|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Совокупная выручка 30 крупнейших ИТ-консультантов в рейтинге CNewsConsulting по итогам 2009 г. составила около 53 млрд руб. По отношению к данным предыдущего года показатель ожидаемо уменьшился, впрочем, не драматично - на 8%. Учитывая, что ситуация на рынке ИТ-услуг в 4-ом квартале 2009 г. начала выравниваться, относительно результатов 2010 года большинство игроков настроены оптимистично.
Ежегодный рейтинг CNews Analytics включает данные о совокупной выручке компаний от оказания услуг ИТ-консалтинга (доходы от предпроектного аудита, разработки ИТ-концепции, внедрения информационных систем и обучения). По итогам 2009 г. показатель совокупной выручки 30 крупнейших ИТ-консультантов России составил 52 860 млн руб. Спад по отношению к данным за предыдущий год (57 408 млн руб.) зафиксирован на уровне 8%. Напомним, что по итогам 2008 года отмечался пусть небольшой, но рост +6%. Тогда его смог обеспечить, несмотря на резкое изменение экономической ситуации в стране и, соответственно, быстрое "охлаждение" к сервисам, мощный старт первого полугодия. Напомним, что чуть ранее, по итогам 2007 г. российский сектор ИТ-услуг вышел по темпам роста на первое место в мире (данные IDC).
В 2009 году на российском рынке ИТ-консалтинга отмечалось заметное сокращение объемов контрактов. Однако ряд пессимистичных прогнозов и опасений в итоге оказались преувеличенными - например, связанные с затишьем банковского сектора, одного из крупнейших потребителей ИТ-сервисов. Крупнейшие банки страны получили господдержку, которая позволила сохранить расходы на критически важные для бизнеса системы. Аналогично смогли изыскать средства на ИТ-услуги телекоммуникационные компании, предприятия ТЭК, госсектор.
Динамика выручки рейтинга CNewsConsulting 2004-2009
Источник: CNews Analytics, 2010
В «минус» по итогам 2009 г. ушли четырнадцать компаний-участниц рейтинга CNewsConsulting. Результат ожидаемый, учитывая сложное начало 2009 г., первый квартал которого прошел в мрачной обстановке неопределенности. Бюджеты на услуги почти не выделялись, горизонт планирования у многих сузился до 1 месяца, тендеры не проводились. Оживление началось со второго квартала, однако инвестировали в проекты все еще точечно и осторожно. Большинство инициируемых проектов отвечали двум основным критериям - краткосрочность и относительно быстрая отдача, конкретный результат для бизнеса.
Понятно, что экономический удар ощутили почти все - прежние проекты замораживались, либо их финансирование сокращалось. При этом крайне сложно было привлекать новых клиентов. В "ФБ Консалт" (-39%), в частности, отмечают, что удалось привлечь лишь одного. Также спад более 30% среди 14 "пострадавших" констатировали Verysell (-33%) и "Сайнер" (-58%). Снижение выручки примерно на уровне рынка продемонстрировали пять компаний - "Энвижн Груп" (-14%), "Софтлайн" (-12%), "МЦФЭР-консалтинг" (-12,4%), "АйТи" (-8,5%) и "Энергодата" (-9%). Inline Technologies удалось удержать планку чуть выше (-5,5%).
Несмотря на сложно начавшийся для ИТ-рынка год, 15 компаний-участниц рейтинга смоли по его итогам продемонстрировать рост. Причем у двух игроков показатель даже превысил 100% - у "Вест Концепт" (+334%) и "Телеком-Защиты" (+112%).
В значительной мере подобные результаты обусловила уже упомянутая «поддержка» заказчиков со стороны госсектора, а также банковской и телекоммуникационной отраслей. В частности, сохраняли ИТ-активность Минсельхоз, Минфин, Федеральное казначейство, Пенсионный фонд, Центробанк и пр. Наряду с ними продолжали начатые до кризиса ИТ-проекты Сбербанк, ВТБ, Газпром, Роснефть, РЖД и промышленные холдинги (например, СУЭК), операторы связи (МТС, Вымпелком), энергетики (ФСК ЕЭС, МРСК, ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9).
Так, 50% выручки "Телеком-Защиты" приходится на проекты для операторов связи (в частности, в числе заказчиков фигурирует "Ростелеком"). Еще 30% формируют проекты в госструктурах; годом ранее на их долю приходилось 22%. Уже можно предположить, что по итогам 2010 г. показатель будет не менее впечатляющим - сейчас, по словам компании, ведется работа с 10 крупными заказчиками (в 2009 г. таковых было 4), а выручка за 1 полугодие 2010 г. уже немного превышает результаты всего прошлого года. Аналогично смог найти ряд крупных заказчиков "Вест Концепт", открывший и новую практику внедрения решений "1С".
