|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Вопреки ожиданиям, ИТ-аутсорсинг в России "не выстрелил" в условиях кризисных изменений. На рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда "верхи" - крупнейшие и наиболее привлекательные заказчики, сохранившие большие объемы ИТ-затрат, не хотят а "низы" - наиболее пострадавший в кризис средний и малый бизнес, существенно урезавший ИТ-бюджеты, не могут более активно использовать аутсорсинговую модель.
Как показал 2009 год, прогнозы относительно подъема аутсорсинга на российском рынке ИТ-услуг не оправдались. Т.е. формально все выглядит неплохо - по различным оценкам здесь зафиксирован небольшой рост, т.е. кризис, вроде бы, пережит. Не сбылись только ожидания относительно качественного рывка. В ситуации сокращения издержек российский заказчик придерживался привычных и простых схем взаимодействия с сервис-провайдерами, выводя вовне, например, обслуживание оборудования. Интерес к долгосрочным масштабным проектам аутсорсинга по понятным причинам был отложен. А спрос на новые ИТ-сервисы, о бурном росте которых отчитываются западные аналитики (например, динамика рынка SaaS), в России пока просто не успел сформироваться.
Кто в сложном 2009 году продолжал тратить на ИТ-сервисы? Преимущественно крупные холдинги с заметной долей госучастия. В числе основных заказчиков за указанный период фигурируют предприятия энергетики (МОЭСК, МРСК, ТГК-1, ТГК-9, ТГК-10, ОГК-1, ОГК-4 и пр.), телеком (МГТС, Вымпелком, МТС, Мегафон), банки (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Росбанк и т.д.), а также крупные промышленные холдинги (СУЭК, Акрихин и пр.). Именно благодаря им выручка от оказания услуг на основе договоров SLA в 2009 г. выросла у 18 из 30 сервис-провайдеров в рейтинге CNewsServices. При этом отрицательный показатель продемонстрировали 8 компаний.
Вообще российскому ИТ-аутсорсингу в кризис, похоже, не повезло. Во-первых, рынок не достиг той степени зрелости и доверия к поставщику, чтобы активно экспериментировать с новыми форматами - например, услугами ЦОД, облачными технологиями - в целях сокращения стоимости владения инфраструктурой в долгосрочном периоде. Во-вторых, провайдеры не смогли быстро сформировать привлекательное и доступное по цене предложение, да и вообще не сказать, чтобы услуги в кризис заметно подешевели, несмотря на отдельные ситуации демпинга.
Со своей стороны, крупнейшие и наиболее перспективные, с точки зрения потребления ИТ-услуг, заказчики уже вырастили с большим или меньшим успехом собственных дочерних провайдеров (например, "Лукойл-Информ", IT Energy - бывшая ГВЦ Энергетики, недавно образованный "Газпром Информ" и пр.). Несмотря на попытки выйти за рамки материнских компаний, подобные кэптивные структуры пока мало ориентированы на внешний рынок, поэтому сложно назвать их в полной мере аутсорсерами. К тому же, не всегда заинтересованы в такой внешней активности сами их материнские компании. Тезисам о формировании из ИТ-отдела еще одного центра генерации прибыли в большинстве случаев легко противопоставить прогнозные цифры этой самой прибыли и ее доли в совокупном показателе. Как правило, она оказывается достаточно скромной на общем фоне, чтобы рисковать качеством и оперативность сервиса в отношении собственно "матери", чего последняя резонно опасается.
Более того, крупные заказчики, например, из банковской сферы вообще не уверены в целесообразности увеличения доли аутсорсинга в своем бизнесе. Они ссылаются на то, что могут обеспечить постоянную загрузку своего ИТ-персонала, который им проще и привычнее контролировать. Соответственно, экономически модель инсорсинга кажется им привлекательнее. Ситуация может измениться, например, если появится крупный сервис-провайдер, специализирующийся на оказании услуг именно банкам и готовый за счет эффекта масштаба обеспечить заметное снижение цены. В таком случае, как минимум, экономическая привлекательность ИТ-аутсорсинга для такого рода заказчиков повысится.
В ситуации постепенно восстановления отрасли развитие рынка ИТ-аутсорсинга по-прежнему сдерживается внутренними причинами - его незрелостью, непрозрачностью, слабой регулируемостью и низким уровнем стандартизации. Другими словами, интерес заказчика к аутсорсингу остается относительно не высок, пожалуй, не в силу недостаточной, а скорее уже в силу избыточной осведомленности - о всех неизбежных болезнях роста на этом рынке. Пока количество здесь будет переходить в качество, отечественный сектор ИТ-аутсорсинга рискует так и зациклиться на примитивной калькуляции - где точечно выгоднее отдать наружу, а где оставить у себя, вместо того чтобы перейти к планированию стратегических масштабных партнерств. Тем более что те, кто мыслят такими категориями, пока сознательно строят собственные ЦОДы и набирают ИТ-персонал.