больше не «ругательное», как было несколько лет назад, а привычное и имеющее практическое значение, — комментирует Вячеслав Ермолов. Александр Любинский также отмечает позитивные перемены в отношении российских заказчиков к аутсорсингу: «В настоящее время спрос намного превышает имеющиеся предложения, что особенно заметно в ритейловом сегменте рынка».
Г-н Фишелев говорит о двух очевидных тенденциях в отношениях заказчика и аутсорсера. «Во-первых, заметно новое качество постановки задачи со стороны заказчика, свидетельствующее о хорошем понимании целей, которых он хотел бы достичь с помощью аутсорсинга, — отмечает он. — Во-вторых, потенциальные потребители аутсорсинговых услуг переходят от теоретического исследования вопроса к практическим экспериментальным проектам. Понимая, что и каким образом он собирается отдать на аутсорсинг, заказчик, еще не имея накопленной статистики работы аутсорсинговых проектов, начинает с небольших задач, способных показать, эффективен ли аутсорсинговый подход в данном конкретном случае».
В целом эксперты отмечают, что успешность каждого аутсорсингового проекта во многом зависит от целей компании, ее стратегии развития и текущего состояния бизнеса. Если компания не имеет сформулированных целей и задач, которые она стремится решить посредством передачи некоторых (или всех) ИТ-функций на аутсорсинг, то, скорее всего, этот переход не даст желаемого эффекта — только потому, что заказчик и сам не очень точно представляет, что именно он хочет получить в результате.
Элеонора Ершова / CNews Analytics