|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Аналитики утверждают, что в ближайшем будущем "облака" изменят сами подходы к решению ИТ-задач. В то же время, ИТ-отделам придется взять на себя новую функцию "сервис-интеграторов", обеспечивающих работу облачных услуг от различных поставщиков.
Исследовательская компания HfS Research совместно с аутсорсинговым отделом Лондонской школы экономики опросила 1050 организаций по всему миру с целью выяснить, как облачные ИТ-услуги от сторонних поставщиков могут повлиять на существующие бизнес-процессы компаний. Результаты исследования показывают, что ожидания больших перемен повсеместны, однако ИТ-менеджеры и руководство по-разному оценивают предполагаемую отдачу от "облаков". Руководители ожидают, что облачные услуги принесут компании ощутимые и быстрые бизнес-выгоды, в то время как ИТ-менеджеры склонны больше думать о рисках облачных вычислений.
"Преодоление разрыва между двумя сторонами вызовет сейсмический сдвиг в подходах к взаимодействию между ИТ и руководством – и это будут перемены не для слабонервных", – пишут составители отчета. Авторы предсказывают, что в организационной структуре организаций произойдут масштабные изменения по мере того, как компании будут приобретать все больше ИТ-услуг на стороне, вместо того чтобы разрабатывать их собственными силами. В итоге ИТ-подразделения могут принять на себя новую роль "сервис-интеграторов", обеспечивающих согласованную работу облачных сервисов из разных источников.
Примечательно, что лишь 2% руководителей и 8% ИТ-менеджеров считают, что облачные услуги – это очередное маркетинговое поветрие. Характеризуя свое отношение к cloud computing, большинство опрошенных (61% руководителей, 67% ИТ-менеджеров) указали, что это перспективная модель предоставления ИТ-услуг, которая будет содействовать инновациям в бизнесе. 44% руководителей и 47% ИТ-менеджеров полагают, что облачные вычисления – это новая технологическая платформа, способная изменить организационную структуру компаний.
Руководители компаний проявляют бoльшую готовность к восприятию облачных вычислений. 21% из них заявили, что готовы выделять на "облака" свыше 20% ИТ-бюджета в перспективе 18 месяцев, в то время как среди ИТ-руководителей эта доля составила лишь 11%.
Бизнес-руководство и ИТ-менеджеры по-разному объясняют необходимость внедрения облачных вычислений
Источник: HfS, 2010
Руководство в большей степени, чем ИТ-менеджеры, видит в облачных вычислениях средство быстрого и оперативного решения бизнес-задач. 65% управленцев считают, что эта технология позволит их компаниям снизить общие ИТ-затраты, а 60% руководителей верят, что "облака" помогут сократить циклы внедрений новых ИТ-решений.
В отличие от руководителей, ИТ-менеджеры отдают себе отчет в том, что использование "облаков" может привести к дополнительным рискам для компании. 58% обеспокоены рисками, связанными с правовой принадлежностью данных и необходимостью выполнения требований законодательства. Проблема возможного прекращения деятельности поставщика облачных услуг волнует 54% опрошенных ИТ-менеджеров.
ИТ-менеджеры лучше бизнес-руководства осознают риски облачных вычислений
Источник: HfS, 2010
Наконец, 53% считают, что соглашения об уровне качества услуг (Service Level Agreements, SLA), как правило, недостаточно проработаны, что также порождает определенные бизнес-риски.
Любопытно, что 40% руководителей выразили заинтересованность в сторонних услугах по реформированию бизнес-процессов компании с помощью облачных вычислений (среди ИТ-менеджеров в этом проявили заинтересованность только 26%). Кроме того, половина руководителей проявляет заинтересованность в отношении услуг по управлению облачными вычислениями (среди ИТ-менеджеров – только 37%). Анализируя эти цифры, авторы отчета заключают, что в будущем сложится новая модель выполнения ИТ-задач организаций, предполагающая одновременное участие бизнес-подразделений, ИТ-отделов и поставщиков облачных услуг. В этих условиях неизбежно возникает вопрос, кто будет заниматься организацией поиска и отбора поставщиков: ИТ-подразделение или бизнес? Однозначного ответа на этот вопрос пока не существует.
Авторы отчета заключают, что по мере роста популярности облачных вычислений и увеличения объема ИТ-задач, выполняемых в "облаках", неизбежно будет меняться роль ИТ-отделов. По их мнению, в новых условиях ИТ-отделы будут вынуждены взять на себя функцию "сервис-интеграторов". Им придется решать принципиально новые задачи, в том числе, создание смешанных сервисов на базе традиционных приложений и облачных услуг и обеспечение бесперебойной работы облачных услуг от разных поставщиков.
Егор Гребнев / CNews Analytics
CNews: Какие тенденции будут наблюдаться на российском рынке ИТ-услуг в ближайшие год-два, по вашим прогнозам? Какие факторы будут определять развитие этого рынка?
На мой взгляд, среди актуальных трендов следует отметить "облачные" вычисления и отдельные приложения, которые не могут существовать без "облака". Для нас как для поставщиков решений для ЦОД актуальной темой является идеология Elastic Cloud. Она заключается не просто в устранении неизбежности возрастания нагрузки вследствие роста количества задач, но и в снижении уровня вовлеченности ресурсов в те моменты, когда большая нагрузка не требуется. Технология Elastic Cloud предусматривает самостоятельное отключение невостребованных мощностей (серверов) при снижении нагрузки и подключение при ее возрастании.