Top15 быстрорастущих ИТ-консультантов 2009
№ | Название | Рост 2009/2008, % | Рост 2008/2007, % |
1 | Вест Концепт | 334,1% | н/д |
2 | Телеком-Защита | 112,4% | н/д |
3 | R-Style | 98,2% | 49,5 |
4 | Ситроникс | 67,3% | н/д |
5 | Инлайн Груп | 60,7% | н/д |
6 | Информзащита | 39,4% | 13,7 |
7 | Форс – Центр разработки | 24,1% | 163,6 |
8 | IBS * | 21% | 12,1 |
9 | Инфосистемы Джет | 18,2% | 47,8 |
10 | Техносерв | 13% | н/д |
11 | Крок | 11,5% | н/д |
12 | Ай-Теко | 8,6% | н/д |
13 | Ерам Systems | 7,7% | 102,4 |
14 | Интертех | 4,6% | 71,3 |
15 | Неофлекс | 3,2% | н/д |
Источник: CNews Analytics, 2010
Из сервисных направлений очевидно растущим, несмотря на все сложности прошлого года, стало обеспечение соответствия ИТ-инфраструктуры требованиям регуляторов. В контексте последнего на рынке услуг ИБ, где весь 2009 г. прошел «под знаком» 152-ФЗ, настроения сформировались достаточно оптимистичные. Сфокусированная на подобных сервисах "Диалог-Наука" (предоставившая данные, но не попавшая в Топ30) смогла продемонстрировать резкое увеличение выручки от консалтинга (+166%). По итогам 1 полугодия 2010 г. она составляет примерно половину от совокупного за прошлый год и заметно превосходит результаты 2008 г. В компании комментируют, что рост объема выручки от консалтинговых услуг был обеспечен как проектами в области защиты персональных данных (в частности, проекты в Пенсионном фонде, "Транснефти", "ТрансАэро", СОГАЗ и др), так и проектами, включающими услуги по внедрению системы мониторинга событий (для таких клиентов, как ИФД «КапиталЪ», ЦентрТелеком, РТКОММ и пр.).
Структура выручки по различным направлениям ИТ-консалтинга, 2008-2009
Источник: CNews Analytics, 2010
Фокус на крупных клиентах, безусловно, поддержал ИТ-консультантов в сложный период. Однако в долгосрочной перспективе это чревато всеми теми рисками, которые связывают со слабой диверсификацией бизнеса. Да и в краткосрочном периоде есть, чем озаботиться - длинные контракты рано или поздно заканчиваются. А если позитивные показатели прошлого года частично обусловили платежи по ранее начатым проектам, то после небогатого на контракты 2009 г. на такой задел рассчитывать сложнее.
В числе признаков, указывающих на восстановление рынка ИТ-услуг, эксперты, опрошенные CNews, называют, помимо усиления активности со стороны заказчиков, оживление кадрового рынка. Напомним, что с началом кризиса ИТ-компании, уставшие от постоянного «удорожания» специалистов в предыдущие годы, связывали надежды на его «оздоровление». Действительно, «охота» за головами на какое-то время приостановлена, а после волны проведенных в конце 2008-начале 2009 гг. сокращений ИТ-консультанты стали как будто менее амбициозны в запросах. При этом требования со стороны работодателей ужесточились – как, собственно, к ним самим ужесточил требования рынок. Однако сейчас ситуация, видимо, постепенно возвращается к прежней - опытные и хорошо подготовленные специалисты вновь остро востребованы, начинающиеся проекты требуют быстрой мобилизации сил (а многие практики, как мы помним, были полузакрыты интеграторами в период "ужимания"). Соответственно, зарплатные ожидания соискателей вновь повышаются.
2009 год закончился отнюдь не так апатично, как 2008 г. Не то чтобы вернулся интерес заказчиков к проектам прежних масштабов и направленности – приоритеты как раз серьезно изменились. Важно то, что на ИТ-услуги, в том или ином объеме, готовы выделять средства и крупные, и средние компании. По-прежнему, в первую очередь, речь идет о тех сервисах, которые ориентированы на сокращение затрат и оптимизацию. По-прежнему заказчики экономят и ждут разумных цен, стремясь реализовывать не монструозные, а нишевые проекты. 2010 год демонстрирует признаки восстановления отрасли, однако структуру расходов на ИТ-услуги в России продолжает определять политика сокращения затрат и повышения эффективности.
Можно ожидать, что в дальнейшем на российский рынок ИТ-консалтинга будет влиять отложенный спрос, сформировавшийся в результате недофинансирования в 2008-2009 гг. В частности, консалтинг будет "поддерживать" волна нового всплеска затрат на модернизацию ИТ-инфраструктуры, которая ожидается уже в 2011 г. В целом от ИТ-консалтинга, как и от всего сервисного рынка, ждут не просто восстановления, но качественных изменений - например, с точки зрения форматов услуг.