|
|
Обзор подготовлен
CNews: Год назад игроки рынка ИТ-услуг, говоря о перспективах, отмечали серьезные предпосылки для его роста, наличие явных тенденций к структурированию и укрупнению рынка. Насколько оправдались эти ожидания, по вашим наблюдениям?
Алексей Ананьин: Действительно, в прошлом году многие говорили о том, что российский ИТ-рынок приближается к зрелому состоянию. Один из признаков «взросления» — выход после нескольких лет бурного роста на стабильные темпы развития — 20-25% в год. И это нормально. ИТ — это сервисный рынок, и на стадии зрелости он развивается вместе с экономикой. Второй важный признак — это структурирование и консолидация рынка, укрупнение ИТ-компаний. Емкость рынка уже не достаточна для комфортного сосуществования всех значимых профессиональных игроков. Компании вынуждены искать пути выживания во все более жесткой конкурентной борьбе.
За счет чего можно победить сегодня? Об эксклюзивных условиях работы с вендорами не может быть и речи, так как практически все поставщики уже имеют развитую партнерскую сеть. Высокий партнерский статус уже не дает столь значимых конкурентных преимуществ, как еще 3-4 года назад.
Сегодня на первый план выходит комплексный подход к работе с клиентом, ориентация на отраслевую специализацию, при достаточно широком охвате рынка, адаптация методологий, формирование базы знаний, которые позволяли бы новым специалистам достаточно быстро входить в курс дела и становиться проводниками наработанного опыта: все это требует колоссальных вложений времени, знаний и денег. Практика показывает, что системную работу в этих направлениях может себе позволить только достаточно крупная компания, в распоряжении которой находятся значительные ресурсы: людские и материальные. Мы такую работу ведем уже несколько лет.
Еще одно преимущество крупных ИТ-компаний состоит в высокой степени готовности, т.е., реальной возможности реализовать тот или иной проект в нужные заказчику сроки. Да и вообще, если российские компании не укрупнятся сегодня, завтра им будет очень сложно конкурировать с мировыми ИТ-брендами, которые в ближайшем будущем придут на российский рынок (пока они здесь не очень сильны). Конкурировать с ними смогут только компании национального масштаба со сравнимыми людскими и материальными ресурсами, весомым авторитетом у ведущих вендоров и заказчиков.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, препятствуют сегодня более быстрому развитию рынка ИТ-услуг в России?
Алексей Ананьин: Главный фактор — недостаток людских ресурсов. По данным аналитиков, в 2006-2007 году потребности в ИТ-специалистах удовлетворялись вузами только на 40%, дефицит, соответственно, составляет 60%. Но это еще не самое плохое: к 2012 году дефицит может составить 85%, а это значит, что запросы предприятий и ИТ-компаний будут удовлетворены лишь на 15%.
Кадровая ситуация в стране действительно очень сложная: лишь немногие вузы готовят специалистов для ИТ-индустрии. Причем по собственному опыту мы видим, что это специалисты совсем не той квалификации, которая необходима рынку. В итоге ИТ-компаниям приходится брать на работу молодых людей с хорошим базовым образованием, а потом долго их учить. Этот временной лаг позволяет расти вместе с рынком.
Один из способов решения проблемы — это реализация собственных программ подготовки специалистов, сотрудничество с вузами. Разумеется, такие глобальные меры по массовой системной подготовке специалистов доступны только очень крупным компаниям. Однако усилия крупнейших игроков, направленные на решение собственных ресурсных проблем, позитивно скажутся и на рынке в целом.
В этом году мы создали Академию IBS, которая нацелена на системное сотрудничество с вузами в области подготовки ИТ-специалистов. Осенью нами была открыта магистратура IBS на базе МФТИ, в которой уже учатся 42 магистранта — они осваивают новые, для системы образования, но крайне востребованные ИТ-рынком специальности. Через год они, уже подготовленные, придут к нам на работу. В течение ближайших лет мы планируем обучать по этой программе до 300 человек в год! Это очень важный шаг — и для нас (особенно с учетом наших амбициозных планов роста), и для рынка в целом в плане решения проблемы дефицита кадров.
CNews: На какие ИТ-услуги в наибольшей степени вырос спрос российских заказчиков за последний год? Какими факторами этот рост обусловлен?
