|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
По итогам 2011 года можно сказать, что состав игроков рынка "облачного консалтинга" и "облачной интеграции" в России еще не сформирован. Однако спрос на эти услуги фактически уже создан за счет популярности облака как бизнес-модели. Наиболее компетентные в облачных вычислениях и виртуализации поставщики услуг смогут получить значительную долю рынка, если их сервисы обеспечат заказчикам преимущества облака и виртуализации: сокращение затрат, масштабирование ИТ, отказоустойчивость виртуальных вычислительных сред.
Компании в России пусть еще редко используют, но уже активно присматриваются к публичным вычислительным средам, которые доступны одновременно всем желающим из Сети. При этом организации, еще до кризиса инвестировавшие в свои ИКТ капитал, обязательно должны вернуть эти вложения. Потому в 2011 году перед корпоративными сектором будет остро стоять вопрос об эффективной интеграции своих ИКТ с новыми технологиями. Наиболее компетентные в облачных вычислениях и виртуализации поставщики услуг смогут получить значительную долю рынка, если их услуги обеспечат заказчикам преимущества облака и виртуализации: сокращение затрат, масштабирование ИТ, отказоустойчивость виртуальных вычислительных сред.
"Компетенции в области интеграции облаков с существующими ИТ-инфраструктурами в новом году будут необходимы российским компаниям, - комментирует Яков Равшанов, руководитель службы эксплуатации ГК "Оверсан", - спрос на услуги интеграции и консалтинга в этой области будет динамично расти, и этому есть целый ряд причин: практику внедрения облака в корпоративные ИТ, практику управления облачными услугами сегодня не обеспечивает ни один из российских профильных вузов, поэтому штатным специалистам компаний потребуется помощь и дополнительные знания в работе с новыми сервисами. В данный момент в России этими компетенциями обладают всего несколько компаний, которые уже имеют практические кейсы в области облачных вычислений и предъявили эти истории успеха рынку, могут масштабировать свои решения и имеют наработки для промышленного использования, на основе которых и оказывается качественная консалтинговая поддержка".
В 2011 году мы будем наблюдать за тем, как меняется, благодаря приходу в России облаков, сама модель продвижения и поставки ИТ-услуг конечным потребителям. Если до кризиса, когда рынок рос, событием становился ввод очередного машинного зала в дата-центре, то теперь потерявшие жесткую привязку к физическим мощностям новости и сами сервисы дата-центров, будут позиционироваться и поставляться иначе. Событием станут проекты, реализованные в облаках, экономический эффект от внедрения облака, решение вопросов ИБ применительно как к частным, так и к публичным облакам, перенос элементов корпоративной ИТ-инфраструктуры в публичное или гибридное облако. Ключевыми характеристиками сервисов дата-центов станут не количество стойко-мест или особенности системы климатконтроля, но совокупные вычислительные мощности, уровень отказоустойчивости среды, условия и специфика масштабирования, сроки развертывания проектов и ИТ-инфраструктур на виртуальных программно-аппаратных платформах, новые системы тарификации сервиса. Физическая ИТ-инфраструктура дата-центра из услуги начнет превращаться в техническое описание, спецификацию сервиса для директора по ИТ, обретая новую рыночную оболочку - ИТ как готовый сервис (термин, введенный VMware), ориентированный не на технического специалиста, но на бизнес-аудиторию, для которой ИКТ не являются профильной компетенцией.
ИТ как сервис обеспечивают конечному потребителю, помимо экономического профита, новую степень свободы от решений конкретных поставщиков, большую свободу в выборе этих решений, построении своей сервисной политики и ИКТ. Еще одним преимуществом облачных сервисов дата-центров для клиента становится возможность значительного повышения степени надежности решений за счет практически невозможного на физическим уровне резервирования всех элементов ИТ-инфраструктуры. Никто и никогда не резервирует на физическом уровне каналы связи, элементы ИКТ 4 и более раз, это крайне дорогой, не обеспечивающий возврата инвестиций способ обеспечения непрерывности бизнес-процессов. В облаке возможна буквально любая степень резервирования, при этом резервные виртуальные машины включаются мгновенно автоматически*.
Этот уровень отказоустойчивости облачного сервиса может быть оговорен в договоре SLA. В практике российских дата-центров уже используются такие договоры по отношению к стандартным сервисам дата-центра, теперь их предстоит внедрять в новом продуктовом сегменте. Надежную защиту ресурсов компаний в облаке обеспечивает и качественная аппаратная платформа облачного сервиса, а также инфраструктура дата-центра, где расположено оборудование. Даже при наличии качественной, протестированной рынком программной платформы (VMware, Microsoft и любой другой) облако будет отказоустойчивым только при условии надежного "железного сердца" - надежных серверных решений, а также мощного, готового к мгновенному масштабированию, тяжелым вычислениям дата-центра, который, в идеале, еще и оказывает услуги по защите информации и отражению DDoS-атак.
Такая площадка обеспечит заказчику максимальную информационную безопасность, и уровень этой безопасности будет на порядки превосходить все имеющиеся на рынке стандартные решения. Именно поэтому вопрос доверия к организации безопасности в облаках и хороший, и праздный: критичные к ИБ ресурсы всегда будут размещать в частных, максимум - в гибридных облаках. Будет удивительно узнать о банковских транзакциях, осуществляемых в публичном облаке, однако все остальные, некритичные ресурсы компаний неизбежно будут перемещены в общедоступные облака просто потому, что покупать собственную ИТ-инфраструктуру для решения всего спектра своих задач не только дорого, но также долго и неразумно. Кажется, в конце 2010 года это поняли практически все.
* - описано резервирование в облаке Оверсана.
Валерия Салько