Алексей Ананьин: Спрос диктуется теми экономическими тенденциями и процессами, которые характерны сейчас для российской экономики. К примеру, у нас стали образовываться вертикально- и горизонтально-интегрированные холдинги. Их создание породило целый ряд управленческих проблем, в решении которых центральное место занимают информационные технологии и, прежде всего, технологии интеграции информационных систем.
Еще одна точка роста — это консалтинг. Очень интересные задачи решаются нами на стыке ИТ и управления. Возьмем, например, управление персоналом. В этой области много востребованных решений: разработка систем мотивации, систем развития компетенции сотрудников, управление карьерным ростом. Здесь мы достигли серьезных успехов. Можно сказать, что у нас поставлено на поток внедрение систем по управлению персоналам в финансовых институтах и на платформе SAP, и на базе Oracle EBS (проекты для «Росбанка», банка «Траст», «Тройка Диалог» и др.).
Серьезным заказчиком на ИТ-услуги продолжают оставаться различные государственные организации. В 2007 году к ним присоединились вузы, которые реализуют инновационные проекты в рамках нацпроекта «Образование». В этом году нами был сформирован пакет решений для вузов, и это направление развивается очень быстрыми темпами: идут большие и интересные инновационные проекты в МГИМО, Московской Медицинской Академии, РГУ нефти и газа, Высшей школе экономики и многих других вузах.
Важный индикатор зрелости рынка — это спрос на услуги по сопровождению и эксплуатации систем. Например, у нас есть проекты, когда мы, закончив внедрение ERP-системы, получили ее на сопровождение и одновременно стали сопровождать процессы, связанные с кадровым учетом, расчетом заработной платы и элементами бухгалтерского учета.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития рынка ИТ-услуг? Какие тенденции будут в ближайшие два-три года оставаться доминирующими?
Алексей Ананьин: Прежде всего, востребованы будут композитные приложения. Термин появился сравнительно недавно, им обозначают комплекс бизнес-приложений, состоящий из разнородных систем, работающих как единое целое. Можно назвать это своеобразной «реинкарнацией» подхода best-of-breed, популярного несколько лет тому назад. Но тогда этот подход не нашел широкого применения, поскольку по совокупной стоимости и трудоемкости внедрения явно проигрывал интегрированным системам от одного вендора. Ситуация изменилась с появлением инструментов, позволяющих осуществить интеграцию разнородных приложений на другой технологической основе. Сегодня такие инструменты уже находятся в нашем распоряжении, они позволяют объединить приложения в рамках концепции SOA на уровне бизнес-процессов. Рынок ответил на это предложение активным спросом, поскольку современный бизнес действительно нуждается в эффективных инструментах создания единого информационного пространства. Заказчики все чаще ставят перед нами эти задачи, и на данном этапе развития рынка мы считаем своей ключевой компетенцией именно это — умение создавать композитные приложения на основе стандартных ERP-систем и специализированных отраслевых приложений c использованием новейших интеграционных технологий.
Отмечу еще одну тенденцию, уже отчетливо проявившуюся на развитых ИТ-рынках: развитие аутсорсинга бизнес-процессов. ИТ-компании, дорастая до определенного уровня компетенций в области оказания услуг ИТ-аутсорсинга, все чаще предлагают своим заказчикам аутсорсинг близлежащих бизнес-процессов. Это бухгалтерский учет, кадровый учет, расчет заработной платы, некоторые логистические функции. И клиенты охотно передают их на аутсорсинг. Думаю, что это и наша перспектива.
CNews: Насколько отражают реальную ситуацию на рынке ИТ-услуг результаты исследования IDC и «Линэкс», уже вызвавшего неоднозначную реакцию игроков этого сектора (в силу внесения изменений в привычный «расклад» игроков, а также претензий по поводу завышения темпов роста рынка ИТ-услуг)?
Алексей Ананьин: Реакция неоднозначная, но легко прогнозируемая. Единая система координат нам просто необходима — это факт, с ним никто не спорит. Должны быть согласованные метрики, чтобы серьезные игроки могли разговаривать на одном языке, понимали, что с рынком происходит, какие цели перед собой ставить и как их достигать. Можно много спорить по поводу «безупречности» предложенного подхода, но, на мой взгляд, сегодня это лучшая из предложенных методологий. Там даны четкие определения: что такое ИТ-услуги, какова их классификация, что называется аппаратными поставками, что называется поставками ПО и т.д. Если мы об этом договоримся, нам легче будет понимать друг друга.
CNews: Слияние IBS и «Борлас» выглядит логичным с точки зрения объединения практик, отраслевой экспертизы, отсутствия видимых противоречий, возраста компаний и т.д. Какого синергетического эффекта вы ожидаете, в течение какого периода рассчитываете его достичь?
Алексей Ананьин: Когда мы говорим о синергии, мы имеем ввиду вполне понятные измеримые вещи. IBS и «Борлас» одновременно и похожи, и непохожи. Компании примерно одинаковы по направлениям своей деятельности, по своей структуре. Но они сильно различались с точки зрения клиентской базы и продуктового портфеля. Поэтому ближайший эффект, который мы рассчитываем получить, — это некое «перекрестное опыление». С продуктами «Борласа» мы пойдем к традиционным заказчикам IBS и наоборот. Уже сейчас совместные команды одержали несколько побед в тендерах и начали реализацию этих проектов.
Вторая часть наших «синергетических планов» — это организация работы в объединившейся компании по отраслевому принципу. Мы уверены, что объединение наших отраслевых экспертиз позволит нам предложить нашим заказчикам отраслевые решения, существенно сокращающие сроки внедрения, при повышении его качества т.е. предложить заказчикам лучшее решение за меньшие деньги.
Если говорить о «внутренней синергии», то две наши управленческие структуры создают новую систему управления, соответствующую компании нового масштаба. Это позволит нам сократить процентную долю управленческих расходов. При этом у нас нет ни одного случая увольнения человека в связи с сокращением должности. Мы предлагаем людям новые позиции в смежных областях и программы профессионального совершенствования. Текучка при слиянии, конечно, неизбежна, но ключевые сотрудники все же не уходят из компании.
CNews: При формировании портфеля решений ваша компания руководствуется запросами рынка или старается самостоятельно формировать этот спрос? Какие новые решения появились в вашей продуктовой линейке после слияния?
Алексей Ананьин: Тут все достаточно просто. Если ты не слышишь рынок и не понимаешь, что ему будет необходимо завтра — ты окажешься лишним. С другой стороны, если ты не знаешь, какие технологии появятся завтра, не прикладываешь усилий, для того чтобы их освоить, то вместо тебя это сделает кто-то другой. Поэтому мы занимаемся и тем, и другим. Мы всегда понимали, какие технологии будут доступны завтра и старались применить их так, чтобы они стали интересны нашим заказчикам. Так случилось с интеграционными технологиями, которые мы стали изучать несколько раньше, чем начали понимать, кому и как они пригодятся. А когда появилась соответствующая задача — мы оказались к ней готовы.
Наш бизнес, по-прежнему, строится на четырех ключевых направлениях: управленческий консалтинг, бизнес-приложения, ИТ-инфраструктура и аутсорсинг. Основой наших услуг, конечно, являются комплексные системы управления. А о новых решениях в этих направлениях рынок узнает в ближайшее время.
CNews: Какие задачи ставятся объединенной компанией в части рыночной экспансии на ближайшие годы? За счет каких возможностей вы намерены увеличить свою долю на рынке ИТ услуг? Собираетесь ли выходить на международные рынки?
Алексей Ананьин: Последний отчет IDC показал, что доля объединенной компании IBS в российском сегменте ИТ-услуг составляет примерно 7%, а если говорить о рынке внедрении бизнес-приложений — то 22%. Мы собираемся улучшить эти показатели, предложив рынку решения, которые аккумулируют лучший отраслевой опыт и лучшие технологии. Кроме того, мы планируем еще более серьезно подойти к вопросам продвижения компании на рынке.
Что касается выхода на международный уровень, то с точки зрения технологий мы его уже давно достигли. Если говорить о выходе на зарубежные рынки, то в СНГ мы уже представлены на Украине, в Казахстане и в Белоруссии. У нас есть проекты в Румынии и на Кипре. Есть планы по развитию этих проектов, есть и новые предложения. Так что Восточную Европу мы, наверное, постепенно начнем осваивать, хотя и не ставим целью завоевание какой-то серьезной рыночной доли. Хватает пока работы и в России, и в СНГ.
CNews: Спасибо.